Сценарий 

 литературно-танцевального вечера

Пушкинский бал

5.06.2016

 

В Большом зале приглушен свет, звучит классическая музыка. По периметру зала расставлены стулья для зрителей и участников бала. На рояле бюст А.С. Пушкина и цветы. У импровизированной ширмы расположилась книжная выставка, посвященная Дню рождения великого поэта.

 

За сценой женский голос читает:

 

И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

 

Звучат ФАНФАРЫ

 

ВЕДУЩИЙ:

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Г. Гоц.

 

Добрый день, дамы и господа! Мы рады вновь видеть вас на традиционном Пушкинском бале, посвященном дню рождения великого поэта. Сегодняшний праздник - это романтическая возможность окунуться в обаяние XIX века, ощутить атмосферу, окружавшую Александра Сергеевича Пушкина во времена его юности и зрелости. Так пусть же наш бал станет настоящим праздником поэтического и танцевального искусства, данью признательной любви великому русскому поэту!

И, в соответствии с традицией бала, имею честь объявить первый танец!

Полонез, господа!

 

1. Полонез (Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

грандвальс (Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

 

ВЕДУЩИЙ:

Бал пушкинской поры:

Несметное количество экипажей всех видов по вечерам стекалось к ярко освещённому подъезду, выстраиваясь шеренгой вдоль Невского проспекта.

 

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет

И радуги на снег наводят;

 

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В эпоху Пушкина бал открывался полонезом, пришедшим на смену манерному менуэту ХVIII столетия. Обычно его начинала хозяйка дома в паре с кем-то из именитых гостей. Вторым танцем на балу в начале ХIХ в. стал вальс. Как поговаривали в те времена – вальсом на балу начиналась любовь, а мазуркой решалась судьба.

 

2 Фигурный вальс (для всех желающих) (Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова) + пауза (2-5 минут)

 

ВЕДУЩИЙ:

В пушкинские времена на балах не только танцевали, но и вели светские беседы, читали стихи, писали друг другу пожелания, и, конечно же, музицировали. И сейчас в исполнении Татьяны Ворониной прозвучИт:

 

Музыкальный номер. Татьяна Воронина (скрипка) БРАМС «ВЕНГЕРСКИЙ ТАНЕЦ».

 

ВЕДУЩИЙ:

Балы обычно начинались в 8 – 9 часов вечера. В светском обществе, в особенности на балу, ценилось умение кавалеров развлекать дам. Веселый анекдотец, короткий занимательный рассказ, замысловатый комплимент, любовное признание — вот основные жанры бальной словесности, называвшейся «мазурочной болтовней». Владея ею в совершенстве, какой-нибудь безусый поручик, умеющий к тому же ловко танцевать, мог чувствовать себя увереннее иного заслуженного полковника.

Балы заканчивались под утро. Уставшие, полусонные, но довольные гости разъезжались по домам:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

 

Проснется за полдень и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Вот так протекала день за днем, год за годом жизнь иного светского человека.

А программу бала продолжает Контрданс "Матильда"

 

3. Контрданс "Матильда" (показательный, Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

 

ВЕДУЩИЙ:

На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера – количество и последовательность танцев – варьировалась в зависимости от бала. Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись – как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Но вальс, хоть и считался танцем излишне вольным, был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль, ведь некоторые считали вальс настолько интимным, что не позволяли своим невестам танцевать его с другими

Помните:

Скучающий Онегин

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул ее сажает,

Заводит речь о том, о сем;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает…

 

И далее:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Итак, король бала! Вальс, господа!

 

4. Вальс "Фламен"  («Реверанс» + «Гармония»)

 

Ведущий:

На балах пушкинской эпохи очень часто организовывались небольшие театрализованные представления, живые картины, карточные, интеллектуальные и подвижные игры и, конечно же, игры танцевальные.

Семейный танцевальный клуб «Реверанс» представляет вашему вниманию одну из таких игр.

 

5. Танцевальная игра "Оглядки" (для всех). (Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

 

Ведущий:

Умение танцевать в пушкинские времена считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. Пушкин неплохо танцевал и особенно любил искрометную мазурку, которая считалась главным танцем бала. Во времена Пушкина именно в мазурке проявлялось мастерство бального танцора. Время мазурки означало самый разгар бала.

Вы помните описание деревенского бала у Лариных в «Евгении Онегине»?

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы.

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы…

 

Программу бала продолжают бальные танцы пушкинской эпохи:

 

6. Контрданс "Свечи в темноте" (показательный, Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

7. Вальс Людовика XV («Реверанс» + «Гармония»)

8. «Гусарская полька»  («Реверанс» + «Гармония») + маленькая пауза

 

Музыкальный номер. Татьяна Воронина (скрипка) штраус «Вальс».

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. Витковская Олеся. М.Глинка А.С. Пушкин «Признание».

 

ВЕДУЩИЙ

Петербургские гостиные и бальные залы часто, очень часто видели Александра Сергеевича в своих стенах. Недаром он и сам признавался:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума...

