1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДОМ.

Ежегодно отмечаемый, он служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира.

ВИЧ – один из самых молодых вирусов. Человечество знакомо с ним около 30 лет, и за эти годы уже более 25 миллионов человек погибли от СПИДа и еще 33 миллиона(поданным на конец 2008 г.) заражены, т.е являются ВИЧ-положительными.

Темп прироста ВИЧ-инфекции в России – один из самых высоких в мире. Но тяжелее всего ситуация на африканском континенте. Более 70% ВИЧ-положительных людей живут в Африке.

Сегодня мировое сообщество тратит на борьбу с ВИЧ более 8 миллиардов долларов в год, но этих средств катастрофически не хватает. Чтобы лечить всех, кому это нужно, денег требуется во много раз больше.

Точного ответа на вопрос о продолжительности жизни с ВИЧ никто не знает. По статистике – около 10 лет, но это очень условная цифра. Множество примеров дают надежду на гораздо более длительные сроки жизни.

3 декабря – Международный День Инвалидов.

 УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

ВЛАДИМИР КАЛМЫКОВ

Наш город – с необыкновенной историей и замечательными людьми, о которых уже написаны интересные книги.

            Одним из таких людей был Владимир Калмыков. Он был удивительным человеком. Память о нем жива и будет жить не одно десятилетие. Горожане приходят в музей, названный его именем. Большую часть своей жизни он прожил в плену у болезни. Владимир ослеп, не мог двигаться, и,  тем не менее,  продолжал писать стихи, проникнутые жизнелюбием, радостью жизни.

            Владимир Калмыков родился 6 июля 1932 г. в казачьей семье. Он рос любознательным мальчиком, любил слушать,  как поет его матушка. А бабушка его была замечательной сказительницей.

            В 1940 г. Володя поступает в первый класс школы № 18.  В годы Великой Отечественной войны учебу на некоторое время пришлось прервать. И только в 1948 г. он заканчивает семилетку. После школы В.Калмыков поступает  в Ростовской подготовительное училище, успешно заканчивает его первый курс и в числе отличников направляется в Московское артучилище.

            … Но при несении караула, за месяц до выпускных экзаменов, у молодого человека поднялась температура, он упал. Наступила слепота, отнялась речь, руки, ноги. Оказалось – это последствия, введенной накануне некачественной вакцины. Лечение в госпитале немного улучшило его состояние .С карьерой военного пришлось расстаться.

            Вернувшись домой,  В.Калмыков решает получить новую специальность и поступает на завод им. Никольского – токарем. В 1953 г. он поступает в геологоразведочный  техникум, но болезнь не дала возможности ему учиться.

В 1954 г. В.Калмыков направляется на лечение в Москву. В 1955 г. он возвращается в родной Новочеркасск. Из-за резко упавшего зрения ему трудно найти работу. И он идет в общество слепых, где работал до конца своей жизни. В феврале 1957 г. болезнь на 17 лет приковала его к  инвалидному креслу.

            Чтобы хоть чем-то себя занять, стал писать стихи и направлять их в городскую газету. Его творчество заметил известный донской писатель Анатолий Вениаминович Калинин. За короткое время о творчестве талантливого новочеркасского поэта узнали С.Михалков, С.Маршак и другие известные  советские поэты.

            При жизни поэта вышло 3 его поэтических сборника. Еще три – после его смерти. Умер Владимир калмыков 15 февраля 1974 г.

            А через год в его доме был открыт музей, носящий его имя. Здесь постоянно проводятся встречи с интересными людьми, вечера памяти, В 2004 г. в музее широко отмечалось 100-летие со дня рождения Николая Островского, автора романа «Как закалялась сталь». Судьбы этих двух творческих людей очень схожи.  Оба эти  Гражданина нашей страны, наперекор жизненным трудностям не потеряли своего внутреннего  стержня, своим творчеством она помогли сотням, тысячам людей обрести уверенность в себе, занять активную жизненную позицию, вопреки всем трудностям.

 

Но существует настоящее,

Неистребимое ни в ком,

Большое счастье, приходящее

К нам с материнским молоком.

То, что присуще от природы  нам,

То, чем мы дышим и живем,

Что самым громким словом – Родина –

С великой гордостью зовем.

ВЛАДИСЛАВ ТИТОВ.

            Судьба у этого человека поистине удивительна. Вырос в семье хлебороба на Украине, закончил горный техникум, пошел на одну из новых Донбасских шахт, стал горным мастером.

            Однажды на шахте, где он работал, случилась тяжелая авария. Вагонетка с углем, сорвавшись с рельсов, ударила в электрический кабель высокого напряжения и пробила его. Получилось короткое замыкание. И высеченный огонек побежал по кабелю к трансформатору. Находившийся рядом молодой, но уже опытный горняк Владислав Титов понял: если огонь доберется до трансформатора, последует взрыв и десятки его товарищей останутся заживо погребенными под землей. Выключить ток времени  не было, и горный мастер, чтобы предотвратить большую беду, кинулся к щитку и принял на себя удар в несколько тысяч вольт. Взрыва не произошло, но кабель еще горел, и шахтер бросился на него и закрыл огонь своим телом.

            Катастрофа была предотвращена. Подоспевшие товарищи нашли горного мастера, как им показалось сначала, бездыханным. Потрясенные бедой, горняки вынесли его неподвижное, обезображенное огнем тело. Они считали его мертвым. С тем и подняли на-гора этого отважного, спасшего им жизнь человека.

            Долгие годы врачи боролись за жизнь Владислава Титова.. Одну за одной ему сделали несколько операций. Ампутировали обе руки, но правую ногу, тоже поврежденную страшным огнем, все же удалось спасти. Искусство врачей и сильная воля пациента в конечном счете победили, говоря строкой Константина Симонова «всем смертям назло»,Владислав Титов остался жив. Из больницы он вышел с тяжелой формой инвалидности, без обеих рук, ампутированных, как говорится, под корень.Сразу же, без передышки, этот упорный, целеустремленный, волевой человек начал борьбу за выход в большую и деятельную жизнь.

            Но что может сделать в активной жизни человек, у которого руки отняты так, что не к чему даже пристроить действующие протезы?

            Но  целеустремленность, непобедимая воля могут творить настоящие чудеса. Еще в больнице Владислав стал обдумывать свое будущее. Что может сделать безрукий человек на любой, даже самой легкой работе? В минуты мучительных раздумий ему не раз на память приходил подвиг Николая Островского. Лишенный возможности передвигаться и даже  видеть, Островский все-таки продолжал активно жить и работать. Он писал, в душе его было желание «глаголом жечь сердца людей». Писательская профессия тянула и Владислава. Среди друзей он слыл неплохим рассказчиком. Но как писать, когда нечем держать перо, карандаш или стучать по клавишам машинки?

            Вот тут-то Владислав совершил нечто, что может показаться невероятным: он попробовал…взять карандаш в зубы и писать движением головы. Попробовал – получилось. Начался процесс долгих, мучительных тренировок. Писал по буквам, по слогам, учась постепенно соединять эти слоги в слова, во фразы. Ему было куда труднее, чем первоклашкам, ведь, низко наклоняясь над листом бумаги, он не мог даже четко увидеть то, что пишет. Приходилось тренировать память, двигать карандашом вслепую.  Мечтая о писательской профессии, автор выводил на бумаге букву за буквой и, словно вышивая по канве собственной жизни, рассказывал о себе, своей жене, друзьях, помогавших ему в трудные минуты. Его книга называется «ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО…»

 

ЛЮДМИЛА КИСЕЛЕВА

            Людмила Георгиевна Киселева родилась в 1942 г. в Подмосковье. Она – художник, журналист, общественный деятель, член Союза художников России, член Союза журналистов России.

