Фронт ждал его стихов

Час поэзии

(приурочено к 100-летию со дня рождения Константина Симонова)

 

(Всё мероприятие сопровождается презентацией и отрывками из фильмов о жизни и творчестве К. Симонова)

 

Составила библиотекарь Прохорова К.А.

Ведущий:

 

Когда-нибудь, сойдясь с друзьями,

Мы вспомним через много лет,

Что в землю врезан был краями

Жестокий гусеничный след,

Что мял хлеба сапог солдата,

Что нам навстречу шла война,

Что к западу от нас когда-то

Была фашистская страна.

 

Автором данных строк является Константин Симонов – поэт прозаик, драматург театра и кино, журналист и общественный деятель государственного масштаба.

Мы не случайно выбрали именно это стихотворение для вступления. Дело в том, что во времена Великой Отечественной войны К. Симонов был военным корреспондентом и прошел через всю войну.

Подвиг советских солдат давал вдохновение поэтам и писателям, актерам, режиссерам, композиторам, а их творчество помогало нашему народу выносить тяготы этой страшной и очень тяжелой войны. Их подвиг заключался в том, что своими произведениями они поддерживали дух солдат, их мечты о победе, их любовь к Родине.

Одним из таких авторов является Константин Симонов – поэт-борец, поэт-воин!

Родился Константин в Петрограде 28 ноября 1915 года. Отчим его был кадровым офицером, от того дисциплина в их семье всегда была строгая.

 

Чтец:

 

Отчим

Я раньше слишком зелен был,

Себе не дотолковывал,

Как смолоду бы жизнь прожил,

Не будь тебя, такого вот –

Такого вот, сурового,

С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,

Всегда идти готового

По жизни с полной выправкой…

 

Ведущий: Вся жизнь писателя тесно связана с армией.  

«Атмосфера нашего дома, - писал К. Симонов в своей биографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь». 

Война стала для Константина временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения. Война была темой, была делом, школой, и, в конце концов, судьбой!

 

(Далее фоном звучит фонограмма песни «Корреспондентская застольная», муз. Блантера, сл. К. Симонова)

 

Ведущий: С началом Великой Отечественной войны все место в творчестве К. Симонова заняла военная тематика. Очень скоро он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране. 

«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом… Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.

Но все же…Симонов знал эту войну как никто. Скорее всего, и не было среди военных писателей человека, превосходящего его объёмом этих горьких знаний. Конечно, многим досталось намного больше на фронте, но знал то больше он!

 

На экране транслируются отрывки из документального фильма о Константине Симонове «Остаюсь военным писателем»

 

Ведущий: Фронт ждал его стихов. Сначала военная лирика дала Симонову известность, а потом и всеобщую, заслуженную и искреннюю любовь к нему. Музыка стихов, их тематика, настрой – пленяло все… Симонов учил воевать, преодолевать военные тяготы: страх смерти, разруху…

 

Годы войны стали лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки ее.

Безусловно, самыми важными были стихи о любви. В них говорилось о семьях фронтовиков, их женах, невестах, ждавших дома. Любовью были наполнены души солдат, которые шли в смертельные бои с врагом. Любовь согревала их сердца, когда казалось, что уже нет сил идти дальше.

 

Одним из первых и самых известных произведений военных лет Константина Симонова стало стихотворение «Жди меня».

Оно было написано в 1941 году, как письмо жене, Валентине Серовой.

 

На экране транслируется фрагмент из фильма «Звезда эпохи».

 

Ведущий: Публиковать это стихотворение изначально автор не задумывал. «Я считал, что эти стихи – мое личное дело… - рассказывал Симонов. – Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. И когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать.

У каждого на фронте в голове были эти слова: «Жди меня. Только жди», но до Симонова на бумагу их никто не перенес. Вроде бы автор писал о чем-то своем, таком личном и сокровенном, а оказалось, что он произнес мысль миллионов.

 

Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Призывает фронтовика верить в то, что его ждут дома. Очень ждут. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и даже Победа. Произведение брало за живое убеждённостью в необратимости встречи людей, тянущихся друг к другу.

Чтец:

 

Жди меня

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

 

Ведущий: «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…» – стихотворение Константина Симонова призывало фронтовика верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Автор предсказывает, что война будет долгой и жестокой и угадывает, что человек окажется сильнее войны. Если любит, если верит.

 

Чтец:

 

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Ведущий: Волшебной, всепобеждающей, способной даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих.

Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.

                Чтец:

 

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

Ведущий: История этого стихотворения говорит о жгучей общественной потребности в лирике, в задушевном разговоре поэта с читателем, каковой и являлась военная лирика Константина Симонова.

Стихи о любви пользовались огромным успехом у читателей. Человек, лишенный себя любви чувствует себя обездоленным. Любовь для фронтовика – это надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.

