Сценарий

литературно-музыкального вечера «Смешное кино-это серьезно!» посвященного 90-летию со дня рождения Леонида Гайдая.

 На импровизированной сцене установлен экран, столик для ведущих. На рояле портрет Леонида Гайдая. Рядом с роялем книжная выставка, посвященная режиссеру «Великий пересмешник». Звучат знакомые мелодии из кинофильмов мастера. Гости и участники литературно-музыкального вечера – оркестр русских народных инструментов «Донские узоры» -  занимают свои места.

На экране появляются кадры из к/ф «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница» и других. На сцену выходят ведущие.

 Ведущая 1:

 Дорогие друзья! Знаете ли вы хоть одного взрослого человека в нашей стране, который не видел ни одного фильма Леонида Гайдая? Вряд ли такой найдется даже в самых отдаленных уголках нашей страны. Мы уже порой не замечаем, как в разговоре цитируем фразы из его фильмов, узнаем их с полуслова, а как поднимают настроение любимые мелодии!

  Ведущая 2:

 То, что Леонид Иович Гайдай — гений комедии, уже никому доказывать не нужно. Время рассудило, народ так решил. Большинство из нас наверняка смотрели фильмы «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница» по 5, 10, 20 раз. С возрастом меняется восприятие экранного юмора, но к этим шедеврам отношение не меняется. Только находишь новые нюансы, наслаждаешься любимыми эпизодами, и, конечно, любимыми песнями.

 Звучат песни из к/ф «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»

(на экране – ролик с отрывками из фильмов)

 

Ведущая 1:

 "В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель", - говорил Гайдай. И был верен своим пристрастиям. Трюки сыпали в его фильмах, как из рога изобилия, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а словечки и фразочки уже давно живут своей собственной жизнью.

 

(На экране – ролик с подборкой цитат и известных сцен из фильмов режиссера)

 Ведущая 2:

 Как он пришел в кино, с чего начался его путь, - сделаем небольшой экскурс в его биографию.

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Отец - Иов Исидорович Гайдай, железнодорожный служащий, уроженец полтавщины, был человеком богатырского сложения и обладал хорошим чувством юмора. Мать - Мария Ивановна, была родом из Рязанской области.Вскоре семья переехала в Читу, где прожила некоторое время, а затем в Иркутск.

 Гайдай с раннего детства очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Леня приходил на первый сеанс. В конце фильма, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый фильм. Иногда он проделывал этот номер несколько раз в день.

Ведущая 1:

 В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Но первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Он, как и другие его сверстники рвались на фронт. Находиться в мирной Монголии, они считали стыдным. Кроме того, новобранцев частенько забывали кормить и они страшно голодали.

Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал "Я". "Кто в артиллерию?" "Я", "В кавалерию?" "Я", "Во флот?" "Я", "В разведку?" "Я" - чем вызвал недовольство начальника. "Да подождите вы, Гайдай, - сказал военком, - Дайте огласить весь список". Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма "Операция "Ы"".

 Ведущая 2:

 Гайдай с юности мечтал о сцене. Хотя, казалось бы - какой из него мог быть актер. Он был скромным, застенчивым. Тем не менее, вернувшись с фронта, он пришел в Иркутский областной драмтеатр, поступил в студию, которую окончил в 1947 году. Два года он играл в спектаклях драмтеатра. Он был хорошим актером и пользовался изрядным успехом у публики. Но Леонид достаточно трезво воспринимал свой успех и понимал: у него специфическая внешность, и его репертуар ограничен. Его не удовлетворяла только актерская работа. Он все чаще задумывается о режиссуре…

А наш вечер продолжает выступление ансамбля «Донские узоры»!

 

Звучит песня из к/ф «Кавказская пленница»

 Ведущая 1 

 В 1949 году Гайдай приехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Александрова). Гайдай на фоне остальных студентов был, пожалуй, одним из самых заметных. Он удивлял своим талантом признанных мэтров именно как актер. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха.

            С середины 50-х годов Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся лишь изредка в эпизодических ролях в собственных фильмах. А с 1955 года Гайдай - режиссер киностудии "Мосфильм". Михаил Ромм разглядел в молодом режиссере талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении. В мастерской Ромма и родился первый веселый фильм Гайдая "Жених с того света" с Вициным и Пляттом в главных ролях. Впрочем, радоваться успеху режиссеру не пришлось. Картина была встречена в штыки - в 1958 году сатирическое изображение бюрократов вряд ли могло понравиться чиновникам Министерства культуры. В результате фильм обругали, сократили и пустили вторым экраном. Леонид Гайдай испытал сильное душевное потрясение.

 

Ведущая 2:

 …И Гайдай уезжает к родителям в Иркутск, где и произошел решающий поворот в его судьбе. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер "Правды" с фельетоном в стихах "Пес Барбос" Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его. Он тут же рассказал сюжет жене (актрисе Нине Гребешковой): "Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес - 2 метра пленки, за ним Бывалый - 3 метра, оглядывается - 1,5 метра. Общий план - бегут все..." Родные только плечами пожали: "Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?" Но мудрая Гребешкова, знающая характер мужа, тихо вздохнув, сказала: "Потрясающе!".

 Как оказалось, она была права. 9-минутный фильм "Пес Барбос и необычайный кросс" имел огромный успех, его тут же разослали по посольствам. Эта незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке "Самогонщики" (1962), в третьей новелле комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) и в "Кавказской пленнице" (1966).

            Две последние названные картины и "Бриллиантовая рука" (1968), удостоенная Государственной премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов.

 

Звучат песни из к/ф "Бриллиантовая рука" (на экране – кадры из фильма)

 

Ведущая 1:

 

            В 1971 году на экраны вышла комедия "12 стульев". Сам Леонид Иович не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин.

В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино - "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) и "Не может быть!" (1975). Песня "Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь..." из кинофильма "Иван Васильевич…" стала визитной карточкой всех ресторанов страны 70-80-х годов. А фильм стал одним из лидеров проката в том году.

 

Звучат песни из к/ф "12 стульев», "Иван Васильевич меняет профессию»

(на экране – ролик с отрывками из фильмов)

 

 Ведущая 2:

 В начале 80-х на экраны вышли комедии "За спичками" и "Спортлото-82". Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Прежде всего, это относится к фильму "Спортлото-82", где так замечательно сыграл Михаил Пуговкин.

Последующие работы Гайдая: "Опасно для жизни!" (1985), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992) уже были гораздо слабее. Чтобы узнать, по-прежнему ли интересны людям созданные им комедии, Леонид Иович специально ходил в кинотеатры. "Нинок! Представляешь, смеются в тех же местах", - рассказывал он потом жене.

 

Ведущая 1:

 70-летнем возрасте словно подвел печальный итог его карьеры последних лет. Но буквально сразу после этого ухода началась переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии. И, конечно, еще не одно поколение будет с удовольствием смотреть его замечательные фильмы.

 

Звучит попурри из песен из к/ф режиссера

 

Авторы сценария:    Л.Э.Волкова, Н.А. Солонина, Центр культурных программ


Threesome