Пушкин: день рождения

26 мая 1799 года, 6 июня по новому стилю

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед…

(А.С. Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе». 1814 г.)

       8 июня 1799 года дьячок московской церкви Богоявления, что в Елохове, раскрыл метрическую книгу и гусиным пером вывел:

«Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора ивана васильева скварцова  у жилца ево моэора сергия лвовича пушкина родился александр крещен июня 8 дня восприемник граф артемий иванович воронцов кума мать означеннаго пушкина вдова олга васильевна Пушкина».

       В записи указано 27 мая, хотя родился Пушкин вечером 26-го. А порядок был таков: младенцев, появившихся на свет после захода солнца, записывали в церковных книгах следующим днем. Итак, А.С.  Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).  День рождения поэта выпал на четверг, отмеченный большим церковным праздником – Вознесения Господня, с которым Пушкин впоследствии связывал немало важных событий своей жизни.

       Александром его решено было назвать, во-первых, родители захотели, чтобы сын был тезкой наследника престола, ведь жить новорожденному предстояло при императоре Александре.

      Что касается крестных, то их выбор тоже не случаен. Традиционно в крестные приглашали самых почетных и уважаемых из близких людей. Для семейства Пушкиных таковым помимо бабушки считался граф А.И. Воронцов, жена которого Прасковия Федоровна, урожденная Квашнина-Самарина, приходилась двоюродной сестрой Марии Алексеевне Ганнибал, другой бабушке новорожденного.

       Небесным покровителем Пушкина стал, как принято, ближайший после дня его рождения святой, носивший то же имя, - Александр Константинопольский; день его памяти отмечался 2 июня по старому стилю (15 июня – по новому).

       Александр Пушкин писал однажды:

«Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того Св. угодника, чье имя носит от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем по крайней мере не дивиться крайнему их нелюбопытству».

       Сам Пушкин, безусловно, знал то немногое, что известно об Александре Константинопольском, главе цареградской церкви в IV веке, который именуется ее историками Александром I, как и венценосная тезка поэта.

       В пушкинское время отмечали как день рождения, так и день именин. С именинами могли поздравлять и посторонние, даже малознакомые люди. День же рождения был праздником личным, семейным. Хотя в многодетном и довольно безалаберном семействе Пушкиных, можно предположить, день рождения и именины маленького Саши вряд ли становились особыми днями. Так вышло, что день рождения отца будущего поэта, Сергея Львовича Пушкина, оказался рядышком – 23 мая. И, само собой, в пору раннего детства поэта именно этот день был куда более значимым семейным событием.

       Первоначально почему-то считалось, что Пушкин родился в Санкт-Петербурге. Например, так писалось в «Опыте краткой истории русской литературы»  Николая Греча (факт тем более удивителен, что автор лично знал поэта, следил за его творчеством, переписывался с ним). Сегодня по поводу этой ошибки можно улыбнуться, но нельзя не поразиться тому, что в 1821 году – время выхода в свет учебника Греча – имя Пушкина, которому в ту пору всего 22 года, уже включено в учебник.

       Лишь незадолго до открытия памятника Пушкину в Москве в журнале «Русская старина» появилось жизнеописание поэта с публикацией метрической записи Богоявленской Елоховской церкви.

       Впервые упоминание Москвы как родины Пушкина появилось лишь через десять лет после гибели поэта в написанной со слов его отца статье «Словаря достопамятных людей».

«Пушкин… был родовой москвич, - писал П.А. Вяземский. – Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего… обязан он был окружающей его атмосфере. Благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию».

       А вот о конкретном московском доме – месте рождения поэта – споры длились до недавнего времени.

       Казалось бы, точное место рождения поэта указано его двоюродным дядей Александром Юрьевичем Пушкиным:

«В 1798-м году Сергей Львович вышел в отставку, переехал с семейством своим в Москву и нанял дом княжон Щербатовых, близ Немецкой слободы, где в 1799-м году родился у них сын Александр; наш полк в то время был уже в походе, где я и получил об рождении Александра Сергеевича от сестры письмо…»

       В Немецкой слободе (нынешнее Лефортово) некогда был деревянный дом, принадлежавший князю Александру Александровичу и его сестрам, княжнам Наталье и Варваре Щербатовым; он стоял в Аптекарском переулке, недалеко от Немецкой улицы, и относился именно к приходу церкви Богоявления, что в Елохове.