 

Чтец:

 

Когда на выжженном плато...

Когда на выжженном плато лежал я под стеной огня,

Я думал: слава богу, что ты так далеко от меня,

Что ты не слышишь этот гром, что ты не видишь этот ад,

Что где-то в городе другом есть тихий дом и тихий сад,

Что вместо камня - там вода, а вместо грома-кленов тень

И что со мною никогда ты не разделишь этот день.

 

Но стоит встретиться с тобой,- и я хочу, чтоб каждый день,

Чтоб каждый час и каждый бой за мной ходила ты как тень.

Чтоб ты со мной делила хлеб, делила горести до слез,

Чтоб слепла ты, когда я слеп, чтоб мерзла ты, когда я мерз,

Чтоб страхом был твоим - мой страх, чтоб гневом был твоим - мой гнев,

Мой голос - на твоих губах чтоб был, едва с моих слетев,

Чтоб не сказали мне друзья, все разделявшие в судьбе:

Она вдали, а рядом - я, что эта женщина тебе?

Ведь не она с тобой была в тот день в атаке и пальбе.

Ведь не она тебя спасла,- что эта женщина тебе?

Зачем теперь все с ней да с ней. Как будто, в горе и беде

Всех заменив тебе друзей, она с тобой была везде?

 

Чтоб я друзьям ответить мог: - да, ты не видел, как она

Лежала, съежившись в комок, там, где огонь был как стена.

Да, ты забыл, она была со мной три самых черных дня,

Она тебе там помогла, когда ты вытащил меня.

И за спасение мое, когда я пил с тобой вдвоем,

Она - ты не видал ее - сидела третьей за столом.

 

Ведущий: Конечно, иногда, солдатам все-таки случалось съездить домой на несколько дней. И тогда они собирались в своем доме с женами, фронтовыми друзьями. В эти минуты они забывали о войне, и все становилось как прежде. Они сидели, разговаривали, пели песни… Но главным для каждого все же была женщина, которую он любил.

 

Чтец:

 

Хозяйка дома

Подписан будет мир, и вдруг к тебе домой,
К двенадцати часам, шумя, смеясь, пророча,
Как в дни войны, придут слуга покорный твой
И все его друзья, кто будет жив к той ночи.
Хочу, чтоб ты и в эту ночь была
Опять той женщиной, вокруг которой
Мы изредка сходились у стола
Перед окном с бумажной синей шторой.

 

Ведущий: Это стих о женщине, которая стала символом любимой жены, которая ждала мужа с фронта, верила в его победу, не забывала ни на минуту.

 

Чтец:

 

Нет, я не ревновал в те вечера,
Лишь ты могла разгладить их морщины.
Так краток вечер, и - пора! Пора!-
Трубят внизу военные машины.
С тобой наш молчаливый уговор -
Я выходил, как равный, в непогоду,
Пересекал со всеми зимний двор
И возвращался после их ухода.
И даже пусть догадливы друзья -
Так было лучше, это б нам мешало.
Ты в эти вечера была ничья.
Как ты права - что прав меня лишала!

 

Ведущий: Каждый мужчина любил не конкретно эту женщину, а ее образ. Ради таких женщин, своих жен, невест, которых всем сердцем любили солдаты, они шли на войну и возвращались.

 

Чтец:

 

Быть может, не любимая совсем,
Лишь для меня красавица и чудо,
Перед отъездом ты была им тем,
За что мужчины примут смерть повсюду,-
Сияньем женским, девочкой, женой,
Невестой - всем, что уступить не в силах,
Мы умираем, заслонив собой
Вас, женщин, вас, беспомощных и милых.
Знакомый с детства простенький мотив,
Улыбка женщины - как много и как мало...
Как ты была права, что, проводив,
При всех мне только руку пожимала.

 

Ведущий: Но при всем при этом К. Симонов не приукрашивал действительность. Он не скрывал, что, не смотря на то, что пришла война движение жизни человеческой не остановилось. А в ней всегда рядом добро и зло, прекрасное и безобразное, рождение и смерть, верность и предательство. Несмотря на большинство любящих, сильных, верных, женщин, были и те, которые не умели любить. Они не знали, что такое поддержка любимого человека, его опора.

«Открытое письмо» - стихотворение об одной из таких женщин.

Оно поражает. Оно ужасает. Ведь этот человек сражался насмерть за твою жизнь?

Как можно поступать так, живя в то время? Видя весь этот ужас, когда  тысячам женщин приходили извещения о смерти мужей. Когда каждый день мог стать последним…

 

 

Чтец:

 

 

Открытое письмо

На суд далеких жен своих
Мы вас пошлем. Вы клеветали
На них. Вы усомниться в них
Нам на минуту повод дали.

Пускай поставят вам в вину,
Что душу птичью вы скрывали,
Что вы за женщину, жену,
Себя так долго выдавали.