            Будучи инвалидом детства, лишенная возможности самостоятельно передвигаться, она, тем не менее, сумела стать полноценным членом общества, обрела свое призвание в искусстве и журналистике, стала хорошо известна своими графическими работами и рисунками, публикациями в местной и центральной прессе. Людмила Киселева окончила Народный университет искусств им. Н.К.Крупской, факультет рисунка и живописи. Она участница многочисленных  выставок, автор многих статей, очерков и эссе.

            Многие знают ее поэтичные и проникновенные графические листы, не подозревая о том, что у автора этих светлых рисунков миопатия т.е. прогрессирующее отмирание мышечной ткани, неизбежно приводящее к полной неподвижности.

            О своем творчестве Людмила Георгиевна пишет: Если Бог дал мне талант, то это интерес к людям, жажда преобразовывать в их душах уныние в радость, безнадежность – в надежду и веру. Для этого и рисование, и писание. Если бы знала, что людям это не нужно, перестала бы и рисовать, и писать, ибо для себя – не интересно».

            В конце 1980-х  она сердцем почувствовала, что от нее нужно людям, и взяла на свои плечи заботу о самых беззащитных, самых обездоленных членах общества – детях-инвалидах, детях-сиротах. Людмила Георгиевна организовала Боровский филиал Центра адаптации детей-сирот и инвалидов и несет о нем попечение.

            И это при том,  что  последние семь лет она может только лежать, у нее осталась подвижной лишь кисть правой руки. В одном из интервью она сказала: «этого вполне достаточно, чтобы крутить телефонный диск, названивая в поисках денег». Добытые деньги идут на лечение детей-инвалидов, и на их летний отдых вместе с мамами, на экскурсионные поездки.

            А еще Людмила Георгиевна работает над книгой-пособием для инвалидов о том, «что я буду делать, когда умрет мама». С простыми и ясными рекомендациями, что и как делать человеку, чтобы преодолеть свалившееся на него горе и по мере возможности избежать дома инвалидов, попытавшись самому стравиться со сложностями предстоящей одинокой жизни..

            Только этого, далеко не полного перечня сделанных Киселевой дел достаточно, чтобы остро почувствовать: далеко не у каждого здорового человека хватит на них физических и душевных сил. Творческая и общественная деятельность Людмилы Георгиевны оказали и оказывают огромное влияние на духовную жизнь многих и многих россиян. Она удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством».

            «Если не можешь передвигаться, - любит говорить Людмила Георгиевна, - надо научиться вращать мир вокруг себя, важно, какую при этом ставишь цель».

 

НИКОЛАЙ АГАРКОВ

            Что может делать человек, у которого нет ни рук, ни ног? Казалось бы, ничего: жизнь, ограниченная рамками одной комнаты, и полная зависимость от окружающих. Но это  - не про Николая Агаркова. Инвалид с рождения (врачи в роддоме обнаружили, что у младенца вместо ручек и ножек «разноразмерные останки бедер и плечей»), он стал замечательным художником, в галерее которого насчитывается более 500 полотен.

            Наблюдая за тем, как Николай Агарков рисует, с трудом веришь, что это вообще возможно. Сидя на каталке у импровизированного мольберта и зажав карандаш или кисть локтями, он уверенными движениями прорисовывает каждую деталь. Картины у Агаркова теплые и трогательные.

            «Я с первых дней жизни ощущал себя обычным человеком, - делится воспоминаниями Николай, - но знал, что учиться жить мне придется дольше, чем другим… Просто привык к положению вещей, плакать было некогда… Некоторым нравится поныть, нравится, когда их жалеют. Мне это никогда не было нужно, и люди понимали это и всегда общались со мной на равных. Спасибо родителям, они меня так воспитали».

            Мария Васильевна, Колина мама, вспоминает, как тяжело было сдерживать себя и приучать ребенка полностью обходиться без посторонней помощи. Зато теперь она с гордостью говорит: «Он у нас все умеет: и еду готовит, и уберет в доме; если что-то сломается – починить сможет. Он у нас такой: что задумает – обязательно сделает. Не отступит, если с первого раза не получается». И действительно, не отступает: с 2-х лет – рисует, с 5-ти – пишет, после окончания школы получил профессию бухгалтера-экономиста, работает по специальности, а все свое свободное время посвящает живописи. Работы Николая Агаркова выставлялись на первом Международном фестивале творчества инвалидов, его персональные выставки прошли в ряде музеев Германии.

            Несколько лет назад список увлечений Николая пополнился: он научился работать на компьютере. Теперь общается с новыми людьми в Интернете, узнает новости, осваивает новые программы. И это человек, у которого нет рук и ног! На вопрос: «Как это у него получается?», Николай с улыбкой отвечает:

«Молча. Считаю, что при необходимости любой инвалид с неповрежденным позвоночником сможет делать все, что угодно. Прежде всего, нужно реабилитироваться в своем сознании, т.е. правильно оценивать свое положение и возможности. Каким ты покажешь себя в обществе, таким  оно тебя и воспримет. Что я не могу из того, что могут другие? Пожалуй, только стихи писать. Но были б у меня руки и ноги, я бы и тогда поэтом не стал. А со всем остальным я в состоянии справиться. Так что мне жаловаться?»

 

АЛЕКСЕЙ  ШЛЫГИН

Наверняка те из вас, кто ходит в нашу библиотеку с раннего детства, помнит книги стихов Алексея Шлыгина «Ложка-неотложка», «Мартовские догонялки», «Богатырский дозор». И мало кто знает, что автор этих замечательных, добрых, вызывающих улыбку стихов более полувека был прикован с инвалидному креслу.

Алексей Иванович Шлыгин родился в семье сельских учителей. Еще в школе, он начал писать стихи, с удовольствием рисовал. Поэт вспоминает: «Учась в третьем классе, я написал свое первое стихотворение… об одной девчонке, которая любила погулять, но забывала про уроки. На перемене  я получил от рассерженной одноклассницы увесистую затрещину. Это был мой первый литературный гонорар».

После окончания семилетки, Шлыгин поступил в политехникум, но успел закончить только первый курс. Страшный диагноз – миопатия, т.е. мышечная атрофия, - сделал невозможной не только учебу, но и просто нормальную человеческую жизнь. Болезнь прогрессировала, надвигалась полная недвижимость. Трудно представить, что чувствовал юноша, зная, что медицина в его случае бессильна, и четко представляя, что ждет его в будущем. Но тут-то и сказался бойцовский характер Шлыгина: преодолев психологический кризис, он сдал экстерном экзамены за среднюю школу и окончил факультет рисунка и живописи Заочного народного университета искусств. Работать руководителем изостудии(на что давал право диплом) не пришлось из-за ухудшения физического состояния. Зато знания, полученные в университете, позволили какое-то время выполнять художественно-оформительские работы небольшого формата. Когда подвижными остались только кисти рук, Алексей Иванович стал заниматься негативным ретушированием фотопортретов. Для него это была почти непосильная нагрузка,  каждые полчаса он откидывался на спинку  кресла-коляски, чтобы хоть немного дать отдых спине, а к ночи валился в кровать совершенно измученный физически. Но он очень дорожил своей работой. Она не только поддерживала материальный достаток семьи, но и позволяла Шлыгину посильно участвовать в «нормальной» жизни и как невидимым щитом ограждала от ненавистной ему жизни «растительной».

