Час литературного портрета

«Лекарь Мелиховского участка».

Все мероприятие сопровождается презентацией

 « Герцогство Антона Павловича»

 

Ежегодно, 29 января, страна отмечает день рождения нашего земляка, писателя Антона Павловича Чехова.

А.П. Чехов один из наиболее выдающихся писателей XIX века, признанный мастер короткой формы, тонкий психолог, ироничный и в то же время вдумчивый человек. Он мог стать знаменитым врачом, но не стал. В раздумье и безденежье он начал писать о том, что замечал или слышал. Так он стал литератором. А публика полюбила «Антошу Чехонте» молодого человека в пенсне. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из периодов жизни и творчества классика.

Еще живя в Сумах Харьковской губернии, Антон Павлович задумал купить свой собственный хутор. Зимой 1892г. это решение осуществилось на деле: Чехов стал землевладельцем. Называлась эта усадьба «Мелихово» и находилась в Серпуховском уезде Московской губернии. Большое имение с усадьбой, пашнями, лесами и лугами, которое Антон Павлович называл «великим герцогством» досталось ему за 13000 рублей. В самой большой комнате со сплошными стеклами устроили для Чехова кабинет. Как только сошел снег, сестра Чехова принялась за огород и сад, а сам Антон Павлович за посадку деревьев и уход за ними. Нового землевладельца интересовало все: и посадка луковиц, и прилет грачей, и скворцов, и посев клевера. Он подолгу осматривал каждое плодовое дерево, каждый куст.

С первых дней как Чеховы поселились в Мелихове, все кругом узнали, что Антон Павлович врач. Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра, перед его домом уже стояли бабы и дети, и ждали от него врачебной помощи. Он выходил, выслушивал, выстукивал и никого не отпускал без лекарства.

А холера была уже у ворот. Тогда Чехову, как члену санитарного совета и как врачу, было предложено принять на себя заведование холерным участком, и он, согласился, безвозмездно. На его долю выпала тяжелая работа. Пять холерных бараков и два медицинских пункта организовал Чехов на своем медицинском участке. Антон Павлович стремился активно участвовать в жизни, быть полезным и нужным людям. Несколько месяцев писатель не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось, и разъезжать по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый возвращался он домой, но держал себя так, точно делает пустяки, отпускал шуточки и по-прежнему всех смешил.

Чеховы были очень гостеприимны, а мать Антона Павловича Евгения Яковлевна напрягала все усилия, чтобы стол ломился от яств. Вся семья трудилась. Но как только приезжали гости жизнь в Мелихове круто менялась. Пели, играли на рояле, смеялись. Остроумию и веселости не было конца. Дым поднимался коромыслом, ложились далеко за полночь, и в такие дни Антон Павлович писал урывками, только потому, что это было его потребностью.

Звучит вальс Шопена.

В Мелихове было написано много прекрасных произведений «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». Антон Павлович очень любил Мелихово. После тяжелого детства, скитаний по дешевым квартирам он вдруг ощутил, что у него есть свой дом, которого не надо менять и из которого не надо выезжать. Он так говорил: «Коль деды и прадеды жили в деревне, то внукам безнаказанно нельзя жить в городе».

А что же личная жизнь писателя? Открытый и общительный, имеющий множество друзей, он скрывал свои чувства и любовные переживания. Здесь, в Мелихове, между Чеховым и пианисткой Ликой Мизиновой возникает взаимное увлечение. Она часто посещает усадьбу Чеховых. Прогулки с красавицей поднимали настроение молодого писателя. Лика очень нужна была ему в Мелихове. Для него она была отдушиной, и возможностью уйти от рутины повседневных забот. В доме Чеховых часто звучала музыка. Брат писателя был талантливым пианистом, а Лика прекрасно исполняла романсы. Вот как об этом писал сам Чехов:

 -У меня по целым дням в гостиной играют и поют романсы.

