Экскурсия как одна из форм туризма появилась в конце 18 века. Тогда под экскурсией понимались познавательные выезды на природу или в исторические места. А в 1804 году методические разработки школьных экскурсий вошли как составная часть в Школьный Устав. Позже экскурсии стали и одной из форм работы библиотек.

Сегодня экскурсионная работа является одним из важнейших направлений деятельности массовых библиотек. Ведь экскурсия даёт возможность познакомиться с историей библиотеки, с её отделами, фондами, справочным аппаратом, с формированием отдельных коллекций. Кроме того, экскурсионная работа в библиотеках может способствовать привлечению новых читателей и поднятию имиджа библиотеки среди городского населения.

Экскурсия – это, своего рода, реклама, способ проникнуться той атмосферой, которая царит в библиотеке, понять, из чего состоит и чем живет та или иная библиотека. Именно путем проведения экскурсии есть возможность доступно, понятно и интересно рассказать о библиотеке. Экскурсия должна не просто знакомить с библиотекой, но и зарождать интерес еще раз прийти в библиотеку, желание не забывать увиденного или услышанного.

Тем более становится довольно трудной задачей – организовать и провести интересную экскурсию в библиотеке.

Создание новой экскурсии в библиотеке по любой теме – это всегда сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание запланированной экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний библиотекарей-экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию, учета уровня информированности экскурсантов.

Следует выделить два основных этапа подготовки экскурсии:

  1. Разработка актуальной темы экскурсии;
  2. Подготовка выбранного экскурсовода к проведению разработанной экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

  1. Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
  2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута (то есть того пути, по которому проследуют экскурсанты); обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
  3. Заключительная ступень - утверждение новой экскурсии.

Экскурсия состоит из вступления, основной части, заключения.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

  1. Организационной. Библиотекарь – экскурсовод встречает группу, знакомится, рассказывает, как пройдет экскурсия.
  2. Информационной. Библиотекарь, который проводит экскурсию, рассказывает группе, чему она посвящена, на каких наиболее важных моментах он остановится, что полезного узнают посетители из этой экскурсии. Говорит, сколько примерно времени это займет.

Основная часть экскурсии строится на конкретных экскурсионных объектах или отделах, при этом сочетаются показ и рассказ. Содержание экскурсии состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены рассматриваемой темой. Количество подтем экскурсии обычно зависит от размеров самой библиотеки и ее фондов. Как правило, это ее отделы или сектора, а внутри отделов фонды, справочный аппарат, стенды и выставки.

Заключение экскурсии, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и содержать вывод по теме экскурсии.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной посетителям информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным,  и чтобы он способствовал наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим, тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную группу посетителей (взрослых или детей, молодежь, и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели посетителей.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Их необходимо знать и учитывать при подготовке экскурсии по библиотеке.

Определение цели и задач экскурсии

Перед созданием любой экскурсии необходимо точно определить ее цель. Она помогает более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются посетителям отделы библиотеки, ее фонды. И задача каждой экскурсии - достичь этих целей путем раскрытия ее своеобразной темы.

Каковы основные цели подготовки и проведения экскурсии по библиотеке?

  1. Познакомить посетителей с библиотекой, её ресурсами и возможностями.
  2. Дать характеристику основным возможностям в использовании библиотечных ресурсов, акцентируясь при этом на возрастной категории именно данной экскурсионной группы
  3. Ознакомить посетителей с правилами пользования библиотекой и правилами поведения в библиотеке.

Выбор темы.

Выбор темы, учитывая специфику библиотечной экскурсии,  может зависеть от целого ряда факторов: от возрастной группы посетителей, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является основой, которая объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Тема в библиотечной экскурсии может быть самая разнообразная по виду: информационные возможности библиотеки, справочно-библиографический аппарат, музей библиотеки, документные фонды, общие возможности библиотеки, культурный досуг и его разнообразие, библиотека как центр семейного чтения и многое другое. Выбор тематики экскурсии зависит от возможностей и предпочтений той или иной библиотеки.