Однако главное, что позволило этому мужественному человеку не просто выжить, но и состояться как личность, было, конечно же, творчество.

В записках «О себе» Алексей Иванович писал:: «Но как бы ни измотала меня работа, в пять утра я должен проснуться. Проснуться, потому что с предыдущего дня осталась маленькая зацепочка – торчит хвостик еще не написанного стихотворения. Просыпаюсь рано утром, и пока еще спят жена и дочь, обдумывать в этой предрассветной  тишине  что-то запавшее в душу, вытягивать строчку за строчкой, биться над непослушной рифмой я приучил себя давно. Вот из этих крох полтора десятка лет будет собираться мой первый сборник стихов».

В 1974 г. поэт был принят в Союз писателей СССР. За 66 лет , что ему было отпущено судьбой, свет увидели 24 сборника стихов. Он лауреат многих всесоюзных и всероссийских премий, лауреат международной премии «Филантроп» 2006 г. Его стихи, будь то детские или взрослые – «улыбчивая», светлые, умные.

За всю свою нелегкую жизнь Алексей Иванович ни разу не посетовал на судьбу. «Я благодарен жизни за то, что мне досталась не самая легкая судьба. Только в преодолении человек познает самого себя. Не тот, кто идет по гладкой дорожке, а тот, кто поднимается по отвесной скале, знает настоящую цену жизни».

МАРГАРЕТ  ШТАЙФФ

Плюшевый мишка – любимая игрушка всех детей. Трудно представить ребенка, выросшего без этого замечательного, уютного друга. А ведь ему всего-навсего чуть более ста лет, и  история его появления столь же сказочна, как и он сам. Но связана она не с волшебной принцессой на хрустальном троне, а с маленькой немецкой девочкой в инвалидном кресле-коляске.

24 июля 1847 г. в Гинген дер Бренц, маленьком немецком городке, родилась Маргарет Штайфф. Она была третьим ребенком в семье. В возрасте полутора лет Маргарет заболела тяжелой формой полиомиелита, который пожизненно приковал ее к инвалидной коляске. В то время казалось, что у нее нет абсолютно никаких перспектив на будущее. Деятельная натура девушки сопротивлялась предначертанному ей пассивному течению жизни. Много думая о том, чем бы себя занять, Маргарет перебрала множество вариантов. Хотелось, чтобы они и физически были ей доступны, и душа бы на них откликалась. Наконец она остановилась на шитье, но отец активно возражал против этого, желая уберечь ее, как ему казалось, от неизбежных разочарований. Тогда она сама выучилась шить, показав родителям, что  они недооценивали ее.

Приятно удивленный отец в 1874 г. перестроил дом таким образом, чтобы на первом этаже соорудить мастерскую для Маргарет. С этого времени можно вести отсчет создания всемирно известной фирмы по изготовлению мягких игрушек «Штайфф». Маргарет оказалась талантливой портнихой, и список ее клиентов рос день ото дня. Перед Рождеством 1880 г. она сшила восемь маленьких слоников-игольниц для подарков. Слоны были так красивы и так понравились покупателям, что вскоре после рождества покупатели буквально осаждали мастерскую в надежде приобрести замечательную игрушку. С этого момента слоников стали шить в мастерской, как только появлялась пауза между основными заказами на изготовление одежды. Затем появилась идея продавать слоников на рынке в Хейденхейме. Так постепенно маленькая швейная мастерская превращалась в фабрику и неуклонно сдвигала приоритеты в сторону изготовления игрушек.

Стали расширять ассортимент игрушек – появились котята, щенки, розовые свинки. Энергия и целеустремленность Маргарет приносили свои плоды, хотя нетрудно себе представить, как нелегко ей это давалось. В знаменательном для Маргарет 1892 г.,  был напечатан первый иллюстрированный каталог мягких игрушек. К этому времени коллекция включала фигурки обезьян, ослов, лошадей, верблюдов, кроликов, жирафов, мышей, а также слонов.

В 1902 г. ее племянник Ричард разработал новый тип мягкой игрушки – с подвижными лапами из мохерового плюша и стеклянными глазками. Но из-за дороговизны материалов был риск поставить под угрозу финансовое благополучие компании. Но на Лейпцигской ярмарке 1903 г. медведь стал хитом! Одна фирма по продаже игрушек купила все 3000 медведей на последней минуте. Маргарет и Ричард по результатам ярмарки получили золотые медали и высшую награду года – Гран-при. Медвежонок стал очень популярен в США, и мастерская едва справлялась с потоком заказов. Президент США Теодор Рузвельт, увидев немецких мишек, проникся к ним такой симпатией, что выступил в защиту живой природы, сделав это одним из направлений своей политики. Медведей перестали истреблять, и это принесло свои плоды. Если в 80-х г.г. XX столетия в США насчитывалось около 160000 особей черного красавца, то теперь их около 750000. Есть старая открытка, в центре которой силуэт президента Рузвельта, по бокам умильные мордочки мишек и надпись: «Спасибо, Тедди!» Считается, что с тех пор плюшевых мишек стали повсеместно называть именем Тедди.

Популярность Тедди-бэра была столь велика, что во избежание подделок фирма ввела дополнительный элемент в товарный знак: «Пуговица в ухе». С 1903 по 1907 г. было сшить 1,7 млн. шт. игрушек. Так началось победное шествие плюшевого мишки по планете, которое могло и не состояться, если бы маленькая девочка в инвалидном кресле не решилась в один далекий и прекрасный день изменить предопределенную ей судьбу.

Маргарет Штайфф умерла 9 апреля 1909 г. от пневмонии в возрасте 61 года. Ее жизнь- яркий пример того, чего можно достичь мужеством, силой воли и любящим сердцем, находясь даже в очень сложной ситуации.

ГЕННАДИЙ ГОЛОБОКОВ

Жил-был в деревне Малая Быковка одаренный мальчик Гена Голобоков, радовался жизни, писал стихи, рисовал, вырезал с дерева и лепил из глины. И, конечно же, как все его сверстники, мальчишки родившиеся в предвоенную пору, страстно мечтал о космосе, о далеких и таких замечательных планетах. Зачитывался журналом «Техника – молодежи», потом стал ходить в библиотеку и просить у библиотекарей книги по физике, астрономии, математике. Жизнь обещала так много, но один неудачный прыжок в  реку с высокого берега поставил крест на всех его мечтах и планах. Перелом позвоночника – врачи спасли ему жизнь, но приговор консилиума был однозначен: паралич, полная неподвижность, надежды на выздоровление нет. Можете себе представить отчаяние мальчишки – все, что было доступно еще вчера, стало навсегда невозможным…

Но Геннадий сумел не впасть в отчаяние и стал методично и упорно создавать для себя свой мир, в котором нашлось бы место для мечты и творчества. Примерами для парализованного юноши стали люди, силой человеческого духа победившие болезнь и немощь: Маресьев – летчик, летавший без ног, Николай Островский – слепой парализованный писатель, солдат, о котором писали газеты, восстановивший подвижность руки с перебитым нервом…

Ежедневное, предельное напряжение всех сил: специально разработанная самим Геннадием гимнастика, многочасовые попытки рисовать снова и снова, упражнения в концентрации, чтение, работа над собой. Через несколько лет парень научился ограниченно двигать руками. И это была огромная победа! Мать грунтовала для него метровые холсты, которые он ставил себе на грудь и лежа начинал  писать, зажав кисть между навсегда судорожно сжатыми пальцами. Геннадий едва доставал до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно «вверх ногами». Геннадий научился видеть картину в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: «Космонавт в космосе умеет работать хоть вниз головой». Иногда мелкие детали прописывал, зажав кисть зубами. Первые картины были до боли неудачными, но он продолжал работать.