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд

 

Бал продолжают два танца:

 

9. Па де труа (для всех желающих)

10. Котильон (для всех желающих) (Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова) + Большая пауза (10 минут)

 

ВЕДУЩИЙ:

Именно на балу в декабре 1828 года Пушкин познакомился со своей будущей женой. Наталия Николаевна Гончарова составила счастье его недолгой жизни. Можно ли лучше сказать о своей любимой?

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дорогие друзья, а теперь в исполнении Игоря Прокопенко прозвучат два стихотворения А.С.Пушкина

 

Игорь прокопенко. Храни меня мой талисман. Я думал сердце позабыло.

 

11. Танцевальный коллектив «Гармония». Руководитель Светлана Нигай. Вальс-гавот («Гармония»)

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. Романс «На заре ты ее не буди» исполняет________

За роялем  Игорь Прокопенко

 

12. Вальс-мазурка («Гармония»)

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. поет Ефросиния Остапенко. Цезарь Антонович Кюи. А.С.Пушкин. «Царскосельская статуя»

«АРИЯ ОДЕЛИИ»

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. ВЕНЕЦИАНСКАЯ НОЧЬ. Музыка Михаила Глинки. Слова Ивана Козлова. Поет НАТАЛЬЯ Остапенко.

РОМАС

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. ПЬЕСА ______ ИСП. иВАН ЕРШОВ (СКРИПКА)

Концертмейстеры: Ольга Ершова и Наталья Остапенко

 

ВЕДУЩИЙ

Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки: толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих:

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают,

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

                   Е.А.Боратынский

 

13. Грандполонез (показательный, Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

14. Вальс "Карусель дам" («Реверанс»+ «Гармония»)

15. Падеграс  (для всех желающих) + маленькая пауза

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. Манько  Дарья. «Право, маменьке скажу» (слова: Николай Берг – музыка: Александр Гурилев).

 

 

ВЕДУЩИЙ

Метет поземка. Поздний час.

Фонарь летит во мглу.

Сегодня Пушкин в первый раз

Танцует на балу.

Пока расседланный Пегас

Прилег в своем углу,

Влюбленный Пушкин в первый раз

Танцует на балу.

Еще не судит: прав-неправ –

Надменная толпа.

Его, на цыпочки привстав,

Ведет сама судьба.

Его кружит водоворот

Прекрасных женских глаз.

И Пушкин – шаг и поворот –

Танцует в первый раз.

А впереди еще метель,

Кавказ и Петербург,

Любовь Натальи и дуэль,

А впереди непостижим

Покой…

А впереди любовь и жизнь

За бронзовой строкой.

 

На балу Пушкин встретил своё Счастье, свою Любовь, свою будущую жену. На балу же он «подписывает» себе смертный приговор. Январский бал 1837 года был последним в жизни поэта. Встав на защиту чести и достоинства своей жены, он вызывает 27 января на дуэль барона Дантеса, приёмного сына голландского посла при русском дворе барона Геккерна.        29 января 1837 года был последним днём в жизни Пушкина, а аристократический Петербург все так же продолжал свою бурную великосветскую жизнь – с её балами, концертами и театральными представлениями.

 

16. Вальс Ирен из цикла "Музыкальная шкатулка" (показательный, Семейный танцевальный клуб «Реверанс» руководитель Юлия Антипова)

17. Контрданс "Вальс герцога Кентского" («Реверанс»)

18. Испанский вальс круговой («Реверанс» + «Гармония») + маленькая пауза

 

ВЕДУЩИЙ:

Открылся бал. Кружась, летели

Четы младые за четой;

Одежды роскошью блестели,

А лица - свежей красотой.

Усталый, из толпы я скрылся

И, жаркую склоня главу,

К окну в раздумье прислонился

И загляделся на Неву.

Она покоилась, дремала

В своих гранитных берегах,

И в тихих, сребряных водах

Луна, купаясь, трепетала.

                   А.И.Одоевский

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. МАРЧЕНКО ЕЛЕНА? ПОЛЯКОВ МАКСИМ?

 

19. Богемская полька (показательный, СТК "Реверанс")

 

ВЕДУЩИЙ:

Кто б ни был ты, о, мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь не искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтобы сегодня ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти

За сим расстанемся, прости!..

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел  ее  романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как с вами я, друзья мои!

Наш бал подошел к концу. Как ни грустно, но время пришло, и мы расстаемся с нашим любимым поэтом. Спасибо участникам и гостям бала, вы помогли нам окунуться в эпоху великого поэта, подышать его воздухом, подарили волшебные минуты соприкосновения с его бессмертными произведениями.

В последнем танце мелькнут перед нами герои бала, но мы не прощаемся с вами, мы говорим вам : «До свидания! До новых встреч!»

Прощальный вальс, господа!

 

20. Вальсовая импровизация (для всех – темп фигурного).

 

 

 

Список использованных источников:

 

https://infourok.ru/scenariy_meropriyatiya_pushkinskiy_bal-167875.htm

 

http://rupoem.ru/pushkin/all.aspx

 

http://www.stihi-rus.ru/pushkin/stihi/

 

         http://stixi-poet.ru/pushkin-a/

 

http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/tvorchestvo-pushkina.html

 

http://strofa.su/biografii/pushkin/

 

Автор-составитель Валентина Трубицына