Массовая работа публичных библиотек в современных условиях

Дайджест прессы

 

Массовая работа публичных библиотек в современных условиях: дайджест прессы в помощь организации массовой работы библиотек/МУ НЦБС, ОМО; сост. А.В.Корецкая.- Новочеркасск, 2009.

 

            Массовая, гуманитарно-просветительская работа библиотек вобрала в себя многолетние духовные библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике; идет поиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных интеллектуальных и любительских запросов читателей.

            В предлагаемом дайджесте освещен современный опыт массовой и выставочной деятельности публичных библиотек: разнообразие форм и методов, их специфика и особенности. Дайджест включает наиболее интересные материалы, опубликованные в периодической печати в 2004-2008 гг. и предназначен работникам библиотек, занимающимся организацией массовой работы с пользователями.

            В МУК «Североморская ЦБС» Мурманской области прошел вечер-чествование «Библиоовация», посвященный подведению итогов акции «Суперчитатель». Победители читательского смотра определялись в трех номинациях: «Суперчитатель», «Лучший молодой читатель» и «Самая читающая семья» //Библиотека.-2008.-№10.-с.3-4.

            В библиотеке Псковского педагогического комплекса разработана система по воспитанию национального самосознания школьников на примере жизни и творчества А.С.Пушкина. Библиотекари проводят цикл мероприятий в рамках литературного салона (в т.ч. литературно-музыкальные композиции «Моя мадонна», «Приют, сияньем муз одетый» и др.), посвященные А.С.Пушкину и пушкинским местам Псковщины. В библиотеке разработан цикл мероприятий, посвященных древнему Пскову: заочные экскурсии, викторины, КВН. Внедряются и такие формы деятельности, как создание серии видеофильмов, посвященных Псковщине //Библиотечное дело.-2008.-№10.-с.6-13.

            Детская библиотека «Спутник» ЦБС г.Санкт-Петербурга скрестила между собой два, казалось бы, несовместимых понятия – библиотеку и футбол. В ее стенах допустимы громкие крики «Зенит – чемпион!!» и никого не шокируют зенитовские кричалки. С чего начался этот «кощунственный» эксперимент? С наблюдательности, не отягощенной предрассудками, с уважения к территории чужой личности и праву на выбор, пусть он и не очень нам по душе или вовсе непонятен. Нетрудно было заметить, как увлеченно обсуждали последнюю игру «Зенита» мальчишки, выбирающие книжки на библиотечных полках. Знаменитые голубые шарфы украшали шеи многих мальчишек и девчонок, приходящих в библиотеку. Так и возникла мысль: а что, если ко Дню физкультурника сделать выставку, посвященную питерскому футбольному клубу? Кое-какие сомнения были – а вдруг скажут, что это не нужно, непонимающе пожмут плечами? За четыре года существования уголка «Зенита» такого не сказал никто. Зато удалось осуществить слом стереотипов. «Эй, библиотека же нечто скучное, там классики, там Пушкин, а библиотекарши похожи на кактусы» //Библиотечное дело.-2008.-№10.-с.14-16.

            Интересной формой массовой работы являются игры. Например, используя принцип телевизионной игры «Поле чудес», можно подготовить свою краеведческую игру. Игровое поле можно сделать в виде круга, разбейте на секторы. Часть секторов – вопросы краеведческой тематики (по экологии, истории, литературе, культуре, искусству). Другая часть – призовые: сектор «Приз» (игрок получает приз, если правильно ответит на вопрос), сектор «Умножьте на два» (очки игрока умножаются на два); можно включить сектор «Банкрот» (все очки игрока сгорают). По ходу игры, когда ведущий задает игроку вопрос, игрок сразу отвечает, а не отгадывает слово по буквам. В случае правильного ответа первая или последняя буква ответа вписываются в клетки. Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки кроссворда. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек, полученных за правильные ответы//Хроники краеведа.-2008.-№4.-с.7-9.

            Интеллектуальное состязание «Смелый боец везде молодец» помогло в развитии у юношества смекалку, быстроту реакции, позволяет проявить находчивость. Мероприятие проводилось в виде соревнования между двумя командами: «ВДВ» и «Спецназ». Состязание включало семь туров: 1) «Разминка», 2) «Защитники России», 3) «Пословицы на военную тему», 4) «Служит Родине солдат», 5) «Шифрограмма», 6) «Обо всем понемногу», 7) «На привале» //Библиотека.-2008.-№1.-с.43-44.

