Урок познания «Нет выхода иного у меня, чем жить»

(Профилактика подросткового суицида)

Подготовила и провела:  главный библиотекарь библиотеки имени М.А. Шолохова Колесникова В.И.

 

Цель: Подростки должны почувствовать (осознать), что их жизнь – величайшая ценность, что каждый из них необходим окружающим. Без осознания ценности своей жизни нельзя ценить чужую жизнь.

Примечание:  Урок следует проводить деликатно, с особой тактичностью. Игру проводим в дружном классе, если это не так, лучше использовать примеры из литературы.

 

Просто жить – это разве не чудо! –

Подрастать, молодеть и взрослеть…

И ходить по планете повсюду,

И любить, и посметь постареть?...

И творить – это разве не диво! –

И ребёнка, и книгу, и сад…

Рябухин Б. Просто жить.

 

Ведущая:  Правда, как прекрасно  жить!  Вы согласны со мной? И сегодня мы поговорим о ценности жизни.  Хочу предложить вам поиграть в одну игру. Для этого мне нужно 5 добровольцев, которые сейчас мысленно совершат полёт на воздушном шаре. Вот пять стульев, которые стоят кругом. Прошу   желающих  сесть. Счастливого пути! Шар взлетел. Набрал высоту. Летит. Как красиво!  Что они видят с высоты? Давайте представим. Бескрайние поля, зелёные леса реки, озёра, домики, маленькие люди бегут по своим делам. Все любуются. Очень красиво. (С помощью проектора на экран выводим музыкальную компьютерную презентацию «Уголки России», звучит музыка Тухманова «Как прекрасен этот мир») И вдруг… Что-то случилось! Шар начинает медленно опускаться, время есть, но  может  произойти  непоправимый случай. Оказалось, мы не учли вес, который должен быть на воздушном шаре. Перегруз. Что делать? Какой выход?  Нужно, чтобы кто-то покинул воздушный шар.  А кто решиться на это? Каждый участник путешествия должен доказать, почему именно ему так важно остаться на воздушном шаре.

 (Ребята приводят доказательства, возможно найдут выход из положения, не жертвуя никем) В зависимости  от высказываний ведущий задаёт наводящие вопросы, комментирует.

 Катю дома ждут родители, если она не вернётся домой, для родителей это будет трагедией. Конечно, Катя непременно должна вернуться. Миша собирается стать учёным. Если с Мишей что-то случится, то не будет нового открытия в науке. Таня очень хотела побывать в кругосветном путешествии. И  она это сделает обязательно. Мечты должны осуществляться. Серёжа просто очень хочет жить, ходить в школу, играть в футбол.  Конечно, и Серёжа  должен жить. Витя тоже хочет жить. И правильно. Ничего нет дороже жизни. Жизнь - высшая ценность. Давайте подумаем. Может быть, не надо никому покидать воздушный шар?  (Пусть  подростки подумают, можно ли найти способ выйти из создавшегося положения, нужно подчеркнуть, что безвыходных положений не бывает. Если найдётся доброволец, который желает принести себя в жертву ради спасения остальных, можно обсудить вопросы: Если жизнь – высшая ценность, то как оценить героизм, самопожертвование? Можно ли от человека пожертвовать жизнью во имя чего-либо?)  Ну вот, выход найден.  Нас сопровождают спасатели. И они приближаются.  Как важно, когда к нам вовремя приходит помощь. Жизнь продолжается!

