Сценарий

литературно-музыкального вечера

«Подвиг честного человека»

(к 250-летию Н.М. Карамзина)

Вечер посвящен Году Н.М. Карамзина. На сцене портрет историка. На выставке представлены книги из многотомного собрания «История Государства Российского», литературные труды, литературоведческие исследования творчества Н.М. Карамзина. Звучит инструментальная музыка. Гости и публика занимают свои места. Гаснет свет. На экране проектора портрет и название вечера «Подвиг честного человека». Весь вечер рассказ ведущей сопровождает документальные материалы.

 

ВЕДУЩИЙ:

Добрый день, дорогие друзья!

Наша встреча, завершающая 2016 год, посвящена Николаю Михайловичу Карамзину - русскому историографу, родоначальнику отечественной сентиментальной поэзии, публицисту, критику, общественному деятелю. И не только потому, что традиционно в декабре поклонники его творчества отмечают день рождения Николая Михайловича. Весь прошедший год Указом Президента Российской Федерации объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250-летия со дня его рождения. И мимо такой дату, конечно же, пройти невозможно.

Давайте спросим себя: что же мы знаем об этом человеке?  Пожалуй, самое первое, что приходит в голову, что Карамзин – автор «Истории Государства Российского» и «Бедной Лизы». Возможно, еще вспомнится, что ему принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «воруют». Ну, и что именно Карамзин он одним из первых начал использовать букву Ё. Глубокие эрудиты вспомнят, что  Карамзин ввел в русский язык множество новых слов: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «человечный»,  и варваризмов: «тротуар», «кучер». И что Николай Карамзин был открывателем «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Наша сегодняшняя встреча – попытка увидеть за привычно хрестоматийной фигурой реального человека, в жизни которого было много и горестей, и радостей, и еще больше непрерывного труда.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР анс. «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ КАФЕ» рук. Елена Антонова «ГАВОТ»

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Рассказ о любом историческом персонаже немыслим без фразы «родился там-то и там-то в таком-то году». Но биография Николая Карамзина преподносит пытливым умам немало сюрпризов. Достаточно сказать, что Ульяновская и Оренбургская области и по сей день ведут войну за право называть себя родиной Карамзина. Причем существуют  документальные доказательства и «оренбургской» и «симбирской» версии, и где же на самом деле родился Кармзин - непонятно. Но официально признанной уже не одно столетие является «симбирская» версия, ее и будем придерживаться. Итак, Николай Карамзин появился на свет в родовом поместье Знаменское, селе Михайловка Симбирской губернии. Теперь самое время назвать дату. И опять все непросто…. Карамзин сам долгое время не знал точный год своего рождения, и был убежден, что появился на свет в 1765 году. И лишь к концу жизни знаменитый историк уточнил и собственную историю – он отыскал надежные документы, которые подтверждали, что родился он 1 декабря 1766 года. Вот такой детектив с 250-летней историей.))))

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР ЕЛЕНА МАРЧЕНКО. СКРИПКА.

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Один из самых известных русских историков ведет свой род от татарский князей. Далекий предок по имени Кара-Мурза, или Чёрный Мурза, от которого в роде и сохранилось прозвище Карамзиных, добровольно принял православную веру и за свою верную службу получил от Московского государя вместе с дворянским званием и землю в Нижегородской губернии.

Николай рос тихим, мечтательным мальчиком, рано пристрастившимся к чтению. В детстве же с  Николаем  Михайловичем произошел случай, ставшим ключевым в его жизни.

Николай любил  в погожий день читать под  дубом на берегу Волги.  Однажды, забывшись с книгой в руках, он не заметил, как подступила гроза.  Бежать куда-то было  поздно, пошел дождь, и он остался  под дубом. Гроза разыгралась не на шутку, и вдруг из лесу выскакивает огромный ополоумевший из-за грозы медведь. Медведь, чтоб спастись от раскатов грома, выбежал из леса к дубу. Карамзин уже не читал. Услышав какой-то топот, вышел из-за дуба  и увидел, что на него мчится  страшный медведь. Убегать некуда, медведь тоже в замешательстве, так как не ожидал увидеть здесь человека. Он резко остановился, поднялся на задние лапы, это буквально в трех, четырех шагах от Карамзина. И в этот момент молния попала в медведя, и он упал к ногам Карамзина. Иначе Карамзин бы погиб. Этот случай очень потряс Карамзина. Он тогда понял, что если он не погиб, значит у него есть некое предназначение, которое он обязан исполнить.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Романс «НАПРАСНЫЕ СЛОВА»

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Этапы жизненного пути молодого Карамзина не были отмечены чем-то особенно оригинальным. Сначала - домашнее обучение (грамоте Николай Карамзин учился сначала, как и многие дети провинциальных помещиков в то время, у сельского дьячка), после - симбирский пансион француза Фовеля, дворянское училище в Симбирске и частный пансионе Шадена, находившийся уже в Москве, в Немецкой слободе.

По обычаю тех лет Карамзин ещё при рождении был записан на военную службу в гвардейский Преображенский полк, служба в котором сулила блестящую карьеру. Но ни карьера, ни придворная атмосфера, ни все блага, которые мог ему предложить екатерининский Петербург, Карамзина не привлекали. В 1783 г. скончался Карамзин-старший, а 1 января 1784 г. юный Николай вышел в отставку в чине поручика и уехал в Симбирск. «Малый» свет привлекал его больше, чем «большой». Карамзин предпочёл провинцию. Ну кто бы мог угадать в этом светском молодом человеке, блистающем столичными манерами и галантным обхождением с дамами, будущего историка и писателя! Николай Михайлович модно одевается, следит за своей внешностью, играет в карты. На губернских балах он - ловкий и блестящий кавалер.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ КАФЕ». МАЗУРКА.

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Симбирск, родина Карамзина, и сегодня не столичный город, а уж в Екатерининские времена…, можно себе представить… И тем, не менее, этот провинциальный город был чуть ли не центром российского массонства. Если по всей России ложи начали открываться в самом конце XVIII – в начале XIX вв., то в Симбирске первая масонская ложа «Золотой Венец» появилась еще в 1784 году. И именно в Симбирске был построен едва ли не единственный в России масонский храм.

Стоит ли удивляться, что молодой Карамзин, биография которого богата на довольно неожиданные повороты и события, вступил в масонскую ложу. Основатель ложи «Золотой венец» – один из активнейших деятелей московского масонства, член новиковского «Дружеского учёного общества», Иван Петрович Тургенев, известный литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, где Карамзин встретился с Новиковым. А уж он-то умел находить талантливых людей. Новиков привлёк девятнадцатилетнего Карамзина к участию в составлении и редактировании первого русского журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума». Литературных занятий Карамзина никто не стеснял.

Жизнь Карамзина у масонов продолжалась около четырех лет. Все это время он жил в доме, принадлежавшем масонской организации, как бы в своеобразном монастыре. Но, наконец, ему надоели и мистические увлечения «братьев»-розенкрейцеров, и  налет конспирации масонов; и монастырское послушание, и монастырское удаление от живой жизни. Хотелось увидеть Европу, хотелось расти как писателю. Он уехал за границу, покидая в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни. Он продал своему брату ту часть имения, которая досталась ему по наследству от умершего отца, и получил за неё нужные для путешествия средства.

За границей Карамзин пробыл 18 месяцев и осенью 1790 г вернулся в Россию в модном фраке, модной высокой прическе, с лентами на башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. И решимостью сделаться профессиональным литератором. Решение отдать всего себя служению литературе было необычным, странным и весьма рискованным в его время. Писательством баловались, но никто еще не провозглашал литературу трудом и службой. Тем более дохода литературные занятия не приносили практически никакого. Книгопродавцы почитали писателя быть довольным уже тем, что он видит труд свой напечатанным. За переводы платили тоже ничтожно мало. Карамзин пошел здесь в единственно верном направлении – он стал сам издавать свой журнал. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Это был превосходный журнал по тем временам, и он имел большой успех. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений: «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбой ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она утопилась. Другие повести Карамзина также читались нарасхват. В своем журнале Карамзин печатал по частям и «Письма русского путешественника» - литературно обработанные записки своего путешествия. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет; молодежь поклонялась ему; скоро он стал признанным авторитетом в литературе.

А в апреле 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которую он знал и любил 13 лет. Она являлась в его произведениях под именем Аглаи. О первой жене Карамзина дошло до нас весьма немного сведений. Известно только, что она была женщиной очень образованной. Для неё литературные занятия мужа были дорогим делом, она поощряла его литературную деятельность. Но семейное счастье Карамзина продолжалось недолго. Он прожил с Елизаветой Ивановной только год и постоянно тревожился за её здоровье. В марте 1802 г. она родила дочь Софью, а в апреле скончалась.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. РОМАНС ИЗ к/ф «Гардемарины вперед!»  «РАЗЛУКА»

 

ВЕДУЩИЙ:

 

С января 1802 г. Карамзин издавал «Вестник Европы». Ему приходилось делить время между своим кабинетом и комнатой больной жены. Один из друзей Карамзина рассказывал, что раз, утомлённый, тот заснул на диване и видел странный сон: стоит он у ворот могилы, а через неё подаёт ему руку дочь князя Вяземского, Екатерина Андреевна. Насколько правдива эта история, неизвестно, но 8 января 1804 г. Николай Михайлович женится на 24-летней Екатерине Андреевне Колывановой, внебрачной дочери Aндрея Ивановича Вяземского, ставшей его верным другом и помощницей. Вскоре гостиная Карамзиных в Петербурге (летом — в Царском Селе) заслуженно приобрела репутацию лучшего литературного салона города. Здесь собирались и представители светской публики, и блестящие интеллектуалы: это был один из немногих салонов, где, как писал современник, «говорили по-русски и не играли в карты». Несмотря на то что Карамзин был на 14 лет старше Екатерины Андреевны, союз их был счастливым. Кроме Софьи в семье появились ещё три сына и две дочери (несколько детей Карамзина умерли во младенчестве).

В 1816 году в их дом попал юный Пушкин и влюбился в Екатерину Андреевну без памяти. Юному поклоннику семнадцать лет, ей уже тридцать шесть. Она, конечно, не давала ни малейшего повода Александру для ненужных фантазий. