Литературно-поэтический вечер

«Целый мир от красоты»

(А.ФЕТ)

Оформление: портрет поэта, картины природы (Презентация)

Музыка: романсы Глинки, романс «Я пришёл к тебе с приветом»,

Романс А.С. Варламова «На заре ты её не буди»

Романс С.В. Рахманинова «В молчанье ночи тайной…» в исполнении Д. Хворостовского 

Чтецы: 5чел

Чтец 1. В начале 1835 года в пансион Крюммера в лифляндском городке Верро (г. Выру, Эстония)  приходит письмо от орловского помещика А.Н. Шеншина. Письмо адресовано его сыну Афанасию Шеншину, но надписано «Афанасию Фёту» - так теперь должен называться мальчик. Это было катастрофой. Превращение из русского столбового дворянина в немца-разночинца лишало Фета не только социального самоощущения, дворянских привилегий, права быть помещиком, возможности наследовать родовое имение Шеншиных. Он лишался права называть себя русским; под документами он должен был подписываться: «К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил». Но самым главным было то, что он лишался возможности без позора объяснить свое происхождение: почему он сын Шеншина; почему он иностранец Фёт, если он сын Шеншина; почему он Афанасьевич. Рожден в Новоселках и крещен в православие, если он сын Иоганна Петра Фёта.

Чтец 2. Фет родился 23 ноября  1820 году в усадьбе Новоселки, принадлежавшей отставному ротмистру Афанасию Неофитовичу Шеншину. Мать поэта, Шарлота Елизавета Беккер, по первому мужу Фёт, была увезена Шеншиным из Дармштадта (в Германии Шарлота оставила своего мужа, дочь Каролину и отца). Бракоразводный процесс затянулся, и, видимо поэтому Фёт и Шеншин обвенчались  по православному обряду только в 1822 г., спустя два года после рождения сынв Афанасия. Подкупив священника, мальчика записали Шеншиным – и до 14 лет лет будущий поэт считал себя потомственным дворянином. Но в 1834 г. эта тайна раскрылась: орловское губернское правление учинило следствие и лишило отрока фамилии. То есть ему не только запретили именоваться Шеншиным, но и вообще отобрали фамилию!

Нужно было срочно что-то предпринимать. В конце концов опекуны его единоутробной немецкой сестры Лиины прислали из Германии соглашение, по которому Афанасий признавался сыном первого мужа Шарлоты-Елизаветы Иоганна Петера Карла Вильгельма Фёта. Так будущий лирик вновь обрел «законный статус». Но зато утратил дворянство и лишился наследственных имущественных прав. (Буква «ё» выпала из фамилии случайно; просто наборщик его стихов однажды перепутал литеры – а Афанасий Афанасьевич после этого так и стал подписываться: Фет).

Чтец 3 Разумеется, перемена статуса потрясла сознание Афанасия Фета; на пороге юности им овладела всепоглощающая идея: вернуть утраченное дворянское достоинство. То есть стать обычным русским помещиком  Шеншиным.

(Рассказ о жизни А.Фета можно проиллюстрировать фотографиями пота в разные периоды жизни. Картину дополнят русские пейзажи и виды последнего имения А.Фета – Воробьёвки)

Чтец 4 Первая фетовская книга – «Лирический пантеон», выпущенная в 1840 г., была отмечена множеством влияний. Но вскоре он нащупывает свой собственный путь в литературе. Его поэзия – идея красоты, которая одухотворяет природу, весь мир.

Афанасий Афанасьевич Фет любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, с вдохновением, то был «на седьмом небе». Сборник «Эдемские вечера» - самые прекрасные мгновения в судьбе Фета.

Чтец 5 Т.А. Кузьминская рассказывала, как однажды, в 1864 г., она гостила у Дьяковых в Черемошне. «Дмитрий Алексеевич был крупный помещик. Он был любитель музыки в особенности, и сам немного умел петь… По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, Соловьевы, отец и сын…

Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения, что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им…

Афанасий Афанасьевич два раза просит меня спеть романс Булахова не его слова «Крошка»

Только станет смеркаться немножко,

Буду ждать, не дрогнет ли звонок?

Приходи, моя милая крошка,

Приходи посидеть вечерок…

Когда я спела, Фет подошел ко мне и сказал: «Когда вы поете, слова летят на крыльях. Повторите его».

