Экологопознавательный утренник «Любите всё живое на Земле»

       Предварительная подготовка: подобрать литературу, оформить книжную выставку, ребятам раздать текст и стихотворения, сделать карточки с заданиями к конкурсам.

Библиотекарь: «Экология» - ещё в середине прошлого столетия это слово можно было встретить разве что в лексиконе специалистов. А сейчас оно известно, пожалуй, каждому школьнику. И чаще всего связано с ним нарастающее чувство тревоги за судьбу нашей планеты и всего живого на Земле.  Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году. «Ойкос» по - гречески означает «дом, жилище, Родина». И, стало быть, экология - наука о доме, о нашей общей Родине- планете Земля. А точнее - наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и окружающей средой.

         Чтец: Кромсаем лёд,

         Меняем рек теченье,

         Твердим о том, что дел невпроворот…

         Но мы ещё придём просить прощенья

         У этих рек, барханов и болот,

         У самого гигантского восхода,

         У самого мельчайшего малька…

         Пока об этом думать неохота.

         Сейчас нам не до этого пока.

         Аэродромы, пирсы и перроны,

         Леса без птиц

         И реки без воды…

         Всё меньше - окружающей природы…

         Всё больше – окружающей среды.

                                      Р. Рождественский.

Ведущий 1: И чего только люди не придумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле. Удобрения, чтобы собирать большие урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых – вредителей, и автомобили, заполонившие наши улицы. Люди научились, в громадных количествах добывать из земных недр полезные ископаемые – уголь, нефть. Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги…Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц, зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей ядохимикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали.

Ведущий 2: Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов. Не только на улицах, но и вдоль дорог и даже в лесах и на берегах рек и озёр появились кучи мусора. Ведь многие люди, и в том числе и дети, выбрасывают прямо себе под ноги обёртки конфет, бумагу, бутылки. Они не задумывались о том, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы, природа сама не сможет их переработать.

Планета наша весьма загрязнена, но мы ещё не осознали всей опасности для жизни на огромной мусорной куче. Мы – то на ней пока кое – как живём, но смогут ли жить ваши дети?

Земля наша тяжело и неизлечима больна.

Ведущий 1: SOS - международный радио сигнал. Его подают с тонущего корабля, всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где – то гибнут люди, они молят о помощи, о спасении. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущего корабля, но всё чаще мы слышим от Природы: SOS! SOS!

Красота Земли – богатство, не сразу в полной мере оцененное человечеством. Теперь мы уже понимаем, что люди теряют, когда грубо вмешиваются в жизнь природы. С каждым годом нам дороже становится тишина лесов, простор степей, величие гор. Красоту первозданного мира не передашь ни словами, ни красками, её можно ощутить только прикосновением. А сколько больших и малых тайн дарит нам природа!

Ведущий 2: С каждым годом по вине людей на Земле становится всё меньше животных и растений. Некоторые из них, к сожалению, уже исчезли совсем. «Остановись! Одумайся!» - шепчут человеку леса. « Не оголяй землю… не превращай её в пустыню…» « Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья, это лишает меня влаги, я иссыхаю, старею…скоро я ничего не смогу родить… ни злака, ни цветка…». Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршащих осенних листьев, говор ручья, пение песка… Они не слышат жалобного сигнала о трудной жизни в современных условиях.

Библиотекарь: Давайте же и мы с вами, мои юные друзья, прислушаемся к тревожным сигналам  SOS! Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите, природа просит о помощи! Раньше мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать, что наш дом – Земля - в опасности. Она медленно погибает.

         Чтец: Моя планета – человечий дом.

         Но как мне жить под дымным колпаком?

         Где сточная канава – океан,

         Где вся природа поймана в капкан,

         Где места нет ни аисту, ни льву,

         Где стонут травы: больше не могу!

 Ведущий 1:

  • Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

 

  • Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

 

  • В минуту вырубаются 20 га тропических лесов

 

  • 5 миллионов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.

 

  • Учёные заявляют, что через 10 лет Средиземное море может стать мёртвым.

 

  • Озеро Байкал, которое содержит 1/3мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться.

