Путешествие  с   Пушкиным по Крыму

Путешествия это особая тема в биографии А.С. Пушкина. Будучи по натуре «странствователем» поэт много ездит по России, удовлетворяя свою природную любознательность и получая новый творческий импульс, «полнясь пространством и временем».

Путешествие в Крым летом 1820 года занимает особое место в жизни  и творчестве А.С. Пушкина, хотя длилось оно всего – то три недели. Но впечатления от встречи с Крымом на долгие годы завладели его воображением.

Многие пушкинские произведения на протяжении долгих лет так или иначе связаны с Крымом. В «Крымский цикл» входят десятки стихотворений, начиная с лирического «Погасло дневное светило…», большинство были созданы в период с 1820 по 1826 год. В Крыму была начата романтическая поэма «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Таврида», «Гаврилиада». Все  они пронизаны крымскими мотивами, историческими и личными.

Пушкинские письма о путешествии в Крым весьма лаконичны. Главными источниками информации о крымских впечатлениях служат нам два письма Пушкина. Одно- брату Льву Сергеевичу из Кишенева от 24 сентября 1820года(т.е. сразу по возвращении из Крыма), другое – дошедший до нас «Отрывок из письма Д.» (видимо Дельвигу), написанный в 1824-25 годах, и опубликованный в «Северных цветах» за 1826 год.

Каждое письмо описывает свою часть путешествия. Левушке поэт рассказывает о Керчи, Феодосии и Гурзуфе, о своих спутниках Раевских и об общих впечатлениях о Крыме.

Итак, 15 августа 1820 года вместе с Раевскими Пушкин переправился через Керчинский пролив. В письме к брату Пушкин делится своим разочарованием при виде Керчи. Он ожидал увидеть памятники античности, «развалины Митридатова гроба, следы Пантикапеи», а увидел «ряды камней, ров, сравнявшийся с землей,- вот все, что осталось от города Пантикапея»  перед глазами Пушкина предстал маленький городок в две улицы, на несколько сот жителей. Правда всюду валялись обломки колоны и статуй, обломки былого величия Пантикапеи, столицы Боспорского царства, I в. н.э. Далее, в письме Пушкин предполагает, что «много драгоценного скрывается под землей, насыпанной веками». И поэт оказался прав.

Города Боспорского царства были раскопаны археологами много лет спустя после путешествия Пушкина в Крым. Над Керченским заливом и портом возвышается гора Митридат, где некогда располагалась Пантикапея. Название горы связано с именем пантийскоко царя Митридата. Через несколько лет Пушкин проведет героя своего романа Евгения Онегина по тем же путям, что и прошел сам в 1820 году.

Он едет к берегам иным-

Он прибыл из Тамани в Крым-

Он зрит поэту край священный:

С Атридом спорил там Пилад.

Там умер гордый Митридат…

Из Керчи Пушкин с Раевскими приехали в Феодосию, прожив там несколько дней в доме  Броневского.

В письме к брату Пушкин называет Феодосию «Кефа». Это говорит о том, что поэт интересовался историей города. Поинтересуемся  и мы.

Итак, античный город Феодосия был  основан древними греками на юго-восточном побережье Крыма. В 6 веке до н.э. имел тесные отношения с Афинами и процветал как торговый порт. В 107 г. до н.э. Митродат VI захватил Феодосию, она теряет свою былую славу и приходит в полное запустение. Современный город Феодосия был основан на месте Генуэзского города Кафа.

 Во времена Пушкина Феодосия представляла, как писал Грибоедов «чудную смесь вековых стен прежней Кафы и наших однодневных мазанок». Также современники А.С. Пушкина отмечали черты нового появившегося в Феодосии в 1820- е годы: «Опрятные прямые улицы, обширные. Чистые площади…набережная, усаженная молодыми деревьями и устроенная для прогулок», «для приезжающих имелись трактиры» (имеются в виду гостиницы), кроме того в городе был «Музеум», открытый еще в 1811 году. Сейчас это городской краеведческий музей.

Памятники, которые мог видеть в городе Пушкин, приоткрывали полную драматизма историю Феодосии.

В 4 в. н.э. Феодосия была разрушена гуннами, в 6 в. захвачена хазарами, в начале 13 в. – монголо- татарами. Во второй половине 13 в. генуэзцы основали на месте Феодосии торговое поселение Кафа, ставшее в 14-15 веках важным торговым центром между западом и востоком. Феодосия помогла Пушкину увидеть и понять Крым со всеми его противоречиями и привлекательностью. В письме к брату обращает на себя внимание фраза « Крым – сторона важная, но запущенная».

Из Феодосии Раевские и Пушкин отправились морем. Это путешествие длилось почти сутки: «Отсюда (из Феодосии) морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юурзуф».

И далее из воспоминаний А.С. Пушкина о впечатлениях от Гурзуфа: « Всю ночь не спал. Луны не было. Звезды блистали передо мною в тумане, тянулись полуденные горы».

«Пред светом я заснул. Между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли… и кругом это синее, чистое и светлое море, и блеск и воздух полуденный…»

Прекрасны вы брега Тавриды

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды

Как вас впервой увидел я…

На гурзуфской даче Раевских Пушкин провел три счастливых недели: В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем  равнодушием и беспечностью неаполитанского нищего. Я любил проснувшись ночью слушать шум моря (отрывок из письма Д, видимо Дельвигу,1824-1825гг).