Судьба отняла у него все, кроме мужества, воли и таланта, развитию которых, как был уверен Геннадий Григорьевич Голобоков, нет предела. Через 6  лет, в 1958 г. он заканчивает живописное отделение Заочного народного университета искусств в Москве, начинает участвовать во всесоюзных выставках самодеятельных художников, соревнуясь со здоровыми людьми. Художника, прежде всего интересует подвиг человека – покорителя космоса, его сыновья, неразрывная связь с родной Землей. Это видно даже из названий его картин: «Земля и Космос», «Труженики Космоса», В 1967 г. он становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Никто из жюри не знал про то, что Геннадий Голобоков практически полностью парализованный инвалид 1-й группы. На этом настаивал сам художник, он не хотел никаких скидок себе, никакой жалости.

Пробовал Геннадий Григорьевич свои силы и в поэзии. Его стихи печатались в различных журналах. А в 1986 г. вышел его первый  и единственный сборник «Последняя высота».

Он умер внезапно, с карандашом в руках – в 43 года. После него осталось около 200 работ, которые художник написал за 26 лет своей творческой работы, кроме этого – сотни рисунков и набросков.

Вот как он писал о себе:

Вовек не променяю долю

И жизнь, и смерь до дна испить…

Ведь если жить своей лишь болью,

То есть ли смысл на свете жить?.

 Список  рекомендованной литературы:

1.Трифонова Н.М. Удивительные судьбыБиблиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып.34)

2. Алексин А.Г. Раздел имущества

3. Андерсен Г.Х. Ангел, Стойкий оловянный солдатик

4. Бажов П.П. Хрупкая веточка.

5. Катаев В.П. Цветик-семицветик

6. Короленко В.Г. Слепой музыкантЛиттл Д. Слышишь пение?

7. Лиханов А.А. Солнечное затмение.

8.Островский Н.А. как закалялась сталь

9. Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке.

10. Титов В.А. Всем смертям назло.

 4 декабря – День заказа подарков Деду Морозу.

По статистике наш Дед Мороз получает около трехсот тысяч писем в год, а Санта-Клаус – более миллиона. В Великом Устюге – родине славянского Деда Мороза – для хранения корреспонденции строится отдельное здание почты. Первые письма почтальоны находят  в конце  ноября. По словам сотрудников почтампта, из года в год просьбы детей становятся все более невыполнимыми. В прошлом веке дети просили щенка или велосипед. Сейчас почти все мечтают получить компьютер. Встречаются и необычные просьбы – найти маме высокооплачиваемую работу или привезти сестре красивого жениха.

Адрес, по которому надо отправлять письмо Деду морозу: 162340, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дом Деда Мороза.

            Прототипом Деда Мороза, его американского собрата Санта Клауса считают епископа Николая, который жил в IV веке и творил добрые дела, раздавая детям подарки. Предком нашего, отечественного Деда Мороза считают восточнославянский дух холода Трескун(Студенец, Мороз).

Днем рождения информатики в России считается 4 декабря 1948 год. Ученые И.С.Брук и Б.И. Рамаев в августе 1948 г. представили проект автоматической вычислительной машины, а к концу этого же года были сделаны предложения по разработке и строительству цифровой вычислительной машины.

            4 декабря 1948 г. была внедрена в жизнь цифровая вычислительная машина.

5 декабря – Международный День добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный День волонтеров).

Волонтеры (добровольцы) – это люди, которые свое свободное время тратят на благо общества. Во  всемирной декларации Добровольцев сказано, что они имеют право посвящать свой талант, время, энергию индивидуальным и коллективным акциям, не ожидая вознаграждения.

5 декабря – 150 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) – русского художника.

Родился К.А.Коровин 23 ноября 1861 г. в состоятельной купеческой семье.

В копии метрической книги Сергиевской церкви за 1861 г., в первой части, под № 102, записано: «Ноября двадцать третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайловича Коровина и законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же месяца…Таинство крещения совершал приходский священник Симеон Поспелов с притчом…»

В 1875 г. К.Коровин поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь же учился и его старший брат Сергей (художник-реалист).

В 1877 г. представив написанные за время каникул пейзажи Константин Коровин переходит на отделение живописи в класс А.К.Саврасова.

Под влиянием наставника Константин Коровин в своей работе отдал предпочтение пейзажу.

С 1882 г. преподавателем К.А.Коровина становится В.Д.Поленов, который в своей преподавательской деятельности много внимания уделял вопросам художественной формы.

Известность молодому художнику принес «Портрет хористки», который он в 1883 г. написан на пленэре.

В 1886 г. Константин Коровин заканчивает училище,  со званием неклассного художника.

На даче Поленовых в Жуковке летом 1887 и 1888, он создает ряд ярких полупортретов-полужанров, на которых запечатлены члены поленовской семьи(«За чайным столом», «В лодке»).

В 1885 г. С.И.Мамонтов, с которым К.А.Коровин познакомился, будучи членом Абрамцевского кружка, создает частную  оперу и приглашает художника принять участие в оформлении ряда оперных постановок: «Аида» (Дж. Верди), «Лакме» (Л.Делиба), «Кармен» (Ж.Бизе), «Псковитянка» (Н.А.Римский-Корсаков).

Большую роль в творчестве художника сыграли поездки на Север. Красоту северных мест запечатлел  Коровин в большом количестве пейзажей: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Мурманский берег» и др.

В 1900 г. Коровин  назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке в Париже. За оформление Кустарного павильона и за свою живопись художник получил 11 наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его орденом Почетного  легиона.

С начала ХХ века Коровин все больше внимания уделяет театру. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве.. Он первый, кто создает на сцена «декорации настроения», которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. Им оформлены оперы «Руслан и Людмила»(1901), «Жизнь за царя» – М.И.Глинки, «Князь Игорь» - А.П. Бородина, «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» - Н.А.Римского-Корсакова

С 1901 г. К.Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Во время первой мировой войны К.Коровин был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий.

В 1923 г. Коровин выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где и остался на постоянное место жительства. Париж стал одной из любимых тем художника(«Парижское кафе», «Кафе де ля Пэ», «Париж. Площадь Бастилии»

В последние годы жизни он плодотворно работает в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии.

Умер Константин Коровин 11 сентября  1939 г.

«Деньги… Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами. Живите в свой комнате, окруженной красками, акварелью, пастелью…Всем пишите, пробуйте себя во всем. Больше ешьте, будьте здоровым, веселым, но все для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишеня, наслаждаться своим искусством…Знайте веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл – погиб».             К.Коровин

 9 декабря – День Героев Отечества. Эту памятную дату установила Госдума в 2007 году. Авторы законопроекта предлагают чествовать в этот день Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Дата 9 декабря выбрана в связи с тем, что в этот день в 1769 году императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени отличия, и первая из них была наивысшей. Эти орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Статус высшей военной награды России был возвращен ордену в 2000 году.

