Сценарий

Литературно-музыкального вечера «Любимые комедии, любимые мелодии» к 110-летнему юбилею режиссера Григория Александрова.

На импровизированной сцене установлен экран, столик для ведущих. На рояле портреты Григория Александрова и Любови Орловой. Рядом с роялем книжная выставка, посвященная режиссеру «Григорий Александров - гений комедии». Звучат знакомые мелодии из кинофильмов мастера. Гости и участники литературно-музыкального вечера занимают свои места.

На экране появляются кадры из к/ф «Веселые ребята», «Цирк», «Весна» ,«Волга-Волга», и других, звучит музыка из фильмов режиссера. На сцену выходят ведущие.

Ведущая 1:

Григория Васильевича Александрова едва ли можно назвать художником сложной судьбы. Его биография искрит электрическими разрядами таланта, удачливости и энтузиазма. Жизнь порою преподносит человеку ни с чем не сравнимые дары. Григорию Васильевичу Александрову судьба отпустила их более чем щедро. Талант, особый дар организатора, без которого немыслим кинорежиссер.

Кроме того, ему посчастливилось ему в жизни повстречать людей, изменивших его судьбу. Первым человеком был Сергей Эйзенштейн, его учитель, наставник, товарищ. В 1929 году Эйзенштейн возьмет своего помощника Гришу с собой в Америку перенимать опыт у заокеанских коллег. Александров с первого взгляда влюбится в знаменитую "фабрику грез", в блеск и творческую энергию Голливуда. Отблески ярких голливудских огней и красок он позже перенесет в свои лучшие фильмы "Веселые ребята", "Цирк", "Весна".

Ведущая 2:

Вторым человеком, без которого Александров никогда не стал бы тем, кем он стал, была его муза, его любовь, его главная актриса - Любовь Орлова. "Мы прожили с Любочкой сорок два года. Это были сорок два года счастья", - скажет Александров после смерти жены. Александров не раз признавался, что, если бы не встреча с Любой, его лучший фильм "Веселые ребята" не получился бы таким зажигательным и легким. На съемках этого фильма возник их бурный и красивый роман. В конце 30-х годов Орлова стараниями Александрова вознеслась на вершину советского киноОлимпа. Один за другим выходят фильмы "Цирк" и "Волга-Волга". Это был период их общего триумфа.

Звучат песни из к/ф «Волга-Волга»

(на экране появляются кадры из фильма)

Ведущая 1:

Григорий Васильевич Александров родился 3 января 1903 года в бывшем Екатеринбурге (ныне Свердловск) в семье горнорабочего. Хотел, как все, учиться. Но пришлось пойти работать. Определили в театр. Мальчика взяли рассыльным, потом он стал помощником бутафора, затем — осветителя.

Через пять лет, когда победила революция, пошел на курсы режиссеров рабоче-крестьянского театра — был такой в городе. Обучение на курсах было краткосрочным: город заняли колчаковцы, шла гражданская война. В 1919 году, после освобождения Екатеринбурга, вместе с новым другом Иваном Пырьевым, налаживали художественную самодеятельность в клубе ЧК.

Несмотря на гражданскую войну, разруху, голод и холод, страна жила интенсивной духовной жизнью. Особенно велика была тяга людей к недоступному раньше искусству, к культуре. В двадцать первом году Александров и Пырьев захотели организовать театр для детворы. И организовали — нашлось помещение, артисты. Инсценировали классиков, сочиняли сами.

Ведущая 2: (на экране документальная видеохроника: И. Пырьев, С. Эйзенштейн, Г. Александров)

Дальнейшая судьба друзей решилась во время гастролей Московского Художественного театра. После увиденных спектаклей МХТ ими владело лишь одно желание — немедленно ехать в Москву учиться настоящему искусству у настоящих мастеров.