Звучит романс «Я встретил вас»

Привязанность Чехова к Лике обрела бессмертие в рассказах «Попрыгунья», «Душечка», «Ариадна», а также в лирической исповеди «Дом с мезонином» и пьесе «Чайка». Но, к сожалению, при всей своей влюбленности писатель в то время не был готов к семейной жизни. Вот как он об этом написал А.С. Суворину, издателю популярной газеты «Новое время»: «Жениться я не хочу, да и не на ком. Да и шут с ним. Мне было бы скучнее возиться с женой…».

 «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность, - читаем мы в краткой автобиографии писателя, - они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

Советский писатель З. Паперный, на протяжении многих лет занимающийся исследованием творчества Чехова, называет его «великим диагностом человеческой души».

Константин Паустовский, оценивая творчество Чехова писал: «Если бы Чехов не был врачом, то, возможно, он бы не создал такую острую как скальпель, аналитическую и точную прозу».

Некоторые его рассказы, например «Палата № 6», «Скучная история», написаны как образцовые психологические диагнозы. Одержимым идеей подвига, даже по-своему великим человеком, выглядит врач Дымов в рассказе «Попрыгунья», по сравнению с друзьями и поклонниками его жены Ольги Ивановны, которая из-за тщеславия и капризов не смогла разглядеть ценного человека, своего мужа. И только после смерти мужа Ольга Ивановна начинает осознавать, какого исключительного человека она потеряла.

Звучит отрывок из рассказа «Попрыгунья»

Герои Чехова – это люди, которых можно встретить в повседневной жизни: рабочие, чиновники, приказчики, дворники, врачи, их жены и дети. Ситуации, на которые обращает внимание писатель, привычны и банальны. Качества, присущие персонажам его произведений самые обычные: простодушие и самовлюбленность, подхалимство и глупость, цинизм и сдержанность. Писатель часто прибегал в своих произведениях к сатире. Сатирические портреты, создаваемые Чеховым, становились центральными образами его рассказов, и образ «человека в футляре» не исключение. Эпоха, описываемая Чеховым, породила целое поколение людей, которые привыкли отгораживаться от окружающего из мира и создавать вокруг себя ограниченное пространство. При этом духовная жизнь этих людей становится скудной, но для них она более предпочтительна, чем жизнь со всеми страстями и потрясениями. Герой рассказа «Человек в футляре» Беликов, является наиболее ярким примером «футлярного человека». Он не желает перемен, он их боится, ему проще окружить себя некой защитной оболочкой, которая отгородит его от всех возможных потрясений. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но внешней оболочкой дело не ограничивалось. « И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Рассказывая о жизни и привычках «футлярных людей», Чехов всегда подчеркивал, что жизнь реальная, настоящая всегда одерживает победу над «футлярным» способом существования.

Рассказывая нам о людях и их судьбах, писатель призывает нас понять и осознать истинные причины их поступков и помыслов. Что есть ценного и хорошего в жизни его героев? «Жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку, - думает герой рассказа «Скрипка Ротшильда» Яков Бронза, - впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад – там ничего». Чехов дает возможность читателю задуматься, какой след они оставили на земле, что хорошего принесли в этот мир? И подводит нас к мысли: измени свою жизнь к лучшему, сделай ее красивой и глубокой.

Летом 1895 г. Антон Павлович переселился из дома в только что построенный флигель и сделал его своим рабочим кабинетом. Здесь была создана знаменитая пьеса «Чайка».

С мелиховскими впечатлениями связаны главные произведения Чехова о деревне: «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «В овраге».

Писатель учит нас состраданию и пониманию, предоставляет читателям возможность прочувствовать чужие эмоции, боль, разочарования, безысходность. Здесь, в Мелихове, были написаны настоящие литературные шедевры.

Вообще трудоспособность Чехова была необыкновенной, он оставил потомкам двадцать томов прозы.

Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулеза легких, начавшийся еще раньше и проходивший незаметно для Антона Павловича обострился. Врачи запретили ему жать на Севере. На зиму 1898-1899 гг. он поселился в Ялте. А осенью 1899 г. усадьба в Мелихове была продана.

 

Роберт Черняк

 

В Мелихово у Чехова. Сон

 

Пахнет огородом и рассадой,

Тени ивы старой на пруду.

В Мелихово снова я по саду,

Будто бы с хозяином иду.

У забора вьюн плетётся змейкой,

В окруженьи старых тополей.

Чуть левей любимая скамейка,-

Сели, каждый с думаю своей.

Посмотрел на флигель не случайно,-

С ним был связан театральный взлёт,-

-В нём писал легко когда-то "ЧАЙКУ",-

Неужели до сих пор идёт?

Говорю: - Идёт и, слушал снова

И в слова его опять вникал...

-Подождём до вечера Толстого,-

Повидать хотелось старика...

И смотрел на сад он опустелый,

По вишнёвым вырубкам грустил...

Как могла,- я думал, в это тело,

Глыба мировая забрести.

Пушкина держал в руке он томик,

Вид его был донельзя простой.

Обстановке в скромном зимнем доме,

Каждый раз завидывал Толстой.

За далёкой станцией Лопасней,

Каждый раз куда я так спешил

Огонёк писателя не гаснет

В мелеховской девственной глуши.

Кто-то подъезжает на карете,

Неужель Раневская к нему...

Объяснил он мне:

-Однажды встретил, эту даму

Осенью, в Крыму...

Вот и со скамьи, поднявшись,встал он.

Видел, как с ворот не сводит глаз.

Снял пенсне и через взгляд усталый

Добрая улыбка расплылась.

 

В 1901 г. Антон Павлович вступает в брак с актрисой Московского художественного театра Ольгой Леонардовной Книппер, вместе с ней совершает поездку за границу. Здоровье его продолжает ухудшаться. 15 июля 1904 г. Антон Павлович скончался в Баденвайлере, Юж. Германия. Там завершился его жизненный путь.

Сегодня в музее-заповеднике «Мелихово» все сохранено так, как было при жизни великого русского писателя. Его жена О. Книппер-Чехова передала в музей немало ценных экспонатов. И посетив усадьбу в 1957 г. оставила такой отзыв: «Антон Павлович был бы доволен, если бы увидел, в каком порядке содержится его усадьба».

 

Саша Черный

 

Ах, зачем нет Чехова на свете!

Сколько вздорных - пеших и верхом,

С багажом готовых междометий

Осаждало в Ялте милый дом...

 

День за днем толклись они, как крысы,

Словно был он мировой боксер,

Он шутил, смотрел на кипарисы

И прищурясь, слушал скучный вздор.

 

Я б тайком пришел к нему иначе:

Если б жил он, - горные мечты! -

Подошел бы я к решетке дачи

Посмотреть на милые черты.

 

А когда б он тихими шагами

Подошел случайно вдруг ко мне -

Я б, склонясь, закрыл лицо руками

И исчез в вечерней тишине.

 

Список использованной литературы:

 

Кулешов, В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова [Текст]: очерк. – 2-е изд. – М.: Дет. лит., 1985. – 175 с. – (Школьная библиотека).

Лукьянченко, О.А. Русские писатели [Текст]: библиографический словарь-справочник для школьников / О.А. Лукьянченко. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 506, [6] с.: ил. – (Большая перемена).

Чехов, М.П. Вокруг Чехова [Текст]: встречи и впечатления / подгот. Текста и комментарии С. М. Чехова; предисл. Е. З. Балабановича. – М.: Моск. рабочий, 1980. – 256 с.: ил.

Шубин, Б. М. Доктор А. П. Чехов [Текст]. – М.: Знание, 1977. – 128 с.: ил.

 

Автор: Бектерева Г. Л.

Технический редактор: Прохорова К.А.