            Молодежный компьютерный клуб «КомпАс» ЦГБ г.Липецка работает в трех группах, которые получили название: «Компопузики», «Next» и «Сириус». Цель клуба – формирование информационной культуры подростков и вовлечение их в современную информационную среду. Задачи клуба: содействие раскрытию способностей и наклонностей подростков; профориентация старшеклассников; организация досуга подростков. Первоначально устав клуба гласил, что его членом может стать любой читатель ЦГБ в возрасте от 14 до 18 лет. Членство в клубе было платным и оплачивалось один раз в год. Стоимость абонемента не превышала стоимости читательского билета. К тому же машинное время у детей было льготным и составляло 50% от стоимости. Занятия проводились два раза в неделю в течение часа. Дети получали домашнее задание, которое должны были выполнить к следующему занятию. По прошествии первого учебного года руководители клуба проверили знания своих подопечных. Был объявлен «Большой турнир» компьютерных рыцарей. Программа компьютерного поединка включала в себя сложные теоретические и практические задания. Призом для победителей стало льготное обучение компьютерной графике в фирме «Континент». Новый набор «компасовцев» совпал с рядом изменений в работе клуба : обучение стало полностью бесплатным; занятия проводятся один раз в неделю в течение часа; членом клуба может стать любой читатель библиотеки, независимо от возраста. План занятий рассчитан на два года. Он включает несколько тематических блоков занятий. Главным критерием в изучении материала был и остается индивидуальный подход: учитывается уровень подготовки каждого клубиста, и только исходя из его знаний и умений ему дается то или иное задание //Новая библиотека.-2008.-№11.-с.27-30.

            Деятельность ЦГБ г. Тольятти, посвященная литературному наследию А.С.Пушкина, начиналась с небольшого цикла литературных вечеров «России первая любовь». Цикл состоял из литературных часов «…Божий свет единой дружбою прекрасен…» (друзья поэта, Лицей); «Дополнение к портрету» (внешность, бытовые привычки, творческие приемы, черты характера, жизненные принципы А.С.Пушкина) и литературного вечера «Чтоб продлилась жизнь моя…» (любовь и семья в жизни поэта). Затем возникла идея создания на базе отдела обслуживания ЦДБ «Пушкинъ – клуба» для читателей всех возрастных групп. Цель его создания – организация и проведение ежегодных мероприятий по пушкинской тематике, пропаганда классической литературы и лучших произведениний современных авторов. К уже апробированным пушкинским мероприятиям добавились новые: литературные игры «Там лес и дол видений полны…» и «Пушкинский калейдоскоп» по принципу телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Еще одной традицией «Пушкинъ – клуба» стало проведение Дней памяти поэта (10 февраля) и Пушкинского Дня в России (6 июня). День памяти поэта проходит или в форме литературного вечера «Собирайтесь иногда читать мой свиток верный», или в форме литературно-художественного часа-расследования «Следствие ведется о дуэли». В Пушкинский День проходят литературно-творческие игры «Загадки Кота Ученого» и «Рождение поэта» (по типу телевизионной игры «Колесо истории»); литературные часы «Александр Сергеевич – маленькое дитя», «Улыбка – вот оружие, смех – вот награда» (юмор и сатира в жизни и творчестве поэта); литературно-краеведческие игры «Самарские дороги А.С.Пушкина», «Я ехал по степям заволжским»; викторины «Уж Волга, рек, озер краса…» (А.С.Пушкин и Волга); литературный праздник «И каждый раз нам Пушкин нов» //Библиотечное дело.-2008.-№24.-с.39-40.

            «13-й дом» - так называется спор-клуб для молодежи, созданный при ЦРБ Чебоксарского района Чувашской республики. 13 лет назад в библиотеке работал клуб по интересам «Фея». С его посетительницами, кроме библиотекарей, вели занятия косметолог, врач, психолог. «В плену у парикмахеров» - так называлась тематическая встреча с парикмахером. Запомнились читательницам и встреча с инспектором ГАИ «Самооборона для девушек», «вкусная беседа» с кулинаром «Маленькая экскурсия в искусство «высшего пилотажа», практическое занятие «Воздушный пирог с румяной корочкой» в кафе, уроки этикета за столом. На втором году работы «Феи», к удивлению библиотекарей, к ним все чаще стали обращаться мальчики с риторическим вопросом: «А когда же вы откроете клуб для нас? Мы тоже хотим встречаться в библиотеке, хотим свой клуб…». Тогда и возникла идея, которую мы вскоре постарались воплотить в действительность. Было решено провести игру «Любовь с первого взгляда» на новогоднем вечере. С этого вечера и началась история клуба «13-й дом». Программа клуба с каждым новым заседанием становилась шире и разнообразнее. С ребятами встречались психолог и адвокат, сексопатолог и гинеколог, психотерапевт. В клубе проводились вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей, конкурсы, вечера вопросов и ответов. Программа занятий была нацелена на расширение кругозора участников мероприятий, воспитание культуры поведения и умение вести дискуссии, развитие творческих способностей //Библиотека.-2008.-№7.-с.47-49.