 

  • За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных, несколько сотен видов растений, 26 видов птиц

 

Ведущий 2: Известный писатель – натуралист Джеральд Даррелл писал: «Животные и растения не могут устроить забастовку, даже сидячую, за них некому заступиться, кроме нас, людей». Давайте послушаем, какие сообщения оставили в «Жалобной книге природы» братья наши меньшие.

Чёрный аист:   Мы исчезаем с вырубкой лесов и осушением болот. Иногда мы становимся жертвами браконьерских выстрелов.

Красноногий чибис:   Нас погубила доверчивость, а так же осушение болот, где мы устраивали гнёзда. Но главной причиной катастрофы стало отравление нас пестицидами.

Краснозобая казарка:   Множество опасностей подстерегает нас на пути. В том числе и браконьерские выстрелы и т. д.

Библиотекарь: Ребята, давайте беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших. И пусть в « Жалобной книге природы» будет как можно меньше тревожных отзывов.

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в удивительный мир природы. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете растения и животных на нашей планете, проведём нашу встречу в форме интеллектуального состязания. Для этого нам надо создать две команды. Каждая команда придумает себе название.

 

  1. 1.     Конкурс « Знаете ли вы…».

-  Какая птица живёт дольше всех?   (Ворон.)

- Птенцы, какой птицы шипят из гнезда, как змеи?  (Вертишейки.)

-  Кто носом деревья сажает?   (Сойка.)

-  Какая птица может летать хвостом вперёд?   (Колибри.)

-  Когда ёж не колется?   (Когда только родится.)

-  Кто спит вниз головой?  (Летучая мышь.)

-  У кого каждый день растут зубы?   (У бобра, у зайца.)

-  Какая птица выше всех летает?  (Орёл.)

-  Сколько ног у паука?   (Восемь.)

-  Сколько крыльев у мухи?  (Одна пара.)

-  Слепыми или зрячими родятся зайцы?  (Зрячими.)

-  Умеют ли слоны плавать?   (Да.)

-  Где у кузнечика ухо?  (На ноге.)

-  Какому животному поставлено два памятника?  (Лягушке. В Парижском университете Сорбонне и в Токио.)

 

  1. 2.     Конкурс « В мире животных, или кто я?»

Сейчас вам предстоит угадать животное по его описанию.

  • Это животное – хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако это животное имеет целый ряд черт, отличающих её от этих зверей. Например, подушечки лап у неё покрыты шерстью. Рисунок глаза, как у кошки, продолговатый. А ещё эти животные никогда не живут стаями и охотятся по- одиночке. ( Лисица.)

 

  •  Этот зверь очень осторожен и нелюдим. Любит глухие места с буреломами, ягодниками, болотами и речками, в которых есть рыба. Питается ягодами, орехами, зелёными растениями, насекомыми, рыбой. (Медведь.)

 

 

  • Он предпочитает искать пищу в сумерках. Зрение у него неважное, но слух и чутьё отличные. Если заподозрит неладное, замрёт и долго–долго стоит неподвижно. Шея у него короткая, голова большая, хвост тонкий. У самцов торчат изо рта клыки. Тело покрыто грубой щетиной.  (Кабан.)

 

  • Этот зверь так же необходим природе, как и все остальные животные. Своё жильё строит в глухих. Непроходимых местах и живёт семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленных и больных животных, подбирает падаль. Там, где он исчезает, среди животных начинается эпидемия.  (Волк.)

 

  1. 3.     Конкурс « Правда ли это?»

 

-- Орёл – гарпия любит завтракать обезьянами?  (Правда. Гарпия -настоящий царь хищников в лесах Южной Америки. На своих коротких, широких крыльях он свободно летает между ветвями деревьев и охотится на обезьян, которые всегда были его основной пищей.)

 

-- Кончик меча у меч -  рыбы отравлен смертоносным мышьяком?   (Неправда. Меч- рыба вовсе не ядовита; мышьяк – минерал, добываемый в земле, не может попасть на « меч».)

 

--На зебрах водятся полосатые блохи? (Неправда. Блохи не маскируются.)

