«ТАГАНРОГ – ГОРОД ЧЕХОВА»

Ведущий: В середине прошлого века Таганрог был шумным торговым городом. В его гавань плыли корабли из Италии и Испании, Англии и Египта. Они везли вина, фрукты, пряности. Отсюда вывозились сотни тысяч четвертей зерна. Таможня работала круглые сутки. На набережной у пакгаузов, в итальянской опере, в кофейнях наравне с русской звучала греческая, турецкая, итальянская речь. Торговый Таганрог соперничал тогда с Одессой.

Вскоре, однако, первенство перешло к Одессе и Ростову-на-Дону. По соседству быстро разрастался Ростов. Пароходы направлялись теперь в устье Дона, где строилась Владикавказская железная дорога. Таганрог пришел в упадок, порт обмелел, на улицах и пристанях стало тихо и пусто. Жизнь отхлынула к другим берегам.

На поросшей травой Монастырской улице в двухэтажном домике в 60-е годы XIX века жил Павел Егорович Чехов. Наверху в маленьких комнатках - семейство, жильцы. В первом этаже — столовая, кухня и лавка. На вывеске чуть покосившиеся буквы: «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». В этом домике прошли детские годы А. П. Чехова.

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 17(29) января 1860г. Отец его, Павел Егорович, происходил из крестьян Воронежской губернии. Дед великого писателя, Егор Михайлович Чех, был крепостным помещика Черткова, отца того самого В. Г. Черткова, который был близок с Л. Н. Толстым. Откупившись на волю, Егор Михайлович переселился на Дон и стал управлять громадными имениями графа Платова.

Павел Егорович пошел „по торговой части", служил приказчиком и за три года до рождения Антона Павловича открыл в Таганроге свою бакалейную торговлю. Как ни пытался Павел Егорович крепко поставить свое дело, это ему не удавалось. Торговля была для него не столько призванием, сколько обязанностью: надо было содержать большую семью. Одной коммерцией отец писателя удовлетвориться не мог. Самоучкой выучился он играть на скрипке, отлично знал церковное пение и руководил хором, писал красками; сохранились иконы его работы.

У Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых было пять сыновей — Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил и дочь Мария. Будучи человеком патриархальных взглядов, Павел Егорович воспитывал детей в строгости.

Начальной грамоте Антон Павлович обучался в греческой школе. Он учился среди детей мелких ремесленников, матросов, портовых грузчиков. Подобно Горькому, Чехов рано узнал русскую провинциальную жизнь.

В 1868г. восьмилетний Антон поступил в приготовительный класс Таганрогской классической гимназии. Свободное от уроков время он должен был проводить в лавке отца: „.. я страшно испорчен тем, что родился, вырос, учился и начал писать в среде, в которой деньги играют безобразно большую роль", — сетовал Чехов впоследствии в одном из писем.

В 1873г. в Таганрогском уездном училище открылись бесплатные ремесленные классы. В них могли обучаться гимназисты. И Павел Егорович определил сыновей Ивана, Николая и Антона в эти классы, чтобы еще до окончания гимназии „дать им верный кусок хлеба". Антон Павлович обучался сапожному и портняжному ремеслу.

Каждую субботу семья Чеховых отправлялась ко всенощной. Возвратившись из церкви домой, пели и читали молитвы. Утром шли к ранней обедне. Павел Егорович составил из сыновей хор и пел с ними по приглашению на клиросе.

Безрадостные детские годы сказались в творчестве Чехова. Как отметил еще брат писателя Александр Павлович, в повестях и рассказах Чехова образы детей вызывают сочувствие и сожаление. Дети в произведениях Чехова — „существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Варьке, отданной в услужение к мастеровому, нет времени выспаться, и она душит ребенка в колыбели, чтобы сладко заснуть („Спать хочется"). Егорушка, которого родственник и сельский священник везут в город учиться, не выдается во всем длинном рассказе („Степь") ни одной чертой, которая говорила бы о его жизнерадостности. Даже группа детей, так оживленно играющая в лото („Детвора"), играет не в силу потребности детски-беззаветно повеселиться, а от гнетущей скуки, на которую обрекли эту детвору уехавшие в гости родители".

Евгения Яковлевна материнской лаской смягчала суровое детство своих детей, но и она не была в силах сломить деспотизм Павла Егоровича. Это была добрая, правдивая женщина, с нежным характером, с живым умом, с большой любовью к людям, ко всему живому. Она хорошо рассказывала, и дети любили ее слушать.

Антон Павлович нередко говорил: „Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери".

В самом деле, дети Чеховых были исключительно одаренными. Старший — Александр — стал известным журналистом, Николай — прекрасно рисовал, Мария Павловна — ближайший друг Антона Павловича, его помощница во многих начинаниях и впоследствии хранительница дома-музея в Ялте — также художница, Иван — был талантливым педагогом, Михаил — беллетрист, автор воспоминаний о брате.

Несколько раз во время летних каникул братья Антон с Николаем ездили в имение графа Платова Княжую к дедушке Егору Михайловичу.