Чтец 1 Мария Петровна подходила ко мне и говорила: «Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь».

Мария Петровна была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в зал вошел А.Фет.

Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мною небольшой листок бумаги с написанными стихами… и сказал: «В память вчерашнейго Эдемского вечера!». Это было стихотворение «Сияла ночь. Луною был полон сад…»

(Чтец читает стихотворение под аккомпанемент музыки Глинки»).

 

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней,

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 

Чтец 2 Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. Пародисты, критики издевались над стихами Фета «шепот, робкое дыханье…», переставляя строки, доказывали этим, что его можно читать с начало до конца, с середины и даже с конца, но все равно не добраться до смысла. Но знаменитое «безглагольное» стихотворение совершенно по форме и содержанию.

Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает «милое лицо» в его «волшебных волнениях-изменениях».

Чтец.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзание, и слезы,

И заря, заря!

 

Чтец 3 Распахнутое красотой сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет молодой жизни, влюбленная душа, жаждущая счастья, - всем этим наполнены стихи истинного лирика.

Чтец.(Вместо чтения стихотворения можно прослушать романс «Я пришёл к тебе с приветом»)

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет, что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

 

Критик Василий Боткин писал: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!»

Профессор Московского университета Петр Кудрявцев, давний поклонник поэта, отмечал неподдельный поэтический талант А.А. Фета. «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».

Один из ближайших друзей Фета поэт Яков Полонский писал другу 25 октября 1870 г. по поводу его стихотворения «Упреком, жалостью внушенным…»: «Что ты за существо – не постигаю… Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не видимый человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод!.. все отрицаешь, а он верит!..»

Чтец.

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной –

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой.

 

В 1856 г., в эпоху фетовского триумфа, Василий Боткин писал о нем в современнике»: «В то время, когда мир исполнен исключительно заботами о своих материальных интересах, когда душа современного человека погрузилась в мертвящие вопросы об удобствах материального своего существования, когда так часто слышатся или стоны, или крики пресыщенного эгоизма, когда раздумья и сомнения, уничтожив в нас молодость и свежесть ощущений, отравили в них всякое прямое, цельное наслаждение духовными благами жизни, - в это время… употребив любимое фетовское выражение… можно было сказать «является человек со вздохом» и проносит этот «вздох» до конца своей жизни».

По-разному относились к Фету его современники. В 60-е годы от Фета отвернулись Некрасов, Чернышевский, Тургенев. Они ценили в поэзии способность откликаться на больные вопросы времени, по-некрасовски: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

В 1861 г. об этом пишет Достоевский. Он рисует Лиссабон XVIII. На город обрушилось страшное стихийное бедствие. После землятресения половина жителей гибнет, город лежит в руинах, все потрясены случившимся – а в свежем номере газеты на первой полосе за подписью лучшего поэта появляется стихотворение: «Шепот, робкое дыханье…». Как бы отнеслись к этому горожане? «Да они, - предполагает Достоевский, - казнили бы этого поэта на площади». Но продолжает: «Стихотворение может быть великолепным по своему художественному совершенству. Поэта б казнили, а через 30-50 лет поставили б ему памятник…»

Молодой Чехов называл его стихи «пленительными», Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика: его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

И мы сегодня почувствовали, что стихи А.А.Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звезд на небесах»…

Чтец.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

 

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,  - человечно.

 

А.А. Фет умер 21 (3 декабря) ноября 1892 года в Москве.

 

В заключение звучат романсы на стихи А. Фета:

  • Романс А.С. Варламова «На заре ты её не буди»
  • Романс С.В. Рахманинова «В молчанье ночи тайной…» в исполнении Д. Хворостовского

Литература:

Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…» /Т. Г. Музыка // Читаем, учимся, играем».-2005.-№ 11.-С.4

Ерёмина О. «Читаем Фета» /О. Ерёмина //Литература.-2007.-№ 12.-С.10

Алфёрова А.М. «Целый мир от красоты» /А.М. Алфёрова //Литература в школе.-2000.-№ 8.-С.42

Сазонова Т.А. «Поэт-чародей» / Т.А. Сазонова //Читаем, учимся, играем».-2000.-№ 6.-С.51