      Есть и другое мнение о месте рождения Пушкина в Москве, высказанное одним из первых биографов поэта, историком П.И. Бартеневым. Он, «ссылаясь» непосредственно на Александра Сергеевича, писал:

«В 1826 и 27 годах, живя на Собачьей площадке и проезжая часто по Молчановке, он (А.С. Пушкин) сам не раз говаривал своим приятелям, что родился на этой улице, в приходе Николы на Курьих ножках, но дома не мог указать».

       Действительно, в декабре 1826 – мае 1827 года Пушкин жил у своего друга С.А. Соболевского в небольшом доме на углу Собачьей площадки и Борисоглебского переулка, от которого Большая Молчановка буквально в нескольких десятках метров. Казалось бы, сам Пушкин указал место в Москве, где он родился. Однако метрическая запись, найденная позднее и свидетельствующая, что родился поэт все-таки в Немецкой слободе, противоречит как словам двоюродного дяди, так и самого Пушкина.

       Высказывались предположения, что Пушкин родился в доме 57 по Немецкой (ныне Бауманской) улице, также принадлежавшей Скворцову, Существовала еще версия – соседний дом 55. А в 1886 году, к торжествам открытия в Москве памятника Пушкину, Городская дума решила подсуетиться и поспешила прикрепить мемориальную доску на двухэтажном доме 27 по Немецкой улице. Позже место рождения поэта еще несколько раз подвергалось пересмотру.

       Только в 1980 году были найдены документы, свидетельствующие о том, что Иван Васильевич Скворцов, упомянутый в метрике, в мае 1799 года владел двором (то есть участком) в самой Немецкой слободе на углу Малой Почтовой улицы и госпитального переулка (№4/1-3). Его дом был записан в исповедальной ведомости церкви Богоявления, что в Елохове. Следовательно. Александр родился именно там: «…рядом с домом графини Головкиной, дом гвардии майора Пушкина».

       Так что современный адрес дома, где родители Пушкина снимали квартиру и в котором родился Пушкин, - Малая Почтовая, 4. Дом не сохранился, но его можно представить.

       Один исследователь старой Москвы писал в конце XIX века:

«Современному москвичу Елохово и Немецкая улица могут показаться местностью, весьма удаленной от центра, что родители Пушкина были крайне бедны, что вынуждены были, в целях экономии, остановиться в столь отдаленном месте. Между тем эта местность по чистоте и опрятности составляла то, что называлось «шик Москвы». …Еще во времена…Петра I Немецкая слобода стала центром, куда стекалось все интеллигентное, знатное и богатое. В XVIII веке Немецкая слобода была для Москвы тем, чем сначала XIX века для нее был Кузнецкий проспект. В этой аристократической части города было немало домов богатых вельмож, а также профессоров университета; существовало несколько частных театров».

      Таким образом, родился Пушкин в самом что ни на есть дворянском, как мы сегодня сказали бы – престижном районе Москвы.

       А в целом Москва той поры представляла собой огромную деревню с неширокими, тихими улочками и переулками, на которых располагались стоявшие рядом усадьбы с одноэтажными или двухэтажными особняками. По этим улицам, грязным, неосвещенным и редко где мощенным, разъезжали кареты, коляски, одноколки знати, тарантасы мещан, купеческие дрожки. Пушкину было пять лет, когда в Москве появился первый водопровод. И теперь воду в дом стали возить в бочках на лошадях уже не из реки. А из фонтана в центре города – очевидные плоды цивилизации.

       И о судьбе церкви «Богоявления, что в Елохове». Считается, что она была разобрана в год смерти поэта, в 1837-м. В действительности прежняя церковь вошла в массив более внушительного по своим размерам нового храма. Если взглянуть на нынешний собор, можно увидеть, что старая пушкинская церковь с традиционным для своего времени куполом-восьмериком сохранилась между новой колокольней и новым же грандиозным пятикупольным храмом.

        Так что Богоявленский храм, бывший до недавнего времени главным, патриаршим храмом России, - и есть тот, в котором крестили первого русского национального  поэта, родоначальника всей последующей русской литературы.

 

 При подготовке материала была использована следующая литература, которую вы можете найти в отделе «Юность» ЦГБ:

Жизнь и творчество А.С. Пушкина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Дет. лит., 1989. – 55 с.

Сто русских поэтов /Составитель М. Засецкая. – СПб.: ООО «Золотой век», 2003. – 368 с.

//Литература. Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №11. – с.6-7.