Поездки на лошадях или на волах по знойной летней степи сроднили Чехова с южной русской природой и впоследствии отразились в повести „Степь". Он чувствовал себя в степи „как дома, и знал там каждую балочку' .

В 1876г. Павел Егорович окончательно разорился и вынужден был продать лавку и дом. Семья Чеховых перебралась в Москву, где Александр уже учился в университете, а Николай в Училище живописи, ваяния и зодчества. Антон Павлович остался один в Таганроге кончать гимназию. Отец ничего присылать не мог, он служил в Москве конторщиком в Торговых рядах, и вся семья кое-как перебивалась на его тридцать рублей в месяц. Пришлось существовать случайными заработками, главным образом уроками.

Летние каникулы Чехов проводил теперь в имении своего ученика Кравцова, которого готовил в юнкерское училище. Жизнь в глухой степной усадьбе впоследствии отразилась в рассказе Чехова „Печенег".

В течение последних трех лет пребывания в гимназии и самостоятельной жизни в Таганроге Чехов очень много читал. Крайне стесненный в средствах, он выписывал газету „Сын Отечества", в которой постоянно печатались обзоры таких „толстых" журналов, как „Отечественные записки", „Русская старина", „Вестник Европы", „Русский вестник". В этой же газете были помещены специальные статьи о романе Тургенева „Новь", об „Анне Карениной" Л. Н. Толстого, о „Последних песнях" Некрасова, о пьесах Островского, о сатирах Салтыкова-Щедрина. В Таганрогской библиотеке Чехов брал книги Гончарова, Тургенева, изучал работы Белинского, Добролюбова, Писарева, знакомился с выдающимися произведениями западноевропейской литературы. Так, а эти годы он читал Сервантеса, Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго и современных ему европейских романистов. Чехов принимал ближайшее участие в гимназическом рукописном журнале „Звездочка" и сам „издавал" юмористический журнал „Заика", пересылавшийся старшим братьям в Москву.

Вопреки строжайшим запретам гимназического начальства, Чехов часто посещал театр. Чтобы обмануть бдительность классных надзирателей, гимназисты переодевались в штатское платье и даже гримировались. Через знакомых актеров, бутафоров, через машиниста сцены завязывались связи с театром и открывались пути на тесную, душную галерку.

В годы, когда Чехов посещал Таганрогский театр, там ставились трагедии и комедии Шекспира, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Островского. Наряду с классическим репертуаром, многочисленные заезжие труппы исполняли всевозможные чувствительные мелодрамы. В погоне за наживой антрепренеры не заботились о художественной стороне спектаклей, пьесы ставились с двух-трех репетиций, в жалких и случайных декорациях.

Одаренный чувством юмора и актерскими способностями, юный Чехов сам постоянно разыгрывал перед знакомыми целые сцены. Еще до отъезда старших братьев в Москву он раздобыл какие-то особенно забавные рассказы и мастерски читал их. Однажды Чехов нарядился нищим, написал потешное просительное письмо, через весь город отправился к своему дяде и вручил ему это письмо. Никто не узнал мистификатора, получившего милостыню — три копейки.

Позднее у гимназического товарища Дросси в большом пустующем амбаре в глубине двора устраивались любительские спектакли. И Чехов в этих спектаклях принимал живейшее участие. По отзыву Дросси, Чехов-гимназист „играл мастерски".

Театральные интересы Чехова-гимназиста и его участие в любительских спектаклях способствовали раннему развитию в нем чувства сцены, сценического действия, сценической речи. Все это впоследствии пригодилось Чехову-драматургу.

В 1879г. А.П.Чехов окончил Таганрогскую гимназию и расстался с ней навсегда без всякого сожаления. Впоследствии Антон Павлович чаще всего вспоминал о своих учителях, как о „мертвых фигурах". И неудивительно, ведь это было время «самого строгого школьного режима, время беспощадного господства классицизма», когда усиленным изучением древних языков пытались отвлечь молодежь от политических интересов. В обобщающем образе учителя греческого языка Беликова („Человек в футляре") Чехов запечатлел черты бездушных и придирчивых преподавателей и классных надзирателей П. И. Вукова, А. Ф. Дьяконова, И. О. Урбана и др.

Рассказ ведущего о чеховском Таганроге сопровождается виртуальной выставкой. На экране сменяют друг друга фотографии старого Таганрога: мужская гимназия, театр, библиотека, гавань…

Трудно определить, когда в Антоне Чехове пробудился художник.

О сочинительстве Антона Павловича в таганрогский период его жизни упоминают родные и близкие, друзья и знакомые. Получается, что в течение семи лет до отъезда в Москву Антон Чехов активно пробовал свои силы в литературе. В четвертом классе он написал «едкое четверостишье» на инспектора гимназии Дьяконова и поместил его в издававшемся старшеклассниками рукописном журнале. В пятом классе пробовал написать сказку в стихах: «Эй, вы, хлопцы, где вы, эй! Вот идет старик Аггей. Он вам будет сказать сказку про Ивана и Савраску». Так же легко у него сочинялись остроумные шутки, различные подписи под рисунками. Товарищи по гимназии предложили ему участвовать в рукописном журнале «Досуг». По крайней мере два очерка Чехова были опубликованы в «Досуге»: «Из семинарской жизни» и «Сцены с натуры».