            В ЦБ им. А.С.Пушкина г. Новокуйбышевска излюбленной стала такая форма работы, как лестница знаний. Ежегодно она посвящается жизни и творчеству великого русского поэта. Так как ЦБ расположена в четырехэтажном здании, форма лестницы имеет не фигуральное, а реальное воплощение. Начинается мероприятие на первом этаже – на абонементе. Затем, шаг за шагом, поднимаясь по лестнице и переходя из одного отдела библиотеки в другой, школьники получают информацию о жизни и творчестве поэта в самой разной форме: выставки, викторины, обзоры литературы, пушкинские кроссворды, презентации электронных ресурсов, литературно-художественные композиции. Заканчивается «лестница» в Литературной гостиной, где посетителей ожидает удивительная сказочная страна Лукоморье, в которой живут герои Пушкина, звучат его сказки. В 2006г. пушкинскую лестницу знаний дополнил расположенный в холле первого этажа «Поэтический подиум». Его участником мог стать каждый посетитель библиотеки. Предлагалось вспомнить любое произведение Пушкина и прочитать его в микрофон. Правда, слишком усложнять задачу читателям библиотекари не стали и приготовили сборники стихотворений, поэтому озвучить свое любимое произведение можно было и по книге. Главное, что каждый посетитель библиотеки проникся духом Пушкинского праздника, вспомнил произведения поэта и если не решился читать сам, то хотя бы послушал, как это делают другие. Также был организован поэтический марафон «Читаем Пушкина» уже за стенами библиотеки. На одной из наиболее оживленных улиц города установили микрофон, оформили выставку и приглашали прохожих прочитать хотя бы несколько пушкинских строк. Сначала библиотекари начали читать стихи сами, подходили к прохожим, объясняли и приглашали принять участие. И …получилось, вдруг, словно прорвало плотину, и у микрофона выстроилась целая очередь. Студенты и школьники, родители с детьми, пенсионеры, домохозяйки с сумками, люди среднего возраста. Кто-то читал наизусть, кто-то долго выискивал любимое стихотворение в сборниках. В заключении в подарок каждый участник марафона получил рецепт от Пушкина – «пирожки с солеными огурцами» //Библиотека.-2008.-№2.-с.25-26.

            Школу экологических наук «Живая планета» открыли в библиотеке-филиале №4 МУК ЦБС г. Владивостока. Программа Школы рассчитана на три года и построена соизмеримо с возрастом учащихся. Первый год проходит под девизом «Я вырос здесь и край мне этот дорог». Он посвящен изучению природных явлений; сути экологических проблем; знакомству с природой родного края. Второй год обучения назван «Здоровая природа – здоровый человек». Его программа посвящена проблемам сохранения здоровья человека и борьбы с дурными привычками. На третьем году обучения читатели приобщаются к понятиям духовности. Предполагаются занятия с психологом, проводятся тренинги. Вместе с участниками Школы «Живая планета» библиотекари сняли фильм об озере Ханка, по которому провели театрализованный урок. В первой части театрализованного урока учащиеся узнали о флоре и фауне заповедного региона; во второй – побывавшие в этих краях поделились своими впечатлениями. Самой интересной и захватывающей оказалась последняя часть финала: библиотекари предложили ребятам «увидеть» чудесный уголок нашего края своими глазами. Условия участия в постановке были такими: сценарий знает только «режиссер», «снимаем» без репетиций и перерывов. Правда, сценарий необходимо было написать заранее. В нем упоминались явления природы, растения и животные озера Ханка. Желающие могли попробовать себя в роли черепахи, лотоса, ветра и т.д. За время существования Школы «Живая планета» были подготовлены и проведены циклы бесед, посвященных явлениям природы: «Путешествие в зимний лес», «Экологический абордаж», «Зоотерапия, или Лекарь Мурка и фельдшер Шарик»; экологические уроки-удивления «Правда ли это?», «Курьезы и тайны природы»; урок-здоровье «Добрый Доктор чай», «В мире лекарственных трав», «Реки и моря на Земле живут не зря», «Золото Хохломы». Большой популярностью пользуются викторины с комментариями – «Чудесный мир природы», «На солнечной поляночке», «У природы нет плохой погоды», «Страшилки» природы». Юные экологи участвуют в конкурсах: «Пословицы и поговорки о птицах», «Какой породы была собака?», «Лучшие рецепты и блюда, приготовленные из съедобных растений». Проходят игры-путешествия «Солнцеворот», «В царстве флоры и фауны», «Экологический аукцион». Кругозор и эрудицию слушатели Школы могли проверить в турнирах и рингах: «Мисс Кис-кис и мистер Мяу», «Они нуждаются в защите», «Научная лесенка». Интересным был для старшеклассников мини-спектакль «Суд природы над человеком». «С листа» распределялись роли и готовились речи. Исполняющий роль Человека, обвиняемого Природой, должен был по ходу «судебного процесса» самостоятельно подготовить доказательства в свою пользу, а также произнести «заключительное слово». Ребята справились с этим блестяще. Работали «свидетели» с обеих сторон. Активно шло голосование. «Присяжные» вынесли вердикт: «Признать Человека виновным и освободить из-под стражи для исправления допущенных ошибок». Оканчивая Школу, дети получают помощь в профориентации. Тема последнего занятия: «Эколог – профессия будущего» //Библиотека.-2006.-№1.-с.33-36.