Ребята, тема нашего разговора о жизни и смерти, возможно, вам покажется несколько странной и мрачной для нашего общения, но необходима. Ведь молодёжь кончает с собой в эпидемических масштабах. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. На одного подростка, который преуспеет в этом, приходится 100 совершающих неудачные попытки самоубийства. В течение последнего десятилетия частота суицидов среди них возросло почти в три раза. Новые впечатляющие статистические данные показывают, что наибольшая их частота наблюдается в возрасте от 15 до 24, причём за прошедшие 30лет суициды детей от 5 до 14лет возросли в 8раз. По уровню самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире.                 Лишать себя жизни homo sapiens научился давно. И не всегда виной было состояние души, которое сегодня принято было называть депрессией. В некоторых культурах это выглядело как своего рода «санитарная акция» - таким образом, освобождали от себя общество старые и больные. Эскимосские старики уходили в тундру, чтобы там замерзнуть. В Японии старые родители просили детей отнести их в горы. В Древней Греции право выбирать способ самому лишить себя жизни представлялось приговорённым. Например, Сократ выбрал яд цикуты. Прочим же на уход из жизни необходимо было получить санкцию ареопага. «Несанкционированные» самоубийства карались посмертным позором. Законы Людовика Святого для самоубийств предусматривали конфискацию имущества, если же это был дворянин, замок его ко всему прочему разрушали и герб ломали. В России Пётр I  повелел: «Ежели кто себя убьёт, мёртвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такового беззакония чинить над собой не отваживались». Нужно ли говорить, что действительно на такой противоестественный акт отваживались немногие? Самоубийств-неудачников общество тогда тоже не щадило. В Америке ещё сто лет назад после неудачной попытки суицида человека ещё ждало 20-ленее тюремное заключение. В Англии общество брало на себя труд довести неудавшуюся попытку до конца, а уголовным преступлением самоубийство перестало считаться лишь в середине прошлого века.

Чтец: (Иванов В.В реанимации Стихотворенье).

- Что с больным?

- Попытка суицида.

- Снимки дай! Похоже не жилец…

Сколько лет?

- Семнадцать.

-Да, обидно…

Кто там, в коридоре ждёт?

-Отец.

-Ну, пойди, скажи, что мы не в силах…

-Не пойду, я в прошлый раз ходил.

Мать тогда рыдала и просила, Чтобы я ей сына воскресил.

Он же дышит?!

- Это ненадолго.

-Знаю… .Но ещё надежда есть!

- Эх, коллега, так угодно Богу,

-Но бывает…

- Не сейчас, не здесь.

Ладно, сам скажу. Мне не впервые.

Мы же на работе…

- Пульса нет…

А глаза… . Как будто бы живые…

- Что я говорил?! Пошли. Обед…

Ведущий:      Скажите,  если жизнь так прекрасна, то почему же люди идут на суицид или самоубийство?  Особенно это касается молодёжи. Прошу высказываться всех по очереди.

(Высказывания ребят, которые прозвучали на мероприятии)

 - Каждый человек сам решает, жить ему или нет. Просто надо не доводить человека для такого. Что бы переубедить человека не покидать этот мир - попробуйте его заинтересовать чем то и отвлечь от таких мыслей.

- может быть, они слишком решительны и не понимают что жизнь дана 1 раз и надо  прожить её  достойно несмотря на разные препятствия в ней. 

 

- молодежь самоубивается по многим причинам... в большинстве случаев эти причины не так ужасны, чтобы из за них убивать себя... непонимание от сверстников, родителей,... одиночество..., вследствие чего, жизнь теряет смысл.... 
- самоубийство - бегство от проблем, лёгкий путь, намного труднее изменить свою жизнь к лучшему.... но тоже, на самоубийство решится нужна смелость..

-А вообще, кто-то из великих сказал: "самоубийство - единственная ошибка, которую человек не сможет исправить" 

 

- Потому что дебилы, нужно говорить, что как классно жить, рассказывать о всём хорошем а потом привязать к кровати и кормить.

 

 

- Потому что это безрассудство. Что бы ни было в жизни плохого,  что бы не случилось, всегда есть выход! А самоубийство это грех! Так нельзя делать!

 

- По своей глупости. Несчастная любовь - это не повод уходить из этого замечательного мира.  А кто думает о самоубийстве,  то подумайте о своих родителях - они ждали Вашего появления на свет и им без Вас не прожить

 

- В семье ссоры... Наркотики...Алкоголь. Они срываются просто так, нет неразрешенных проблем, а они считают наоборот… Поэтому все так грустно... 

