Урок - портрет «Высокое небо писателя»

 (к 100-летию со дня рождения Петра Лебеденко).

Цели и задачи:

- Познакомить учащихся с биографией и творчеством донского писателя Петра Лебеденко;

- привить интерес к изучению литературы родного края;

- содействовать воспитанию патриотизма.

Оборудование: выставка книг, произведений П. Лебеденко.

Петр Васильевич Лебеденко родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле. Детство прошло в Азове Ростовской области. Там он и «заболел» небом. 
    «Было мне, кажется, лет десять, - вспоминал Петр Васильевич - когда я впервые увидел летчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолет, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города – километрах, наверное, в восьми от Дона. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и – само собой, впереди всех – мальчишки…

Летчик курил в нескольких шагах от своей чудо машины - весь в блестящей черной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный.

До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели.

Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Когда мы взбирались на турецкий вал и смотрели на блестевший внизу Дон, на зеленоватый, затянутый тиной ерик и едва видимые в туманце рыбачьи каюки, это было красиво до щемящего в груди чувства. Что же видел этот затянутый в кожу человек, поднимаясь под самые облака!? Что чувствовал он? И что он мог рассказать, если бы у него вдруг спросили: «Ну, как оно там видится, сверху?»

Через час летчик улетел.

В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрывал глаза – и сразу вижу самого себя в черной кожаной куртке, в таких же брюках, черные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо…

Наверное, я был необычайно потрясен событием, потому что долгое время не мог прийти в себя и войти в русло той повседневной мальчишечьей жизни, которой жил до сих пор».

До войны Петр Лебеденко окончил летное училище Гражданского воздушного флота, служил в авиации. Но прогремели первые залпы Великой Отечественной войны, и вот уже в крепких руках молодого летчика – штурвал боевого самолета. Во время Отечественной войны сделал более восьмисот вылетов, чаще всего в тыл противника, к партизанам. За боевые заслуги удостоен наград, в том числе ордена Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и 11 степени, польского ордена «Серебряный крест за заслуги» и других.

 Kогда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолета и дымил последней перед вылетом папиросой, - тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни».

И все же первыми книгами Петра Васильевича были книги не о летчиках. Они были адресованы детским читателям. В 1950 г. Ростиздат выпустил его «Сказки Тихого Дона». В1954–м была написана повесть «В дальнем лимане», в 1959-м Детгиз издал его книгу сказок «Доброе сердце дороже красоты». Затем были написаны повесть «Клуб отважных», книга рассказов «Компас» и еще одна повесть для детей – «Шхуна мальва».

Смелость и благородство героев этих произведений, романтическая одухотворенность повествования объясняют заслуженную популярность книг Петра Лебеденко среди юных читателей.

Как же родился писатель Петр Лебеденко?

«Сразу после войны – вспоминал Петр Васильевич – я работал начальником небольшого аэропорта, изредка подлетывая, но летали мы тогда лишь при более или менее нормальной погоде, потому что основное, что у нас было, - это карта и компас. А тут почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть.

И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба.

Передо мной лежала чистая тетрадка, я никак не мог придумать, с чего начать. Конечно, начать надо было с войны – мы ведь все сюда пришли оттуда. Но все, что было на войне, сейчас казалось очень далеким. Так вот и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу.

«Давным–давно это было…» Да ведь это же классическое начало старых милых сказок!

Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю ее я…

«Сказки Тихого Дона». Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило.

К вечеру одна из сказок была написана. Я испытывал не только какое-то неизведанное доселе чувство удовлетворения, но и подъем, и неистребимое желание снова сесть и писать, ни на мгновение не отвлекаясь.

Второй день начался как обычно, и я принялся за следующую сказку. С пяток – не более!- минут подумав, назвал ее так: «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Один за другим вставали передо мной образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое - Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи… »

В каждой сказке – свои герои, своя мораль, свой нравственный урок.

Петр Васильевич позднее вспоминал: 
  «Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чем писал. Все рождалось мгновенно и для меня самого загадочно. …Cудьба оказалась для первой книжки весьма счастливой: когда я показал ее М.А. Шолохову, он сказал: «Неплохо. Довольно-таки неплохо!».

Сказки в книгах для детей у Петра Васильевича Лебеденко - «Сказки Тихого Дона», «В дальнем лимане», «Доброе сердце дороже красоты»– как мостик, который объединяет их и ведет юного читателя от книжки к книжке.

С 1957 года Петр Лебеденко становится членом Союза Писателей.

Позже стали появляться многочисленные романы и повести Петра Васильевича Лебеденко, которые вам, ребята, еще предстоит прочитать, когда вы станете взрослыми: «Льды уходят в океан"«Четвертый разворот»«Черные листья»«Красный ветер»"Голубые дороги», «Особый рейс»«Навстречу ветрам»«Дважды жить не дано»«Повесть о разведчике»,«Холодный туман».

Они сразу покорили многих читателей. Потому что писались они сердцем, которое одолевали сомнения и страхи, признавался Петр Васильевич: 
    «День за днем, месяц за месяцем. Вдохновение? Оно приходит. И тогда на едином дыхании пишутся целые главы. Но вдохновение – штука изменчивая… Вечный союзник – труд. Тяжкий, почти каторжный»

Надеемся, что и вас они не оставят равнодушными.

 

                       Список использованной литературы

 

  1. Лебеденко Петр Васильевич//Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край XIX-XXI вв.- Ростов-на-Дону.- 2006.- С. 211-217.
  2. Лебеденко, П. И вдохновение, и тяжкий труд/ П. Лебеденко //Литературная Россия.-1975.- 24 окт.
  3. Против неба на земле// Мирошниченко М. Шолоховское притяжение: заметки о современной донской литературе.- Ростов–на–Дону, 1992.-С. 89-100.
  4. Сухорученко, Г. На огненных рубежах: Петру Лебеденко – 80 лет/ Г. Сухорученко//Литературная Россия.- 1996.- 26 апр.
  5. Тартынский, Л. Добрые сказки оставил детям боевой летчик/ Л. Тартынский//Вечерний Ростов.- 2011.- 18 марта.