 

Ведущий: Такие люди действительно давали повод усомниться в силе любви. Но, к счастью, благородных, мужественных женщин было больше. Благодаря их любви и верности солдаты сражались, защищая свою страну, выживали «в смертельном бою», принесли Победу всему миру.

 

Но, к счастью, благородных, мужественных женщин было больше. Благодаря их любви и верности солдаты сражались, защищая свою страну, выживали «в смертельном бою», принесли Победу всему миру.

 

Сценка (по стихотворению «Жены»)

Привал. Солдаты, вспоминают своих жен, которые очень далеко.

 

 

Первый солдат:

О чем наш разговор солдатский?
О том, что нынче Новый год,
А света нет, и холод адский,
И снег, как каторжный, метет.

Второй солдат:

«Моя сегодня
Полы помоет, как при мне.
Потом детей, чтоб быть свободней,
Уложит. Сядет в тишине.

Ей сорок лет — мы с ней погодки.
Всплакнет ли, просто ли вздохнет,
Но уж, наверно, рюмкой водки
Меня по-русски помянет...»

Третий солдат:

«Уж год с лихвою
С моей война нас развела.
Я, с молодой простясь женою,
Взял клятву, чтоб верна была.

Я клятве верю,— коль не верить,
Как проживешь в таком аду?
Наверно, все глядит на двери,
Все ждет сегодня — вдруг приду...»

Первый солдат:

А третий лишь вздохнул устало:
Он думал о своей — о той,
Что с лета прошлого молчала
За черной фронтовой чертой...

И двое с ним заговорили,
Чтоб не грустил он, про войну,
Куда их жены отпустили,
Чтобы спасти его жену.

 

Ведущий: Творчество военных поэтов и писателей оказалось одним из самых мощнейших оружий в руках русского солдата.

 

Звучит запись стихотворения К. Симонова «Горят города по пути этих полчищ…» в исполнении С. Безрукова

В яром, сложном 1942 году Константин Симонов написал стихотворение «Если дорог тебе твой дом», которое удило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер.

 

Чтец:

На войне, как на войне

 

Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы;

(…)

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем,—

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,

Ты молчи о своей любви,

Край, где рос ты, и дом, где жил,

Своей родиной не зови.

Пусть фашиста убил твой брат,

Пусть фашиста убил сосед,—

Это брат и сосед твой мстят,

А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,

Из чужой винтовки не мстят.

Раз фашиста убил твой брат,—

Это он, а не ты солдат.

(…)

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

 

Ведущий: Безусловно, русский народ был крепко сплочен любовью к отчизне. Ни один клочок, ни один сантиметр «при жизни никому нельзя отдать». Это чувство патриотизма, того боевого духа Симонов передал в стихотворении «Родина»

От него веет силой, негасимой любовью к жизни, к родной земле.

Как будто в лютый мороз первой военной зимы уже было слышно дыхание еще далекой, но неизбежной весны!

 

 

Чтец:

 

Родина

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам.
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег - с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли,

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

 

Ведущий: Константин Симонов был необычайно трудолюбив. Все годы войны он поражал своей трудоспособностью. Непрерывность труда стала его стилем и смыслом жизни. Подтверждением тому служат вышедшие из под его пера многочисленные лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записи.

Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку – жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. Он «сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда, и тем помочь им в трудную пору войны».

 

Чтец:

 

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, – запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

 

Ведущий: В дни войны стихи Константина Симонова стали для всей страны учебниками любви и верности. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя всю страну в единый и непобедимый фронт. Родина в свою очередь не осталась в долгу и отметила силу его поэзии, прозы и публицистики шестью Государственными премиями СССР, Государственной премией РСФСР, Ленинской премией и званием Героя Социалистического Труда . Тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени и множеством медалей.

 

Звучит фонограмма песни «Три брата», на стих К. Симонова, музыка и исполнение А. Упорова.

 

Список использованной литературы:

  1. 1.     Богданова, М.Е. Как я выжил, будем знать только мы с тобой [Текст] // Читаем, учимся, играем / М. Е. Богданова. – 2010. - №10. – С.: 66 – 73.
  2. 2.     Русская литература ХХ в [Текст]: учебник для 11 класса / под ред. В.П. Журавлева.  – М.: Просвещение, 1997. – 455 с.
  3. 3.     Свет Победы [Текст]: стихи / сост. В. К. Карпенко. – М.: Воен-издат, 1985. – 486 с.
  4. 4.     Симонов, К. М. Стихи о войне [Текст] / К. Симонов; сост. Предисл. А. Симонова. – М.: Эксмо, 2011. – 336 с. – (Стихи о войне).
  5. 5.     -Симонов, К.М. Родина [Текст]: стихи / К.М. Симонов; рис. Н. Наховой. – М.: Дет. лит., 1974. – 64 с.