 

-- Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются брёвнами.     (Неправда. Крокодилы действительно похожи на плывущие брёвна, но они пользуются этим сходством, чтобы подкрасться поближе к своим жертвам.)

 

--Размеры некоторых лиан достигают высоты Эйфелевой башни, а их стебли настолько прочны, что могут выдержать слона? (Возможно, правда. Высота Эйфелевой башни – 320 м, а длина стеблей некоторых лиан достигает 300 м. Переплетённые лианы выдерживают тяжесть гигантских деревьев, растущих в джунглях, и поэтому несколько лиан могут выдержать слона, вес которого 7,5 тонны.)

 

-- Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? (Неправда. Но когда хищник натыкается на иглы дикобраза, они легко отделяются и остаются в теле врага.)

 

-- Одинокие волки воют на луну от тоски? (Неправда. Волки действительно воют по ночам, но этот вой предупреждает волков других стай, чтобы они не заходили на чужую территорию.)

 

-- Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах?  (Неправда. Крабы всплывают с помощью своих собственных конечностей.)

 

-- Большие черепахи плачут? (Правда. На берегу черепахи действительно роняют слёзы. Видимо, так они избавляются от песчинок, попадающих в глаза.)

 

-- Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу напавшего.)

 

 

  1. 4.     Конкурс « Головоломка».

Раздать каждой команде по листу, где нужно угадать 7 зашифрованных названий растений.

  • Личтеост – чистотел
  • Ацушди – душица
  • Ьящелв – щавель
  • Акифла – фиалка
  • Шыдлна – ландыш
  • Акчплата – лапчатка
  • Емзиакнял – земляника.

 

  1. 5.     Конкурс « Поразмыслим не спеша».

Один вопрос – 4 ответа. Найдите правильный ответ:

-- Какое дерево называют « иудиным»?

  • Калину
  • Осину
  • Рябину
  • Дубину стоеросовую.

-- Какое обличие принимала возлюбленная князя Гвидона?

  • Сороки
  • Вороны
  • Лебедя
  • Горлицы.

-- Запах, какого цитруса наполовину снижает, число ошибок в работе программистов?

  • Грейпфрута
  • Мандарина
  • Апельсина
  • Лимона.

-- С какими птицами путешествовал мальчик Нильс из сказки Сельмы Лагерлёф?

  • С грифами
  • Кондорами
  • Гусями
  • Дятлами.

 -- Как разговаривает лиса?

  • Воет
  • Лает
  • Брешет
  • Орёт.

-- С помощью яиц, каких птиц современницы Пушкина выводили веснушки?

  • Стрижей
  • Галок
  • Сорок
  • Воробьёв.

-- Сколько ног у краба?

  • Четыре
  • Шесть
  • Восемь
  • Десять.

-- Что такое корнишоны?

  • Мелкие патиссоны
  • Мелкие огурцы
  • Мелкие помидоры
  • Мелкие арбузы.

-- В какой цветок превратился юноша, влюбившийся в самого себя?

  • В гиацинт
  • Георгин
  • Тюльпан
  • Нарцисс

-- Личинкой, какого насекомого является мотыль, любимец рыболовов?

  • Комара
  • Бабочки
  • Жужелицы
  • Паука.

 

  1. 6.     Конкурс « Сокровища животного мира».

А.  Археологические раскопки свидетельствуют, что бумагу изобрели в Древнем Китае. Долгое время только китайцы владели секретом её изготовления. Так, в Корее бумагу начали делать лишь через пятьсот лет. А эти насекомые делают бумагу уже миллионы лет.

  • Какие насекомые умеют делать бумагу?

Ответ: Это осы. Изготовление бумаги для осы дело несложное. Она собирает волокна прогнившей древесины, стебли трав и даже брошенные человеком клочки бумаги и картона и всё это старательно пережёвывает, смешивая со слюной. Образуется бумажная масса что – то вроде папье – маше, которая в подсохшем состоянии представляет собой прочную серую бумагу, из которой осы строят свои гнёзда.

 

Б. Долгое время рыб считали глухими. Однако с помощью тщательных экспериментов, основанных на выработке условных рефлексов, было установлено, что рыбы слышат.