«Первые месяцы жизни в Москве, — вспоминает Григорий Васильевич, — были временем сомнений и неопределенности. Больше всего мне хотелось стать актером. Вдвоем с Пырьевым мы метались среди множества различных «течений» и «направлений», держали приемные экзамены всюду, где бы они ни объявлялись: в Камерный театр, в театр Революции, 1-ю студию Художественного театра, во 2-ю студию, в Грибоедовскую студию, в Пушкинскую студию, в Поленовскую студию и т. п.».

Окончательный выбор был сделан после того, как друзья увидели в театре Пролеткульта спектакль «Мексиканец». Художником спектакля был Эйзенштейн.

Александров на долгие годы становится сотрудником, сподвижником Эйзенштейна, самым преданным, самым верным. Работа с Эйзенштейном была его киноуниверситетом. Это и была «программа», по которой он учился.

Ведущая 1:

Но время шло, и Александров был готов к самостоятельной работе, даже написал для себя сценарий «Спящая красавица». Уезжая в США, он передал сценарий режиссерам братьям Васильевым, которые и сняли по нему фильм. Вернувшись в августе 1923 года на родину, Григорий Васильевич снова начинает думать о своем режиссерском дебюте, он ищет сценарий, который поставит один, самостоятельно.

Сейчас трудно представить, какую бурю возражений, даже негодования вызвала первая кинокомедия Григория Васильевича Александрова «Веселые ребята».

В каких только смертных грехах не обвиняли авторов фильма — в трюкачестве, балаганности, в легковесности и легкомыслии, нелогичности, отрыве от действительности и так далее, и так далее. Сами же «Веселые ребята» триумфально шествовали по экранам страны.

Успех фильма делили все его создатели. Но особые восторги зрителей были отданы исполнительнице главной роли картины — Любови Петровне Орловой.

Актриса Орлова была удивительным открытием режиссера Александрова. С «Веселых ребят» началась ее долгая, поистине блистательная жизнь в кинематографе. Орлова и раньше снималась в кино — сыграла несколько небольших ролей. Но Анюта из «Веселых ребят» была больше чем роль. В исполнении Орло?вой она являла тот тип героини, которую давно хотели видеть на экране советские зрители. Все данные молодой актрисы — красота, обаяние, ум, талант — соответствовали этому долгожданному экранному образу. За Орловой утвердилась прочная слава советской кинозвезды «номер один».

Звучат песни из к/ф «Веселые ребята»

Ведущая 2:

«Веселые ребята» открыли новое направление, новую «отрасль» в нашем киноискусстве — с них началась советская музыкальная эксцентрическая комедия.

Григорий Васильевич Александров первым в нашей кинематографии понял значение песни в кино. Попробуйте представить нашу жизнь без «Марша веселых ребят», без «Песни о Родине», без «Марша энтузиастов», без «Марша Победы». Рожденные экраном, они «ушли» в народ, их поет вот уже не одно поколение советских людей.

И вообще, музыка является одним из ярких средств раскрытия характера героев в фильмах Александрова.

В лице Исаака Осиповича Дунаевского, своего постоянного композитора, Александров нашел не только точного исполнителя своих замыслов, но и единомышленника.

Звучит песня из к/ф «Веселые ребята»

Ведущая 1:

Но роль музыки в комедиях Александрова не сводится только к этому. Александров открыл в кино песню как важнейшее выразительное средство, раскрывающее психологию, характер героев. Работая над музыкальной партитурой фильма, он всегда придавал большое значение тексту песни.

Слова «Марша веселых ребят» искались месяцами. Александров отвергал предлагаемые тексты один за другим. Откликнулся поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач. Он нашел на студии Александрова и вручил ему слова песни. Это было то, что так долго искал режиссер.

Звучит песня из к/ф «Веселые ребята»

Ведущая 2:

Время идет быстро — у «Веселых ребят» близится восьмидесятилетний юбилей со дня выхода на экран. Фильм давно уже числится в «золотом фонде» отечественного кино. Название картины можно встретить в солидных исследованиях о кинокомедии, в очерках по истории кино. Фильм изучают, на нем учатся.