9 декабря – День рождения компьютерной мыши.

Первая мышь была изобретена Дугласом Энгельбартом – американским изобретателем Стендфордского исследовательского института. Это изобретение представляло собой деревянный куб на колесиках и имело одну кнопку. Имя изобретение получило благодаря приводу, который напомнил ученому хвост мыши.

Чуть позже этим  изобретением заинтересовалась компания Xerox,, которая изменила конструкцию мыши(похожую на современную) и впервые в 1970 г. представила ее как часть персонального компьютера. Эта мышь имела три кнопки, диски были заменены на шарики и ролики. И стоила она 400 долларов.

В 1983 г. компания Apple выпускает свою мышь, которая уже стоила 25 долларов. Сегодня существуют как механические и оптические, так и лазерные и беспроводные мыши.

10 декабря – Международный День прав человека.

Что такое права человека?

Некоторые словари определяют это слово как «привилегия»

Каждый человек наделен определенными основными  правами – просто потому, что он  человек. Это не просто какая-то привилегия, которую можно отнять по чьей-то прихоти. Они являются «правами2 потому, что они определяют, кем вам можно быть, что вам можно делать, и что вам можно иметь. Эти права предназначены для защиты вас от тех людей, которые могут захотеть причинить вам вред или боль. Они также нужны для того, чтобы иметь возможность сосуществовать с другими людьми.

Когда права человека плохо известны людям, могут возникнуть такие нарушения, как дискриминация, нетерпимость, несправедливость, тирания и рабство.

После злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны, в 1948 г. была подписана Всеобщая декларация о правах человека ООН. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы, справедливости и мира.

Где написано о правах человека?

Права человека – это не просто громкие слова. Существует множество международных документов по этой теме, которые действуют на территории России.

Это:

- Всеобщая декларация прав человека

- Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

- Конвенция о правах ребенка

-Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

- Конституция РФ. Глава 2. Права и свободы человека.

10 декабря – Всемирный День футбола. Проводится по решению ООН.

Первое официальное упоминание о футболе было найдено историками в китайских источниках. Эти упоминания датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Когда игра появилась впервые, никто достоверно не знает. В России первый, официально зафиксированный футбольный матч был проведен 24 октября 1897 г.. А в 1930 г. в Уругвае прошел первый Чемпионат мира по футболу.

10 декабря – День Нобеля. Это одно из ключевых событий в общественной и интеллектуальной жизни Швеции – Нобелевский день – ежегодное вручение Нобелевской премии, которое проходит в стокгольмском Штудхусет (городской ратуше). Нобелевские премии по физике, химии, физиологии или медицине, литературе и экономике вручает лауреатам его Величество Король Швеции на церемонии, проходящей в годовщину смерти Альфреда Нобеля (в 1896 г. в сан-Ремо). Каждый лауреат получает золотую медаль с изображением Нобеля и диплом. Величина денежной премии изменяется ежегодно и составляет примерно 1 миллион долларов.

10 декабря – 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова – поэта, писателя (1821-1878)

Родился будущий поэт 10 декабря 1821 г. в Немирове подольской губернии. Семья  отставного майора Алексея Сергеевича Некрасова была небогата, хотя и относилась к мелкопоместным дворянам. Елена Андреевна – мать поэта, была необыкновенно умной и образованной женщиной. В семье царила довольно тяжелая атмосфера, из-за властного характера отца. Николай Алексеевич с детства видел, как тяжела жизнь крепостных, так как его отец не щадил своих работников и обращался с ними жестоко.

Некрасов учился вначале в Ярославской гимназии. А в 1838 г., вопреки воле отца, который мечтал видеть своего сына военным, предпринял попытку поступить в Петербургский университет. Но сдать все экзамены не смог. Не желая возвращаться в домашнюю обстановку,  он остается на правах вольнослушателя филологического  факультета университета. Чтобы хоть как-то выжить, отец возмущенный самовольным решением сына, лишил его материальной поддержки, Николай Алексеевич идет на самую низкооплачиваемую работу в газетах и журналах, начинает писать стихи. В 1840 г. ему удается издать свой первый сборник стихов «Мечты и звуки».  В это же время он занимается написанием критических статей, фельетонов и водевилей.

 В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г.Белинским.

В 1847 г. Н.А.Некрасов и Панаев становятся хозяевами журнала «Современник» Журнал приобретает широкую популярность среди мыслящей интеллигенции.

В эти же годы Николай Алексеевич встречает свою любовь А.Я.Панаеву. Под венец с ней не идет, живут вместе гражданским браком, занимаются совместно литературным творчеством.

Н.А.Некрасов использует все свои связи, чтобы удержать «Современник» от разорения и защитить от натиска цензуры. В журнале он публикует собственные статьи, помогает юным писателям, размещая на страницах своего издания их произведения.

В 1862 г. на восемь месяцев правительство закрывает «Современник». В это же время арестовывают Чернышевского, начинается гонение на писателей, разделявших демократические и революционные идеи.

В 1863 г. Николай Алексеевич добивается разрешения на возобновление работы журнала. В этом же году на его страницах был опубликован роман Чернышевского «Что делать?»

В 1866 г. после неудачной попытки убийства императора Александра II, журнал «Современник» закрывается. Все попытки Некрасова реанимировать свое «детище» оказываются безуспешными.

Лишь в 1868 г. Николай Алексеевич арендует журнал «Отечественные записки», редактором которого он останется до конца своей жизни. Благодаря этому изданию читатели знакомятся с произвед6ениями  самого Некрасова, а также М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Островского, Д.И.Писарева..

В 1875 г. Н.А.Некрасов узнает, что болен раком, соглашается на операцию, но все попытки лечения оказываются безуспешными. У постели умирающего поэта в эти годы находится его жена Зинаида Викторова, которая помогала ему во всем в последние годы его жизни. Чтобы хоть как-то поддержать мужа, она читает ему письма и телеграммы, которые в огромных количествах приходят в дом Некрасовых со словами поддержки.

Умен Николай Алексеевич Некрасов 8 января 1878 г. в Петербурге. На его похоронах присутствовало несколько тысяч человек.

 

«Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…»

                        «Мы любим сестру, и жену, и отца,

                        Но в муках мы мать вспоминаем!»

«Чем больше знакомишься с наукой, тем больше любишь ее.»

                        «Прекрасное есть жизн.».

                                                                       Н.А.Некрасов.

 

11 декабря – Международный День гор.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

… Горный массив Кондер в Хабаровском крае – это единственный массив в мире, имеющий форму почти идеального кольца. При этом он является не кратером вулкана, а следствием  магматической интрузии – выхода магматических пород из глубинных слоев земли.

…В Российской Федерации горы и возвышенности расположены в 43-х субъектах и покрывают более половины территории  страны.

… Гора Эверест  считается самой высокой вершиной в мире, сформировавшейся около 60 миллионов лет назад. Высота горы составляет 8850 м. И каждый года она увеличивается еще на 4-10 сантиметров. Гора Эверет расположена вдоль границы Непала и Тибета. В каждой из этих стран ее называют по-своему. В Непале – «Сагарматха»(«Богиня Неба»), а в Тибете – «Джомолунгма»(«Богиня – Мать Вселенной»).

