Библиотечный урок

Информационные технологии в библиотеке

 

Цели:

Образовательная:

  • формировать умение осуществлять поиск информации в электронном каталоге с использованием различных параметров запроса; оценивать полученную информацию на соответствие поставленной задаче.

Развивающая:

  • способствовать развитию логического мышления в процессе построения запросов.

Воспитательная:

  • воспитывать ответственное отношение к отбору информации.

Социализирующая:

  • способствовать адаптации учащихся к жизнедеятельности в информационном обществе.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • программное обеспечение: база данных Ирбис

 

ХОД УРОКА

Потреблению информации нужно учиться
так же терпеливо и продуманно,
как музыке и живописи.

В.Мансурова

Библиотекарь: Мы живем в информационном обществе. Количество информации, принимаемое и обрабатываемое нами, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Одна из важных составляющих информационной культуры – умение осуществлять поиск информации в различных источниках.

Самым доступным и популярным источником информации издавна считалась книга. Для поиска и отбора книг по определенной тематике нужно иметь представление об их содержании. Например, рассмотрим книгу “Россия, которую мы не знали: 1939-1993”. Учащиеся, используя основные элементы описания книги – заглавие, подзаголовок, аннотацию – пытаются представить содержание и на его основе выделить ключевые слова. Делают вывод, что для отбора книг можно использовать элементы библиографического описания: заглавие и подзаголовок, аннотацию, ключевые слова и рубрику, отражающую предметную область. Эта информация отображается в каталожных карточках.

Современные библиотеки оснащены компьютерами и работают на основе автоматизированных информационно-библиографических систем, одна из них – Система Ирбис. Информационно-библиографические системы работают на основе электронного каталога (ЭК).

Что собой представляет ЭК с позиции информатики? Это база данных, каждая книга представлена в ней записью, отдельные параметры книги – поля. ЭК содержит только библиографические описания объектов, т.е. это фактографическая база данных. Комплекс программ, позволяющих просматривать записи в БД, организовывать поиск и просмотр записей… (?) называется информационной системой. Для поиска информации используются… (?) запросы. В качестве параметров запроса используются элементы описания книги: автор, заглавие, рубрика, ключевые слова.

Сегодня мы познакомимся с информационной системой Ирбис, на основе которой работают все библиотеки нашего города.

База данных ИРБИС

ИРБИС – это так же необходимо,

как уметь читать,

и так же просто,

как взять с полки книгу

  • Система автоматизации библиотек ИРБИС представляет собой типовое интегрированное решение для автоматизации библиотечных технологий и предназначена для использования в условиях библиотек любого типа и профиля.
  • Система позволяет создавать и поддерживать любое количество баз данных, составляющих Электронный каталог (ЭК) или представляющих собой проблемно-ориентированные библиографические базы данных (БД).
  • Система предлагает технологию автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям.

Рабочее окно программы проецируется на экран.

1. Интерфейс программы.

2. В системе предусмотрено поиск:

3. Этап практического закрепления.

Для практического закрепления умения осуществлять поиск предлагается выполнить задание на карточке.

 

Этап подведения итогов

- Какие параметры книги помогут определить ее принадлежность к заданной теме? (Заглавие, рубрика, ключевые слова)

- В чем преимущество поиска по ЭК перед обычной картотекой? (Быстрота поиска, автоматизированное формирование и печать списка отобранных книг).

Библиотекарь: Информационная культура пользователя - умение пользователя целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии.

         В предыдущие годы мы с вами учились правильно находить и работать с литературой. Давайте вспомним и подумаем, как ещё можно найти информацию в библиотеке?

(показ слайдов о библиотечном каталоге, словарях, справочниках, базе данных ИРБИС, Интернет)

Библиотекарь: Объем инфор­мации, которую сможет удержать в голове человек, чрезвычайно мал, поэтому без библиотек совре­менный человек испытывал бы ог­ромные трудности.

Многим из вас придется рабо­тать с книгой всю жизнь. В нашем меняющемся мире знания быстро устаревают, и их необходимо всю жизнь пополнять.

Какую бы мы ни взяли книгу — от многотомной энциклопедии до карманного справочника, какую бы мы ни взя­ли библиотеку — от многоэтажно­го университетского хранилища до маленькой читальни, — все они служат одной и той же цели: по­мочь нам быстро и с наименьши­ми затратами сил найти требую­щуюся информацию.

Не всегда эта цель достигается легко и просто. Подобно маркам автомобилей, книги могут иметь различное оформление и предназ­начение. Например, карманная книга может дать незамедлитель­ный ответ на простой вопрос. Книга покрупней содержит более глубокие и пространные ответы на любые, даже самые сложные во­просы. Поэтому очень важно знать, как быстро найти нужную книгу в библиотеке.

Сегодня, ребя­та, мы познакомим вас со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки и справочными изданиями.

Так как же найти требующиеся вам книги? В большой библиотеке по вашей теме может быть не­сколько полок книг, но найти нужную — все равно, что иголку в сто­ге сена.

Основными средствами поиска необходимой информации в биб­лиотеке являются каталоги и кар­тотеки. Они призваны раскрывать читателю книжные богатства биб­лиотеки, сделать их доступными для любого читателя.

Слово «ката­лог» пришло к нам из Древней Греции, оно означает «список», «перечень» чего-либо. Каталог представляет собой перечень книг и других источников информации, имеющихся в библиотеке. Он со­стоит из каталожных карточек, на которые записывают каждую по­ступившую в библиотеку книгу.

Каталожная карточка несет ин­формацию о книге и ее содержа­нии. Эти сведения записываются  в определенном порядке и в своей совокупности называются «библио­графическим описанием». На ка­таложной карточке указываются фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, число страниц, наличие иллюстраций и другие данные. Эти данные берут­ся с титульного листа книги. На плакате приведен пример библио­графического описания.

Но кроме этих сведений вам необходимо знать местонахождение книги на полке, то есть ее адрес. Таким адресом яв­ляется шифр книги.

Шифр на каталожной карточ­ке помещается в верхнем левом углу и записывается в виде дро­би, где в числителе ставится ин­декс, а знаменателе — авторский знак.

Верхняя часть шифра (индекс) указывает отдел, в котором нахо­дится книга, а нижняя часть (авто­рский знак) - место внутри отде­ла. Таким образом, каждая книга получает определенное место.(показ слайдов «Структура ББК»

С помощью каталога можно узнать:

• есть ли в библиотеке нужная вам книга, если вы знаете ее авто­ра и название;

• уточнить заглавие книги, ес­ли автор известен;

• какие произведения данного автора имеются в библиотеке;

• год издания, объем книги, из­дательство;

• из аннотации краткое содер­жание книги.

Каталоги и картотеки в библиотеке бывают двух видов: алфавитные и систе­матические. Расскажу подробней, в чем же их отличие.

В алфавитном каталоге, как вы уже поняли, все книги располагают­ся в алфавитном порядке по фами­лиям авторов, иди заглавиям, незави­симо от содержания книги. Карточ­ки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавитном поряд­ке по их инициалам, например:

• Толстой А. К.

• Толстой А. Н.

• Толстой Л. Н.

Карточки авторов с двойными фамилиями ставятся после карто­чек авторов с одной фамилией.

Описание книг одного автора начинается с собраний его сочинений, потом следуют карточки, описывающие его отдельные произведения. Рас­становка карточек изданий одной и той же книги производится в об­ратно-хронологическом порядке, то есть самые новые издания нахо­дятся впереди.

В системати­ческом каталоге карточки разме­щены в соответствии с содержани­ем произведений, то есть по опре­деленным отраслям знаний; по философии, искусству, истории, медицине и так далее. Материал группируется по крупным разде­лам, которые делятся на более мелкие в пределах данной отрасли знаний.

Например, раздел «Филосо­фия» включает в себя подразделы: «История философии», «Античная философия», «Западноевропей­ская философия», «Русские фило­софы» и так далее.

Пользование систематическим каталогом облег­чает алфавитно-предметный указа­тель, с которого и нужно начинать поиск. Указатель представляет со­бой картотеку названий и понятий (предметных рубрик), расположен­ных в алфавитном порядке, и ин­дексов — где, в каком разделе сле­дует искать нужную книгу.

Основное правило при исполь­зовании алфавитно-предметного указателя - точно определить предмет поиска.

При подготовке реферата, со­чинения на определенную тему лучше всего обратиться к система­тическому каталогу.

Сейчас вы по­делитесь на четыре команды, и каждой команде я дам задание по работе с каталогом.

 

 

(Ребята делятся на команды.)

 

 

 

Задание для команды I 

• Есть ли в библиотеке книга А. С. Грина «Алые паруса»? Какие еще книги данного автора имеют­ся в библиотеке?

Для команды 2

• Есть ли и библиотеке книга «Всадник без головы»? Кто ее ав­тор, какое издание самое новое в каталоге?

Для команды 3

• Найдите книгу по ядерной физике.

Для команды 4

• Какие книги по архитектуре имеются в библиотеке, есть ли в них иллюстрации?

(Команды выполняют задание.)

 

         Хорошо ребята, а теперь начинается ещё одно испытание. Разбейтесь на 4 группы.

1 группа – находит информацию с помощью энциклопедий и словарей.

2 группа – с помощью каталогов и картотек

3 группа – с помощью базы данных ИРБИС

4 группа – с помощью Интернет.

         Вам будет даны одинаковые задания, и каждая группа с помощью своих информационных технологий будет искать нужную информацию. А потом мы подведем итоги, какую информацию легче найти по энциклопедиям, а какую с помощью каталогов. А может быть с помощью базы данных или Интернет.

         У нас за всем следить будет жюри, помогать вам будут библиотекари, если где-то будут затруднения, и если нужно будет принести нужную книгу или журнал.

         Задания

  1. И.А. Гончаров.
  2. Анализ поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  3. Глобальные проблемы современности
  4. Экология Нч ГРЭС.

После того, как каждая группа найдет информацию, спросить, что было для них тяжелее всего, а какую информацию было найти легко. Подвести итоги. Поблагодарить ребят за интересную работу и посоветовать им, всегда быть грамотными пользователями.