Дача Раевских – имение герцога Дюка Ришелье, представляла собой причудливый замок, стоящий на береговом склоне. Это было первое европейское строение на всем побережье Крыма. Ришелье построил его, когда был губернатором Тавриды, но никогда сам там не жил. Дом Ришелье сохранился до нашего времени. Правда, теперь в нем не узнать «замка в каком-то необыкновенном вкусе». «Воздушный дворец» перестраивался несколько раз.

Но вернемся к Александру Сергеевичу Пушкину. Гурзуф стал для поэта тем местом, где природа и любовь врачевали его душу: «страсти мои утихают, тишина царит в душе моей, ненависть, раскаяние, все исчезает» (Прозаическая программа поэмы «Таврида». Сохранилась в черновиках).

Крым подарил Пушкину самые светлые, самые радостные дни его жизни. И он восторженно признавался в этом брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства, жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, - счастливое полуденное небо; прелестный край, природа, удовлетворяющая воображение – горы, сады, море. Друг мой, любимая моя надежда увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского».

В первых числах сентября Пушкин и Раевские верхом отправились из Гурзуфа в путешествие по знаменитым местам Южного Крыма в Бахчисарай и Симферополь. Спустя несколько лет, в 1824 году в «отрывке из письма Д» поэт назвал достопримечательности, запомнившееся в этом путешествии: Чертову лестницу, Георгиевский монастырь, развалины храма Дианы, Бахчисарай. Он писал: «Георгиевский монастырь (он был единственным памятником христианства в этих местах) и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление».

Далее путники посетили развалины храма Дианы, одно из главных достопримечательностей полуострова. Пушкина очень заинтересовали предания связанные с этим храмом. Эти места связаны с именем Ифигении, в греческой мифологии дочери Агамемнона. Ее отец убил священную лань Артемиды и во искупление проступка должен был принести в жертву богине свою дочь, но во время жертвоприношения Артемида заменила девушку ланью и перенесла Ифигению в Тавриду, где она и стала жрицей богини и должна была приносить в жертву Артемиде всех чужестранцев.

В Крымских воспоминаниях Пушкин писал: «Видел я баснословные развалины храма Дианы,  видимо мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических, по крайней  мере тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они:

К чему холодные сомненья?

Я верю, здесь был грозный храм

Где крови жаждущим богам

Дымились жертвоприношенья…»

Также, сильное впечатление произвел на Пушкина и Бахчисарай, бывшая столица Крымского ханства. В 1475 году полуостров был захвачен турками, и Бахчисарай был настоящим восточным городом, сохранившим свой колорит до середины XIX столетия.

На главной улице находился Ханский дворец (хан-сарай). Его яркие кровли, тонкие башенки, высокие трубы, пестрые решетчатые рамы, лабиринты комнат,тенистые дворики, журчащие фонтаны мы связываем с представлениями о восточной роскоши. Здание дворца, которое видел Пушкин, и знают наши современники, построено около середины  XVIII столетия на месте прежнего, сгоревшего в 1736г.

В «отрывке из письма к Д» Пушкин описал свои впечатления от посещения дворца: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана (фонтан слез). Вошел я во дворец, увидел испорченный фонтан, из ржавой железной трубки по каплям капала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище…»

Кстати, знаменитый «Фонтан слез» находящийся сечас в фонтанном дворике, был создан в память о возлюбленной хана, умершей в 1764 году.

А.С. Пушкин, хотя и отзывался о состоянии фонтана скептически, не мог не оценить его живой прелести и символ вечной печали об ушедшей возлюбленной.

 

Фонтан любви, фонтан живой

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

В конце своего пространного послания поэт просит друга Д. (Дельвига): « Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и  Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием?...»

О полуденном крае, о живописных «берегах Тавриды» поэт вспоминал часто, мечтая променять  на него «неволю невских берегов». «Среди моих мрачных сожалений!- признавался он,- меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда  - нибудь у меня будет клочок земли в Крыму». И что вы думаете? Пушкинская мечта исполнилась, правда, несколько необычным образом. Старшая его дочь Мария, «маленькая литография с собственной персоны», как говорил Пушкин, в начале XX века владела земельным участком под Ялтой.

Крым хранит память о своем вдохновенном певце: улицы, музеи, памятники, гроты и даже тропы носят имя русского гения. Памятный знак поэту воздвигли в скалах Кикенеиза близ Георгиевского монастыря. Как одному из самых чтимых его паломников.

 

 

Список литературы

 

Веробьян Б.С. Пушкин А.С.:(Бессарабско-крымский изгнанник) [Текст]/Б.С. Веробьян.-М.:Техносфера,20011.-203с.

Ф6

Галушко Т.К. «Раевские мои…» (о друзьях А.С. Пушкина Н. Раевском и А. Дельвиге.-Л.:Лниздат,1931.-160с.

Аб,юн,ф.3,4,6,13

Кузнецова М.С. Фонтан любви, фонтан живой…» [О поэме «Бахчисарайский фонтан» и воспоминания о путешествии в Крым]/М.С. Кузнецова//Литература в школе.-2004.-№10.-С.26-30

Пушкинские места:Путеводитель.ч.II. Крым;Украина и Малдавия.-М.:Профиздат,1988.-С.10-80.

Юн

Трубе Л.Л. Остров Буян:Пушкин и география.-Горький: Волговятское кн.изд.,1987.-239с.

Юн,аб,кх,ф3,4,5,6,9,11)

Черкашина Л. Прекрасны вы, брега Тавриды.:[215 лет со дня рождения А.С. Пушкина]/ Л. Черкашина // Лазурь-2014-№6.-С.4-5

Черкашина Л. Прекрасны вы брега Тавриды: [Пушкин в Крыму]// Лазурь-2014-№6.-С.4-5

Юн

 


Threesome