Но на нем и по-прежнему смеются. Зрители до сих пор не отпускают «Веселых ребят» с экрана. Они не замечают их старости. Они видят забавную, трогательную Анюту, в которой все так же «сердце в груди бьется, как птица». Подпевают Косте: «Легко на сердце от песни веселой...». «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек...»

Работа над «Веселыми ребятами» укрепила пристрастие Александрова к комедийному жанру. Он обрел твердую уверенность, что кинокомедия — это его дело.

Однако приобретенный опыт говорил и о том, что комическое требует к себе особого отношения, что смех — это серьезно. У этого веселого жанра свои права и обязанности. Комедия обязана быть смешной — она призвана «развлекать, давать отдых зрителям»: он так определил в свое время задачи «Веселых ребят». Но и обязательно умной, должна и может отражать реальную жизнь во всей ее сложности.

Ведущая 1:

Еще один из любимейших зрителем фильмов – «Цирк».

Любой фильм, в том числе и кинокомедия, начинается со сценария. Желанная «встреча» с искомым материалом, на котором режиссеру захотелось сделать фильм, произошла в Московском мюзик-холле. Он вспоминает: «Увиденное в Московском мюзик-холле обозрение «Под куполом цирка» увлекло меня злободневностью сюжета. История отношений антрепренера-расиста с зависимой от него, обремененной маленьким сыном с черным цветом кожи артисткой представлялось мне жгучим, остросовременным материалом. Конфликт этот день ото дня приобретал все большую остроту и актуальность. В Германии хозяйничал Гитлер. А в Абиссинии итальянские фашисты ради своих захватнических целей травили газом коренных жителей».

Острие комедии было направлено против расизма. Фильм должен был воспеть свободу и равенство людей всех рас и национальностей, населяющих советскую страну.

Действие картины разворачивается в цирке, среде, знакомой и любимой режиссером, где так уместны и естественны смешные неожиданности, головокружительные трюки, фейерверки остроумия. И вдруг комедия, так плавно, словно река, катившая свои волны веселья, забавы, меняет русло. Нет, она не перестает быть смешной. Но теперь она не только веселит...

Ведущая 2:

На арену «Цирка» выходит драма — история главной героини фильма Марион Диксон. Поразительно мастерство, с каким Александров использует в «Цирке» выразительные средства обоих жанров. Лирические сцены связываются с комическими, и они как бы обретают второй план. Вызвав в зрителях драматическую реакцию, режиссер обязательно разрешает ее комедийно. Легки, естественны, виртуозны переходы в этом фильме от трагического к комическому и наоборот.

Ведущая 1:

Очень важным элементом драматургии «Цирка» является музыка И. Дунаевского. Она не только «вычислила» ритм картины, определила ее интонацию, но и придала масштаб рассказанной с экрана истории. «Песня о Родине» на прекрасный текст В. Лебедева-Кумача едва ли не главный компонент в системе выразительных средств фильма, которые помогли авторам «Цирка» глубоко раскрыть его тему — тему солидарности всех людей мира.

«Песню о Родине», действительно, запела скоро вся наша страна. Ее мелодия стала позывным сигналом советского радиовещания — голосом Страны Советов.

Звучит песня из к/ф «Цирк»

Ведущая 2:

Замысел известнейшей музыкальной сатирической комедии Александрова «Волга-Волга» вписывался в контекст общественной жизни того времени. В стране происходил своеобразный «бум» художественной самодеятельности. Повсеместно проводились различные смотры, конкурсы, олимпиады народных талантов.

После долгих трудных лет восстановления народного хозяйства, разрушенного гражданской войной, когда жизнь стала легче, люди неудержимо потянулись к: «пище духовной». Эта жажда духовности, желание приобщиться к культуре, искусству, созданные социализмом возможности «проявить себя, развернуть свои способности», и вызывали небывалый расцвет народных талантов.