Самое долгое пребывание на вершине горы было совершено альпинистом Бабу Чири Шерпа, который находился на ней в течение двадцати одного с половиной часа.

В мае 2001 г. Эрик Вайенмайер из США совершил ошеломляющий подвиг, став первым слепым человеком, покорившим гору Эверест.

… когда в 1856 г. было впервые сделано измерение высоты горы Эверест(Джомолунгма), оказалось, что в английских мерах длины она составляет 29 тысяч футов(8848, 13м). Чтобы это значение не казалось выдумкой, а точность измерений не подвергалась  сомнению, официально было объявлено о 29002 футах.

…в Книге Рекордов Гиннеса рекорд «самой высокой горы» за земле принадлежит не Эвересту. На самом деле, рекордсменкой является Мауна-Кеа(в переводе с гавайского «белая гора»), которая расположена на острове Гавайи. Мауна-Кеа – это вулкан, занимающий почти четверть территории острова(последнее его извержение было примерно 4000-6000 лет тому назад). Он возвышается над уровнем моря «всего» на 4205 м, зато от основания, которое скрыто под водой Мауна-Кеа поднимается на целых 10205 м – абсолютный рекорд высоты горы.

Эверест же остается самой высокой горой над уровнем моря.

…у берегов Центральной Америки расположен самый известный естественный маяк. Всем морякам хорошо известен вулкан Ицалко (или Исалько), высотой около 2000 метров. А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздается подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб, высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются на протяжении 200 лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Это одна из самых важных дат для россиян. Конституция является  ядром всей правовой системы России.

15 декабря – День чая.

Каждый год 15 декабря отмечается международный день чая. Считается, что чай был открыт (именно как напиток) вторым императором Китая – Шеном Нунгом около 2737 года до н.э.

12 декабря – 190 лет Гюставу Флоберу(1821-1880) – французскому писателю, автору романов: «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо», «Иродиада», пародийного  «Лексикона прописных истин»

«Всякая душа измеряется огромностью своего стремления»

«Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше»

«Точность мысли обуславливает точность выражений»

«Настойчивасть смягчает судьбу»

«Все изнашивается, даже горе»

«Все, что прекрасно, - нравственно».   Гюстав Флобер

 Отец его был очень известным врачом, заведовал хирургическим отделением в руанском госпитале. Мать была родом из старинной нормандской семьи.

Гюстав родился в госпитале и  жил там в квартире отца до 18 лет. Может быть этим и объясняется его влечение к зрелищу болезни и смерти, к сильным и мрачным ощущениям, когда он еще совсем ребенком тайком перелезал через стену и наблюдал работу  паталогоанатомов. Повзрослев, его  увлечение таинственным стало еще сильнее.

В 1840 г. Флобер отправился в Париж изучать право, не чувствуя особого призвания к юридическим наукам. Жил в Париже довольно уединенно, избегал общества товарищей, посещая лишь нескольких художников, в том числе скульптора Прадье. Будучи у него в гостях, познакомился с Виктором Гюго и писательницей Луизой Коле.

Учебу пришлось прервать в 1845 г., когда пришло известие о смерти отца и сестры Каролины. Мать Флобера очень страдала от одиночества, и ради нее Гюстав легко решил оставить Париж, который он не любил.

Он поселился с матерью в Круассе, близ Руана, в маленьком живописном поместье, где и прожил до самой смерти, ведя одинокий образ жизни, работая без устали.

За всю свою жизнь он совершил только два продолжительных путешествия: в 1846 г. по Бретани, в 1849 г. – на Восток, оба раза сопровождая своего друга Максима Дю Канна.

С 1846 г. Флобер увлекся литературой, много читал, делал подготовительные работы к своим будущим произведениям, писал о своих планах и мыслях друзьям. К этому же времени относится и начало его романа с Луизой Коле. Это была его единственная привязанность, длиной в восемь лет

Путешествие  по странам Востока: Египту, Сирии, Палестине и Греции, произвело на него сильное впечатление.

Первый его роман «Мадам Бовари», вышедший в 1856 г., произвел на общество сильное впечатление. Против Флобера был даже возбужден процесс за оскорбление этим романом общественной нравственности. Но после горячих судебных прений, автор был оправдан.

Конец Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения со своим лучшим другом Максимом Дю-Каном.К этому времени, его мать уже умерла, материальное положение ухудшилось, так как значительную часть своего состояния Г.Флобер уступил бедным родственникам.

Полного одиночества писатель в старости  не испытывал, благодаря нежным заботам своей племянницы, мадам Комманвиль,  а также дружбе с Жорж Санд.  Большое утешение доставлял ему также Гюи де Мопассан, сын одной из его подруг детства. Флобер заботился о развитии его молодого таланта, и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера. Он умер от апоплексического удара.

В 1890 г. в Руане ему поставлен памятник, работы известного скульптора Шапю.

25 декабря – 290 лет со дня рождения Уильяма Коллинза (1721-1759) – английского поэта.

Родился будущий поэт в семье богатого торговца Его отец был шляпным мастером В юности Уильям получил образование в Уинчестере – колледже, а затем стал студентом в королевском колледже, получил степень бакалавра. Но внезапно он бросает учебу и в 1744 г. уезжает в Лондон, с небольшими деньгами в кармане. Но со многими литературными проектами в голове. Коллинз занимается историей Возрождения, планирует написать трагедию, но из-под его пера  «выходит2 только несколько стихотворений и од.

Коллинзу не везло, он был беден, хотя широко образован, знал итальянский, французский и испанский языки, занимался переводами с латинского и древнегреческого языков.

У него было особое воображение, он любил фей, гениев, гигантов, чудовищ, наслаждался великолепием золотых дворцов и водопадами садов Элизия.

Это был человек твердых моральных устоев и непоколебимых принципов. Последние годы его жизни были жалостливы и печальны. Несколько лет  Коллинзом владела депрессия, и чтобы избавиться от нее, он совершил путешествие во Францию. Однако по возвращении , заболел и умер в 1759 г. в Чичестере.

Элегия Коллинза на смерть Томсона, написанная им в 1749 г., считается одним из лирических шедевров поэзии XVIII века.

28 декабря – Международный День кино. В этот день в 1895 г. в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер. В 1985 г. французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф» 22 марта 1895 г. братья устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают – пока только узкому кругу друзей – коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Но днем рождения кино считают 28 декабря того же года. В этот день Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Демонстрация заставила зрителей вскочить с мест,  от страха получить травмы или быть задавленными двигающимся поездом.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 г. Он назывался «Понизовая вольница»(режиссер Владимир Ромашков). Фильм поставлен по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.

Ноябрь – последний осенний месяц.

Кроме того, что он завершает  пору, которая,  по словам А.С.Пушкина «очей очарованье»,  в ноябре мы отмечаем несколько официальных и неофициальных праздников.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и сценарных разработок, опубликованных на страницах периодических изданий «Читаем, учимся, играем», «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Библиотека в школе», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», которые помогут вам при подготовке уроков, классных часов и праздничных мероприятий, приуроченных к  той или иной знаменательной дате.

 4 ноября – День народного единства. День воинской славы.