После отъезда братьев на учебу в Москву в 1875 году Антон стал выпускать юмористический журнал «Заика». В нем он помещал короткие юмористические сценки из таганрогской жизни, давал читать знакомым, а потом отправлял на суд братьям. Весной 1876 года Александр пишет Антону: «Два номера «Заики» получены, и оба произвели эффект в магазине Гаврилова».

В 1877 году Антон отваживается на смелый шаг: отобрав несколько самых удачных, на его взгляд, зарисовок, миниатюр, посылает Александру с надеждой, что тот поместит их в из знакомых московских журналов. 23 ноября он получил ответ: «Анекдоты твои пойдут. Сегодня я отправлю в «Будильник» по почте две твоих остроты: «Какой пол преимущественно красится» и «Бог дал детей». Остальные слабы.

Наряду с малыми юмористическими жанрами Чехов осваивает и драматургию. Он пишет почти одновременно большую драму «Безотцовщина», пьесу «Нашла коса на камень» и водевиль «Недаром курица пела» и все разом отправляет в Москву брату Александру. Приговор был таков: «Слог прекрасен, умение существует, но наблюдательности мало и житейского опыта нет. Со временем, кто знает, сможет выйти дельный писатель». Этот приговор литературного суда С. Соловьева надолго пережил известность его собственных многочисленных пьес, ныне забытых.

Юношеские литературные опыты Чехова не прошли для него бесследно. На литературное поприще Антон Павлович вступал не новичком: школу ученичества он сполна прошел в Таганроге.

А к родному городу Чехов навсегда сохранил заботливую любовь и привязанность. „Вот если захочется отдохнуть,— писал Чехов в 1895г.,— то приеду в Таганрог… Воздух родины самый здоровый воздух".

Чехов приезжал в Таганрог трижды: в 1887, 1894 и 1899 гг. Родной город и его окрестности отразились в повестях „Степь" и „Моя жизнь", в рассказе „Огни". Из Лопасни и Москвы, из заграничных поездок, из Ялты Чехов присылал в Таганрогскую библиотеку всевозможные книги, помог наладить работу справочного отдела, вел переговоры с И. Е. Репиным об этюдах для Таганрогского музея, со скульптором М. М. Антокольским о памятнике Петру I. До последних дней следил Чехов за жизнью Таганрога, переписывался со своими друзьями, выписывал „Таганрогский вестник".

Антон Павлович очень любил музыку.

Посетителям салона предлагается послушать классику: Рахманинов, Прокофьев, Иванов-Крамской в исполнении учащихся музыкальной школы им. Рахманинова (пианино, балалайки, гитара).

Далеко не все письма написанные Антоном Чеховым из Таганрога сохранились. Но что это за письма! «Отец и мать, единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал…»

Два письма, написанные из Таганрога в Москву двоюродному брату Михаилу, и одно письмо родному брату Михаилу зачитывают библиотекари.

Далее посетителям предлагается виртуальная выставка «Современный Таганрог». Так же сменяют друг друга фотографии гимназии, театра, библиотеки, гавани. Более века между этими снимками. Просмотр сопровождают песни о Таганроге написанные мастными композиторами: «Снег шелестит по Таганрогу» Е. Маглиса и «Песня о Таганроге» Ю. Лаптева.

Библиотека обладает богатым чеховским фондом и с радостью делиться им со всеми желающими.

К салону была подготовлена выставка-тумба «Город Чехова», рассказывающая о городе чеховской поры, о сегодняшнем Таганроге, о людях прославивших город. Выставка «Неизвестный Чехов» рассказала о марках, посвященных Чехову, монетах, выпущенных к его юбилею, о сайтах на которых можно познакомиться с материалом, раскрывающим чеховскую тематику.

Посетителям предоставляются для просмотра альбомы, имеющиеся в библиотеке.

 

Список использованной литературы.

1.Мир Чехова: Альбом.- Таганрог, 2007

2.Орлов Г.Н. и др. Антон Павлович Чехов в мире коллекций – Таганрог, 2009

3. … Таганрога я не миную: Чехов в Таганроге / Авт.-сост. Е. П. Коноплева и др. – Ростов н/Д, 1985

4.Антон Павлович Чехов в портретах, иллюстрациях, документах/ составитель М. М. Калаушин – Ленинград, 1957

5. Чехов А. П. Собрание сочинений. Т. 11 - М, 1963

6. Чехов А. П. Сочинения. Т. 1. – М., 1974

7. Чехов А. П. Сочинения. Т. 2. – М., 1974

8. Чехов А. П. Сочинения. Т. 18. – М., 1982

9. А. П. Чехову посвящается – Ростов н/Д, 1990

Аудиозаписи

1. 100 лет памяти Чехова – Таганрог, 2004 - кассета

2. Песни о Таганроге - Таганрог, 2004 - кассета