 

-Из-за несчастной любви,  бессилия, позора, от нужд, из-за того, что не в состоянии решить свои проблемы. В основном несерьезные причины. И не только у молодежи. 

 

- Из-за плохой оценки на экзамене, или страха перед экзаменом из-за плохой подготовки.

 

- К суициду склонны люди с повышенной чувствительностью. А подростки, как раз в этом возрасте очень чувствительны, ранимы. Просто нужно детей не "растить", а воспитывать. Такое случается в семьях, где родители слишком заняты либо материальной стороной семьи, либо собой и своими  проблемами. В возрасте с 10 до 20 лет как никогда детям нужны родители . 

- Проблема самоубийства среди молодёжи очень актуальна, так как эти трагедии очень часто случаются. Их корень лежит в психике людей и их воспитании. Причиной, какая побуждает к самоубийству, может носить как характер обиды, так и характер ненависти, например к миру или другому человеку. Потому самое важное, это переубедить человека в том, что самоубийство не выход.

 

Спасибо, ребята за то, что высказали свои мысли. Причин довольно много. Основные из них:

 

  • Неурядицы в личной жизни:
  •   несправедливость по отношению к себе; 
  • тотальный неуспех в романтических отношениях;
  • желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию); 
  • несчастная любовь; 
  •  смерть кого-то из родных или друзей;
  •   непонимание окружающими, одиночество; 
  •  проблемы на работе; 
  •  целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства); 
  • физические издевательства (изнасилования, побои); 
  •  потеря смысла жизни. 
  • Финансовые проблемы. 
  • Нереализованность в жизни (творческая, профессиональная). 



  Разумеется, каждая человеческая трагедия неповторима. Но в этих тысячах трагедиях есть определённые закономерности. Некоторые убивают себя в надежде, что близкие будут ценить их, чувствовать себя виноватыми в  их смерти. Другие кончают жизнь самоубийством, рассчитывая перейти в более благожелательный и чуткий мир. На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями, на 2месте трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. Как подростки объясняют свои поступки попытки самоубийства?

- Чтобы дать  понять в каком ты отчаянии.

-Заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался

- Показать, как ты любишь другого или выяснить, любит ли тебя другой.

- Повлиять на другого, чтоб он изменил решение.

- Призыв, что пришла помощь от другого.

Многие люди, собирающиеся покончить жизнь самоубийством, не верят, что смерть всего-навсего конец их существования. Они считают, что это лишь переход от одного состояния в другое, и смерть, таким образом, приблизит их к Богу  или к любимым, которых они ранее потеряли. В этом случае смерть считается прелюдией к лучшей жизни. Эти обоснования помогают им преодолеть страх смерти и принять окончательное решение покончить с собой. Но ребята, достичь всех своих целей и решить все проблемы человек может в том случае, если он жив. Самоубийство ничего не  решает. С ним просто происходит конец жизни. Главным звеном  в решении вопроса «быть или не быть»  является сам человек, от силы его личности зависит, как поведёт он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.

 Главное чувство, которое человек испытывает в кризисный момент своей жизни на пути к самоубийству, - это противоречивость. Это когда борются два противоречивых чувства – желание жить и желание умереть. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хотят умирать: они испытывают полное замешательство. Находясь в таком состоянии, люди совершают какие-то поступки, чтобы продемонстрировать, какую боль и замешательство они испытывают. Так, они могут делать неопределённые заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Подоплёка таких действий состоит в том, чтобы найти кого-нибудь, кто принесёт им чувство облегчения и безопасности. Оставшись в одиночестве, они могут стать жертвами собственных поступков, совершённых под действием неверно понятых и противоречащих здравому смыслу фантазий.  Сделать из мухи слона очень просто. Можно допустить незначительную ошибку или пережить мелкую неприятность, но предполагать, что они будут иметь самые мрачные последствия. Есть такой анекдот про человека, склонного к преувеличению (ипохондрика), который скончался в возрасте 99лет, но завещал написать на надгробии: «Я же вам говорил, что я болен!»