«4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец патриотизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

 

  1. Салькова Л.Ю. С гордостью о России: викторина по истории, посвященная российским событиям и знаменитостям для учащихся 7-8 классов. // Читаем, учимся, играем. – 2011 г. - № 1. – с.44.
  2. Дорожкина Н.И. Сыны Отечества, освободившие Россию: литературно-исторический вечер посвященный периоду Смутного времени, для учащихся 7-9 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 9. – с.36.

 

 

11 ноября – 190 лет со дня рождения русского писателя  Федора  Михайловича Достоевского(11.11.1821 – 9.02.1891).

            В 2011 г. исполнилось 505 лет роду Достоевских.

Согласно современной версии происхождение писателя, его предки берут начало от великорусского рода Ртищевых.

 

« Творчество Достоевского есть русское слово о всечеловеческом. Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком». Н.А.Бердяев.

  1. Карнизова Н.В. Расшифруйте эти имена: материал к уроку литературы о творчестве Ф.М.Достоевского для учащихся 10-11 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 8. – с.46.

 

Предлагаемая игра-викторина может быть использована, и как конкурс, и как эпизод урока, посвященного творчеству Ф.М.Достоевского.

 

Задание 1

Федор Михайлович Достоевский написал:

А) «Бедная Лиза»

Б) «Бедные люди»

В) «Бедность не порок»

Г) «Бедная  невеста».

Задание 2

Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи-процентщицы ради:

А) денег

Б) оправдания своей теории

В) близких ему людей: матери и сестры

Г) семьи Мармеладовых

Задание 3

Укажите, чей путь был отвергнут Раскольниковым:
А) Лужина

Б) Свидригайлова

В) Сони

Г) Разумихина

Задание 4

Определите, кому из героев романа принадлежит высказывание:

А)»Возлюби прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано»

Б) «Надо жить весело!»

В) «Это человек-то вошь!»

1. Свидригайлов

2. Лужин

3. Соня

Задание 5

С какого момента начинается преступление Раскольникова:

А) после убийства старухи-процентщицы

Б) во время убийства

В) до убийства

Задание 6

С какого момента начинается наказание Раскольникова:
А) до убийства

Б) после убийства

В) после признания Соне

Г) на каторге

Задание 7

Что несет миру теория Раскольникова:

А) индивидуализм и преступную философию вседозволенности

Б) освобождение от материальной зависимости

В) освобождение от социального давления общества

Г) разрешение социальных противоречий

Задание 8

Определите по приведенным характеристикам соответствующих им героев романа «Преступление и наказание»:

А) Носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм.

Б) Черствый и расчетливый делец.

В) Цинизм и внутренняя опустошенность.

Г) «Лакейство мысли»

1. Лебезятников

2. Лужин

3. Раскольников

4. Свидригайлов

Задание 9

Описание чьей комнаты приведено ниже:
»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими  от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»,

А) Сони Мармеладовой

Б) Лужина

В) Разумихина
Г) Раскольникова

Задание 10

 Какое событие в романе «Преступление и наказание» является кульминационным:
А) смерть Мармеладова

Б)  сон Раскольникова

В) исповедь, признание Раскольникова Соне

Г) уголовное преступление Раскольникова.

Задание 11

Какую часть в романе занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую – наказание его:
А) Одну часть

Б) Пять частей

Преступление

Наказание

Задание 12

Теория «целых кафтанов» принадлежит:
А) Раскольникову

Б) Лебезятникова

В) Лужину

Г) Свидригайлову

Задание 13

Определите, портрет какой героини романа «Преступление и наказание» приводится ниже:
»Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми  глазами… Выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»,

А) Дуня Раскольникова

Б) Девушка на мосту

В) Соня Мармеладова

Задание 14

Кому из героев романа соответствуют приведенные описания:

А) «Правовед, пристав следственных дел», «малый умный», «недоверчив, скептик, циник».

Б) Адвокат, надворный советник, «учился на медные деньги», «сам себе дорогу проложил», «иногда наедине любовался своим лицом в зеркало, чопорный и осанистый»

Петр Петрович

Порфирий Петрович

Задание 15

Кому из героев романа принадлежат слова, ярко выражавшие позицию Ф.М.Достоевского:

«И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»

А) Софье Семеновне

Б) Катерине Ивановне

В) Авдотье Романовне.

 

ОТВЕТЫ К ВИКТОРИНЕ

1 – Б

2 – Б

3 – В

4 – а) Лужин, б) Свидригайлов, в) Соня

5 – В

6 – В

7 – А

8 – а) Раскольников, б) Лужин,  в) Свидригайлов, г) Лебезятников

9 – Г

10 – В

11 – а) преступление, б) наказание.

12 – В

13 – В

14 – а) Порфирий Петрович, б) Петр Петрович

15 – А.

 

 

 

16 ноября – Международный день толерантности.

            Отмечается он по предложению ГА ООН. В этот день  в 1995 г. государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В частности, в ней говорится, что каждый человек должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования.

 

            1.Косарева Т.В. Добро и зло. Причины наших поступков: классный час, направленный на воспитание морально-нравственных ценностей для учащихся 5-6–х классов.

 // Читаем, учимся, играем.– 2010 г. - №1 - с.90

2. Целова Д.Д. Мы все такие разные: Игровое мероприятие, посвященное знакомству с понятием «толерантность» для учащихся 4-5-х классов. // Читаем, учимся, играем. – 2010 г.- № 11 -  с. 62.

3. Неволина Г.А. Планета добра. Мюзикл, в игровой форме,  рассказывающий о добре и дружбе, для учащихся 5-8 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2011 г. - № 2. – с. 42.

4. Кузьмина Н.М. Давайте уважать друг друга: мероприятие, направленное на формирование доброго, внимательного отношения к людям, для учащихся 5-7 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2011 г. - № 3. – с.102.

5. Строганова Л.В. Этическая беседа-диспут на тему «Можно ли победить жестокость?»//Воспитание школьников. – 2010 г. - № 4. – с.19

6. Платонова Н.А. День толерантности в образовательном учреждении.// Воспитание школьников. – 2010г. - № 9.- с.75

7. Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве. // Воспитание школьников. – 2011 г. № 6. – с.15

8. Кащеева  А.В. Формирование толерантных взаимоотношений в семье.// Начальная школа. – 2011. - № 2. – с.4

 

 

17 ноября -  Международный день отказа от курения.

 Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году.

            По данным ВОЗ: в России курит минимум каждая десятая женщина, а среди старшеклассников и студентов – 53% юношей и 28% девушек. Курение и вызываемые им заболевания ежегодно становятся причиной смерти не менее чем миллиона граждан нашей страны.

  1. Потанина Н.Н. Пристрастия, уносящие жизнь: мероприятие с включением викторины, направленное на борьбу с курением, для учащихся 4-8 классов. // Читаем, учимся, играем. – 2011 г. - № 4. – с.104.
  2. Измайлова В.В. Пагубные привычки: сценарий классного часа в Всемирному дню  здоровья.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 1. – с.102.
  3. Гурьева Г.С. Нет – табаку, алкоголю, наркотикам: мероприятие о вреде табака, алкоголя, наркотиков для учащихся 5-7 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 1. – с.105.
  4. Горшкова Л.В. Я никогда не буду курить: викторина о вреде курения.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 2. – с.108.
  5. Русских О.Н. Курить – не модно: материал для классного часа, направленного на профилактику курения для учащихся 5-8 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 6. – с.110.
  6. Кудашова Т.В. Секрет здоровья и красоты: беседа с учащимися 9-х классов.// Воспитание школьников. – 2010 г. - № 5. – с.53.
  7. Петросян В.С. Курение разрушает ДНК.// Воспитание школьников. 2010 г. - № 7. – с.63.
  8. Лебедева О.А. Курение- личное дело каждого: классный час для учащихся старших классов. //Воспитание школьников. – 2011г. - № 1. – с.72.
  9. Сысуева Е.Н. Здоровье и вредные привычки: родительское собрание.//Начальная школа. – 2010 г. - № 1. – с.93.
  10. Горшкова Л.В. Я никогда не буду курить! Викторина о вреде курения.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 2. – с.108.
  11.  

 

 

18 ноября – вся российская детвора, и все, кто вне зависимости от возраста верит в чудо,  официально отмечают День рождения Деда Мороза.

            Каков возраст зимнего волшебника – доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Инициатива отмечать дату рождения Деда Мороза  принадлежит  российской детворе. Почему именно этот день? Ответ на этот вопрос довольно прост. Именно 18 ноября на вотчине Деда Мороза в Великом Устюге в свои права вступает настоящая зима.

            В этот день в торжественной обстановке открывается специальный почтовый ящик, в который все желающие могут опустить открытку с поздравлениями имениннику.

            Поздравить Деда Мороза с очередным Днем рождения приезжают его многочисленные родственники:

Санта Клаус из Финляндии, Чисхан – якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы.

            А помощники Деда Мороза каждый год ему в подарок готовят новый костюм, украшенный вышивкой.

 

1.  Глушцова Л.А. Новогодние истории: рассказ о традициях встречи Нового года с игровыми включениями для учащихся 5-7 классов. // Читаем, учимся, играем.- 2010 г. - № 10 с 8.

 

 

19 ноября – исполняется 300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову, первому российскому ученому-естествоиспытателю, энциклопедиста, физика и химика, астронома, географа и поэта. Он разработал проект Московского университета, названного в последствии в его честь.

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей. Истории, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».    А.С.Пушкин

 

В настоящее время Именем ЛОМОНОСОВА названы:

 Деревня Мишанинская, где родился М.Ломоносов, теперь село Ломоносово. Здесь создан  историко-мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Холмогоры:

Холмлгорская фабрика художественной резьбы по кости носит имя М.В.Ломоносова.

 

В Архангельске:

- в центре города установлен памятник М.В.Ломоносову скульптора Мартоса И.П.(установлен в 1832 г.)

- Драматический театр им. М.Ломоносова

В Санкт-Петербурге:

- мемориальный музей М.В.Ломоносова(Университетская набережная)

- памятник М.В.Ломоносову на Менделеевской линии Васильевского острова

- метро «Ломоносовская», площадь Ломоносова, мост Ломоносова.

Город Ломоносов(до 1948 г. Ораниенбаум) переименован в честь Ломоносова, основавшего в 1753 г. неподалеку Усть-Рудицкую фабрику цветного мозаичного стекла.

В Москве:

 - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

- памятник Ломоносову в музее университета, перед зданием университета на Моховой и перед зданием университета на Воробьевых горах.

- Ломоносовский проспект на Юго-Западе Москвы.

- Хребет Ломоносова – подводный хребет в Северном Ледовитом океане. Простирается он Новосибирских островов через центральную часть океана до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге на 1800 км, ширина 60-200 км, средняя высота 3300 – 3700 м.

- Минерал ломоносовит.

 

1.  Неволина Г.А. Роскошные потешные огни: театрализованный рассказ об истории возникновения салютов и фейерверков для учащихся 6-10-х классов. //Читаем, учимся, играем.  - 2010 г. – № 9. -  с.28.   

2. Щербакова А.А. Трудный путь в науку: классный час, посвященный юбилею ученого. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010 г. - № 11. – с.34

3. Бритвина Л.В. Знание – сила! Интеллектуальная викторина для учащихся 8-11 классов// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 2. – с 77.

 

            20 ноября – Всемирный День ребенка.

Этот праздник отмечается по решению ООН в разных странах в разные дни в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка.

 

            1.  Кострыкина Т.П. Азбука прав ребенка: правовой час с включением инсценировки для учащихся 5-6 классов. //Читаем, учимся, играем. -   2010 г. – № 3, -  с.44.      

2. Глубоковских М.В. Право на жизнь: внеклассное мероприятие, посвященное Всеобщей декларации прав человека, для учащихся 5-6 классов. // Читаем, учимся, играем. – 2011 г. - № 4. – с. 57.

 

 

            21 ноября – Всемирный День приветствий.

 Идея проведения этого праздника в 1973 г. возникла у братьев Майкла и Брайана Маккорман, проживающих в американском штате Небраска, как реакция на усиление международной напряженности.

            В этом празднике-игре правила очень просты: достаточно в этот день поздороваться с десятью незнакомыми людьми.

 

  1. Мухаметьева Г.А.Месяц приветствий: сценарий мероприятия, посвященный правилам этикета для учащихся 5-7 классов. //  Педсовет. -  2010. - № 9. – с.2
  2. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности.// Начальная школа. –  2011. - № 6. – с.53.

 

 

 

29 ноября – День Матери в России.

            Из поколения в поколение для каждого человека – МАМА – самый главный в жизни человек. Этот праздник для нашей страны достаточно новый. Но среди многочисленных праздников – этот занимает особое место. В этот день хочется сказать слова благодарности всем МАМАМ, которые дарят своим детям любовь, добро, нежность и ласку.

 

  1. Черкашина А.И. Маленькая хозяйка большого дома: игровая программа, посвященная Дню матери для учащихся 5-6 классов. // Читаем, учимся, играем. - № 8,  2010 г. –  № 8. - с.8.
  2. Арбатская. Родина начинается с матери: вечер, посвященный Дню Матери для учащихся 5-7 классов. // Педсовет. -  2010. - № 9. – с.8.
  3. Ванюкова Н.Н. Конкурс «Супермама»: вечер, посвященный Дню матери.// Педсовет. -  2009. - № 2. – с.6
  4. Горшкалева Т.А. Дочки-матери: конкурсы для детей 7-9 лет.// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010г. - № 5.- с.62
  5. Харак И.Л. Самая милая, самая любимая: сценарий праздника, посвященного мамам, для учащихся 5-7 классов.// Читаем, учимся, играем. – 2009 г. - № 8. – с.86.
  6. Южикова М.А. День Матери: классный час, посвященный Дню Матери.// Воспитание школьников. – 2010г. - № 9. – с.71
  7. Шарифулина И.А. Дочки-матери.//Начальная школа. – 2011. - № 2. –с.70..
  8. Спирина Е.Е. О наших мамах.// Начальная школа. –  2010. - № 3. – с.7
  9. Гутова З.П. При солнышке тепло – при матери добро.// Начальная школа. –  2010. - № 10. – с.95.
  10. Бехтина О.А. Крылья материнской любви.// Начальная школа. –  2011. - № 3. – с.44
  11. Предигер А.В. Мамины помощники: спортивно-развлекательная игра.// Начальная школа. –  2011. - № 7. – с.80.
  12. Строкова Р.С. Родительское собрание «О родных и близких людях с любовью»// Начальная школа. –  2011. - № 8. – с.12.