  • А умеют ли рыбы разговаривать. Справедлива ли поговорка «нем как рыба?»

Ответ:  В последние десятилетия выяснилось, что популярное выражение « нем как рыба» не соответствует действительности. Рыбы издают разнообразные звуки. Одни – механические, возникающие при плавании, дыхании, еде, - имеют сигнальное значение. Обитатели вод могут посылать звуковые сигналы во время нереста, при защите отложенной икры, при охране своей территории. Обычно это скрипы и скрежетания. Наиболее широкий спектр звуков рыбы могут издавать, пользуя плавательный пузырь; хлопки, свист, кудахтанье, вой и многое другое.

  1. 7.     Конкурс « Стихотворение» о природе»

 

Блиц – турнир « Робинзонада»

  • Какое растение даёт лучший мёд? (липа.)
  • Название, какого растения связано со звоном? (колокольчик.)
  • Соком, какого растения сводят бородавки? (чистотел.)
  • Где раки зимуют? (в порах по берегам рек и озёр.)
  • Никто не пугает, а вся дрожит? (осина.)
  • Какая нить в природе самая тонкая? (паутина.)
  • Косой ли заяц? (нет.)
  • Назовите хищное растение? (росянка.)
  • У кого шея имеет больше позвонков  у жирафа или поросёнка? (одинаково.)
  • Растёт ли дерево зимой? (нет)
  • Умеют ли слоны плавать? (да.)
  • Какой снег быстрее тает, чистый или грязный? ( Грязный.)
  • Что вниз головой растёт? (сосулька.)
  • Что делает зимой ёж? (спит.)
  • Какие птицы еду себе добывают, ныряя под лёд? (оляпка.)
  • Когда температура воробья выше летом или зимой? (одинаковая.)
  • В пруду купался, а сухой остался  (гусь.)
  • Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (морской конёк.)
  • Самое быстрое животное суши? (гепард.)
  • Какая лесная птица резко меняет своё оперение весной? (белая куропатка.)
  • Какая змея самая большая? (анаконда.)
  • Кто сильнее: лев или тигр? (тигр.)
  • Какая змея плюётся? (кобра.)
  • Где у кузнечика ухо? (на ноге.)
  • У кого самый большой язык? (у муравьеда.)
  • Какого цвета хамелеон? (разного.)
  • Какая самая высокая трава? (бамбук.)
  • Какие ноги у жирафа длиннее задние или передние? (передние.)
  • Чем стрекочет кузнечик? (трением ноги о крыло.)
  • Чем блеет бекас? (хвостом.)
  • Сколько ног у паука? (восемь.)
  • Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев, рябчик.)
  • Какая птица носит название танца? (чечётка.)
  • Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз.)
  • Название, какого цветка состоит из частицы предлога и сторожевой будки? (незабудка.)
  • Что ест зимой жаба? (ничего, спит.)
  • Глаза на рогах, а дом на спине. ( улитка.)
  • Какой зверь после еды зубы чистит? (тигр.)
  • У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин.)
  • Какие животные вылезают из кожи вон? (змеи.)

 

Подведение итогов: (Слово жюри).

 

Используемая литература:

 

  1. Джакашева Г.Б. Там, где лотос цветёт / Г.Б. Джакашева // Читаем, учимся, играем. – 2006. - №4. – С. 90 - 92.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  3. Кожевникова Д.А. Под зелёным парусом в будущее / Д.А. Кожевникова // Читаем, учимся, играем. – 2006. - №6. – С. 89 - 92.
  4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.– сост. А.Е. Чижевский; худож. В.В. Николаев и др. – М.: АСТ: Астрель, 2001. – 416 с.
  5. Плис С.П. По примеру маленького принца, приведём планету в порядок / С.П. Плис // Читаем, учимся, играем. – 2006. - №9. – С.108 - 110.
  6. Мир растений. Виды, места произрастания, лекарственные свойства. – Смоленск: Русич, 2000. - 416 с.
  7. Каркачёва Н.А. Сохраним родную природу! / Н.А. Каркачёва // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №10. – С.90 – 94.