Что должно насторожить окружающих.

  • Ваш товарищ прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнью. Бытует мнение, что если человек говорит об этом, то он этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимание, вполне может довести своё намерение до конца.
  • Резкое изменение поведения. Стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими людьми, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься.
  • Подавленное настроение, раздражительность.

Опасные ситуации, на которые надо обратить внимание.

  • Ссора или острый конфликт со значимым взрослым
  • Несчастная любовь или разрыв отношений
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе социальных сетях)
  • Потеря близкого человека, тяжёлое заболевание
  • Личная неудача товарища на фоне высокой значимости
  • Развод родителей, конфликты, ситуация насилия
  • Резкое изменение социального окружения

Что делать, если обнаружили опасность.

  • Уделить больше внимания товарищу 
  • Обратиться к взрослым, которые, на ваш взгляд, могут дать совет или оказать помощь.

Что могут сделать товарищи, чтобы не допустить попыток суицида.

  • Проявить к  товарищу интерес, обсуждайте с ним его дела, задавайте вопросы.
  • Говорите о перспективах в жизни и будущем.

 Как переубедить человека не покидать этот мир?)

- Инстинкт самосохранения - один из самым сильных. Попробуйте зажать нос и приостановить дыхание, через непродолжительное время вы почувствуете желание дышать. Суицидник, быть может, и жалеет о своем поступке в последний момент, но уже исправить этот поступок невозможно. Желательно,  когда мы видим, что с нашим близким что-то не то, например, состояние какой-то депрессии, нужно попробовать  с ним поговорить и подключить к разрешению проблемы какого-то специалиста.

 

Где можно получить профессиональную помощь и консультацию в случае необходимости?

 Всероссийская линия «Фонд поддержки детей». Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8 – 800-2000 -122

«Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета:

8(495) 624 – 60 -01

Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекрёсток» МГППУ: 8(495) 609 -17 -72

Сайт www.cooperate.ru/psylines.html

 

Если ты пришёл на Землю,

Если видел мир прекрасный,

Если к счастью прикоснулся,

Непременно должен знать,

Что пришёл ты не напрасно

В этот вечный мир и властный,

И долги до крошки малой

Должен вовремя отдать.

Отскрести с души коросту,

К роднику припасть святому,

Ощутить биенье жизни,

Из глубин впитать глагол,

Налегке с одной котомкой,

Подойти к родному дому

И упасть, уткнувшись в травы,

Будто в материн подол.

  (Рыченков Ю.)

 

Жить для того, чтобы жить

 

Литература:

Хиршхаузен Э. фон. Карусель счастья/Эккарт фон Хиршхаузен ; пер. С нем. А. Глебовой – М.: Эксмо,2011. – 368с.: ил. – (Проект Счастье)

Артур Фриман, Роуз Девульф. 10 глупейших ошибок, которые совершают люди. – СПб.: Питер. – 2011. – 240с.: ил.

Как не допустить суицид у подростка.//Классный руководитель. – 2013 - № 1 – С. 86 – 88

Чёрная статистика: детский суицид.//Классный руководитель. – 2013 - № 1 – С. 83 - 86

Коэльо, Пауло. Вероника решает умереть/Пер.  с португ. – К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. – 272с.

Дю Морье Д. Прощай молодость: Пер. с англ. Е. Фрадкиной. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. -415с.

Иванов В. В реанимации.// Юность -2012 - №1 – С. 37

Рыченков Ю. Если ты пришёл на Землю Стихи.//Смена – 2014 - №10- С. 84

Рябухин Б. Просто жить. Стихи. //Смена – 2014 - №12 – С. 120