Маршрут экскурсии так же должен быть тщательно продуман и зафиксирован в тексте экскурсии. Маршрут, - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы по библиотеке. Одна из его задач - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Как правило, в библиотеке каждый экскурсионный маршрут начинается с вестибюля, со входа, где и встречают посетителей, а так же знакомят с дальнейшим путем следования.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Основа любой экскурсионной программы – контрольный текст. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. И используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, библиотекарь, который проводит экскурсию, строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп пользователей. Помимо материалов для рассказа экскурсовода, в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

Составление индивидуального текста

После того, как определен и составлен контрольный текст, можно составлять и индивидуальный. Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно, исходя из особенностей группы посетителей библиотеки. Контрольный текст при этом дополняется, эмоционально окрашивается, но при этом учитывает возрастной контингент посетителей и пишется, исходя из выбранной темы.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все библиотекари - экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта или в одном и том же отделе, будут говорить одно и то же, но по-разному.

В индивидуальном тексте материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты (отделы, фонды), и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем (например, в зале абонемента подтема будет полностью посвящена особенностям работы именно в этом отделе). Таким образом, составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст - это готовый для «использования» интересный и познавательный рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии.

В ходе разработки экскурсии обязательно составляется список литературы, где раскрывается данная тема. Помимо публикаций в печати могут использоваться фонды архивов, фонды и экспозиции музеев, воспоминания ветеранов библиотеки.

Следует помнить, что при проведении экскурсии нельзя злоупотреблять использованием профессиональных терминов, так как это может усложнять усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснять.

Какие виды экскурсий можно проводить в библиотеке?

В качестве примера можно предложить разбить посетителей на возрастные группы, что, на наш взгляд, является наиболее выигрышным и распространенным вариантом для проведения экскурсии в библиотеке. Итак, можно говорить о детских экскурсиях, молодежных экскурсиях, а так же экскурсии для разновозрастных посетителей или общих экскурсиях.

Детские экскурсии.

Детские экскурсии для будущих читателей библиотеки – это особый раздел. Она должна быть не только тематически интересной, понятной, но и не скучной. Держать внимание детей – это всегда сложная задача, поэтому при проведении экскурсии по библиотеке необходимо учитывать данную специфику и предлагать им что-то необычное, что будет удерживать их внимание и взывать живой интерес при посещении библиотеки. Поэтому, можно предложить детские экскурсии делать на основе каких-то сказаний, легенд или сказок, использовать небольшие конкурсы и викторины. Сказочные персонажи, конкурсы помогут заинтересовать маленьких посетителей и даст им возможность самим участвовать в ходе экскурсии и экскурсия им не надоест. Надо делать также упор на выбор детской литературы, возможности выбора книг для чтения дома.

Молодежные экскурсии.

Прежде чем создавать экскурсию для молодых пользователей, надо ответить на вопрос: а что молодых людей может заинтересовать в вашей библиотеке? Что их может привлечь? И, самое главное, что библиотека может предложить своим молодым посетителям? Конечно, ни для кого не секрет, что современная молодежь ориентирована на технологические новшества и технические новинки. Что их скорее привлечет возможность бесплатного Интернета, чем поступление свежей периодики, или каких-то редких изданий. И здесь тоже все закономерно: у каждого возраста свои ценностные категории. Поэтому, библиотека, которая хочет заинтересовать и привлечь в свои ряды молодых читателей и пользователей, должна точно знать, чем она располагает на сегодняшний день и как это ориентировать на молодежь.

Молодежные экскурсии могут быть ориентированы на электронные возможности библиотеки, на бесплатный доступ к электронным ресурсам, на возможность распечатки с любого носителя любой информации, помощь в ее поиске и обработке. Но главное, что необходимо донести до юношества в процессе экскурсии, - это то, что в библиотеке ему всегда окажут квалифицированную помощь по целому ряду интересующих его вопросов.

Кроме электронных ресурсов библиотеки, экскурсантам могут предлагаться электронные книги, видео материалы, аудио записи.

Каждая библиотека может сделать в экскурсии упор на то, что именно здесь есть все условия для общения и коммуникации, где молодые люди могут не только работать, но и отдыхать. Можно рассказать отдельно обо всех праздниках в библиотеке, конкурсах, где возможно получать реальные призы или поощрения.

Общие экскурсии.

Надо добавить, что многое из организации экскурсий для юношества может стать основой и для общих экскурсий. То, что эти вещи должны быть проговорены – несомненно. Но, на наш взгляд, немного в другом ракурсе. Общевозрастным экскурсиям можно предложить также информацию на основе богатых исторических фактов, краеведческих знаний, культурно-досуговой деятельности библиотеки. Говоря о богатом, разнообразном фонде, надо сделать упор на книги, которые сегодня редко найдешь по доступной цене в магазине или не скачаешь в Интернете. Например, ценная литература старых годов издания. Всегда надо делать упор на разнообразие фонда и широко представленных каких-либо направлений литературы.

Отдельную группу для общих экскурсии могут составлять наши КОЛЛЕГИ и СОТРУДНИКИ других библиотек, как областных, так и иногородних. Для них составляется продуманная и информативная экскурсия – знакомство не только с отделами библиотеки, но и сюда включается подробная информация о внутренней работе библиотеки, о ее комплектовании, обработке и т.д.

Экскурсии могут проводиться сегодня не только «вживую», но и через Интернет. Многие библиотеки, которые предпочитают двигаться в ногу со временем, уже давно разместили на своих сайтах экскурсии по своим отделам и фондам, по своим библиотекам.

Так же можно выделить такой вид экскурсионного направления – как виртуальные выставки. Это своего рода реклама имеющихся фондов, и путешествие по сайту от одной красочной выставки к другой – это прекрасная экскурсия – знакомство с библиотекой.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что экскурсия – это необходимая часть библиотечной работы, которая призвана помочь познакомить потенциальных читателей или просто посетителей с возможностями и уникальностью представляемой библиотеки.

Экскурсионная деятельность библиотек открывает жителям города путь к информационной культуре, знаниям по истории библиотек и их услуг; помогает библиотекам приобрести дополнительное средство формирования своего имиджа и один из способов ненавязчивой рекламы её услуг.

 

Список использованной литературы

  1. Давыдова М.А. Кладовая знаний [Текст] /М.А.Давыдова//Читаем, учимся, играем.-2010.-№8.-С.4-7.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение [Текст] /Б.В.Емельянов.-М.: Советский спорт.-2007.-216 с.
  3. Киренкова Н. Экскурсия, полная неожиданностей [Текст] /Н.Киренкова//Библиотека.-2014.-№ 4.-С.63-66.
  4. Кравченко М. В краю лазоревых степей. Краеведческий туризм как перспективное направление библиотечной деятельности [Текст] /М.Кравченко//Библиотечное дело.-2013.-№8.-С.37-41.
  5. Кравченко М.В. Краеведческий туризм как библиотечный брэнд [Текст] /М.В.Кравченко//Современная библиотека.-2013.-№4.-С.20-27.
  6. Кривощекова А. Мастерство экскурсовода [Текст] /А.Кривощекова//Библиотека.-2013.-№10.-С.44-45.
  7. Матюхина Б.А. Экскурсионная деятельность: учебное пособие [Текст] /Ю.А.Матюхина, Е.Ю.Мигунова.-М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2011.-224с.
  8. Просекова О.А. Экскурсия в кабинет Фауста [Текст] /О.А.Просекова//Читаем, учимся, играем.-2013.-№12.-С.76-78.
  9. Протопопова Е. Библиотечная экскурсия: понятие и виды [Текст] /Е.Протопопова//Библиотека.-2008.-№ 8.-С.53-55.

10.  Раменская Н. Прогулки между стеллажами. Понять и почувствовать, как функционирует библиотека, позволяют экскурсии по книгохранилищу [Текст] /Н.Раменская//Библиотека.-2012.-№2.-С.57-59.

11.  Савуляк Т. Объединяя прошлое и настоящее. Экскурсии как форма познавательной деятельности [Текст] /Т.Савуляк//Библиотечное дело.-2014.-№9.-С.38-40.

12.  Сулейманова Л.А. Информационный краеведческий кейс или в подмастерьях у туризма [Текст] /Л.А.Сулейманова//Современная библиотека.-2014.-№ 6.-С.22-25.

13.  Хусточкина А.Н. Экскурсии в библиотеке [Текст] /А.Н.Хусточкина//Блокнот методиста. Вып.4 / Донская гос. публ. б-ка. – Ростов-на-Дону, 2014. – С.34-41.