            Эффективную работу с допризывной и призывной молодежью проводит Княжпогостская ЦБ по программе «Служу Отечеству». В ее рамках открыты социально-правовой центр «Служу Отечеству», библиотечка «Призывник», созданная на основе благотворительных пожертвований, распахнул свои двери видеоклуб «Юные кадеты». Пользуются популярностью у молодых людей такие конкурсные программы, как: «Гербы и флаги России»; «Россия – родина моя» и «Москва златоглавая»; «Солдатушки – бравы ребятушки»; «Супер-парень нашего села» и «Слава русского оружия». В игровой форме ребята знакомятся с армейской жизнью. Например, конкурс «Армейские учения» начался с утренней зарядки, затем ребята ели на скорость манную каша, демонстрировали свою физическую подготовку. Для девочек состоялись соревнования медсестер. А закончилось мероприятие показом домашнего задания – инсценировки военной песни. Обеим командам были вручены дипломы «О воинской пригодности» //Библиотека.-2005.-№4.-с.48-49.

            В Тамбовской ОЮБ работает консультационный центр «Ориентир». Здесь собрана литература, дающая представление о профессиях и учебных заведениях, где их можно приобрести. Поиск осуществляется в традиционных поисковых системах (СБА, СКС, картотеки) и в электронных БД и в Интернете. Клуб выпускает издания, адресованные школьникам, абитуриентам, учителям: сборник «Где учиться сегодня, чтобы быть на высоте завтра», «Рынок диктует профессию». Работает «Абитуриент – класс» для старшеклассников, проводятся познавательные профориентационные игры – «Пришельцы», «Угадай профессию», психологические тесты, тренинги, беседы и дискуссии. Ежегодно в мае проходит «Неделя абитуриента» //Библиотека.-2005.-№8.-с.3.

            В ОЮБ г.Кемерово прошла Декада молодого патриота. Тематический план декады включал: торжественное открытие Декады молодого патриота; день Отечества; день русской армии; день патриотической книги; день призывника; день патриотического кино; день памяти; день Кемеровской области; день юного гражданина; день информации //Молодые в библиотечном деле.-2004.-№3-4.-с.123-130.

            Одной из форм массовой работы с юношеством в Костромской ОЮБ  стали литературно-музыкальные фантазии (моноспектакли). Отличительная их черта – камерность, создающая особую атмосферу восприятия материала. В помощь автору используютя слайды, видеоряд, элементы театрального декорирования. Моноспектакль всегда сопровождает классическая музыка, чаще в «живом» исполнении. Такие литературно-музыкальные фантазии посвящены темам: «Жемчужина страдания» (о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова); «Высоко нес я стяг любви» (творчество И.А.Бунина); «И буду жить в своем народе» (жизнь и творчество Н.Рубцова) и др. Сотрудники Костромской ОЮБ назначают своим читателям встречу на «мосту вдохновения». Специфика этой формы массовой работы заключается в том, что на библиотечный вечер можно пригласить творческого человека и раскрыть грани его таланта сквозь призму вопросов и ответов, возникающих на основе портретов признанных мастеров. Проводится выставка-рейтинг «Как на ваш вкус?», литературный хитпарад «Библиотека тысячелетия: какие книги достойны в нее войти?», жанровая выставка фантастической серии «Знакомьтесь: фэнтези» //Юношеские библиотеки России.-2004.-№1.-с.49-54.

 

 


Threesome