К работе над сценарием будущей комедии Александров привлек двух драматургов — Н. Эрдмана, с которым в свое время писал «Веселых ребят», и М. Вольпина.

Ведущая 1:

Задачу комедии авторы сценария определили четко и просто — воспеть талантливость советских людей, и осудить, осмеять все то, что мешает людям быть счастливыми, омрачает их радость. Для осуществления этой задачи авторами был сочинен комедийный, своего рода авантюрный сюжет — история путешествия самодеятельных артистов в Москву, целая цепь приключений с погонями, авариями, обгонами. Придумывая эти происшествия, авторы сценария, действительно, не поскупились на фантазию.

В фильме целые «зоны» аттракционов». Чего стоит один только эпизод, в котором авторы потешаются над старым, разваливающимся пароходом «Севрюга»: сначала у него отваливается труба, потом рушится палуба под Бываловым, падает надстройка. И все это под песенку капитана в исполнении великолепного В. Володина...

...Каскады трюков — вспомним хотя бы «серию» прыжков в воду, включая прыжок прижавшего к животу портфель Бывалова.

...Огромное количество музыкальных номеров, которые легко могли бы составить концертную программу. Любовь Орлова с блеском исполняет она «разбросанные» по всему фильму вокальные, балетные, декламационные номера.

Звучит песня из к/ф «Волга-Волга»

Ведущая 2:

Осенью 1947 года на улицах Москвы появились афиши, возвещающие о выходе на экраны новой музыкальной кинокомедии режиссера Г. Александрова «Весна». С рекламных плакатов смотрело знакомое зрителям и любимое ими лицо «звезды номер один» советского кино Любови Орловой.

Зрители приняли «Весну» единодушно восторженно. Ее смотрели по нескольку раз. И это не случайно. Светлый, мажорный, жизнерадостный, поистине весенний строй картины — Александров мастер создавать подобное мироощущение во всегда праздничной атмосфере фильма — отвечал душевному состоянию зрителей того времени. Два года, целых два года уже длился мир. И никакие трудности не казались трудными, потому что не было войны. В сердцах людей действительно была весна, которую славила комедия Александрова.

Звучит песня из к/ф «Весна»

Ведущая 1:

Жизнь Григория Васильевича никогда не ограничивалась только работой в избранной им области искусства. Его интересы были значительно шире. Он работал. Преподавал во ВГИКе. Ставил спектакли. Григорий Васильевич Александров из тех режиссеров, которые любят подкреплять практику теорией. Его перу принадлежит не один десяток статей о природе комедии.

В 1976 году вышла в свет его книга воспоминаний «Эпоха и кино». В ней он много рассказывает о себе — о том, как пришел в искусство, о своих пристрастиях, о своих фильмах. Но еще больше — о своих товарищах по кинематографу.

Ведущая 2:

В 1975 году ушла из жизни Любовь Петровна Орлова — это была самая большая потеря в жизни Григория Васильевича. Минуло несколько лет прежде, чем он смог говорить о ней, а позже и снял фильм. «Любовь — Любовь» назвал он картину. Основой его стала биография Любови Петровны. Но это не только биографический фильм. Орлова — эпоха в советском кино, в нашей культуре. И картина Александрова рассказывает об актрисе и времени, которое она сумела выразить своим искусством. И еще это фильм о большой Любви, без которой не было бы режиссера Александрова.

Ведущая 1:

Александров был не просто выдающимся режиссером советского кино. Александров был явлением. Он умел угодить всем, и партийной верхушке, и простому зрителю. Да, его фильмы были политизированы, но и высокохудожественны. Что это: особый талант или свойство конформиста? Время расставило все по своим местам. Завистники Александрова давно забыты, а его имя стало настоящей легендой мирового кино.

Звучит попурри из песен, вошедших в фильмы режиссера

Авторы сценария Н.Солонина, Л. Волкова, Центр культурных программ


Threesome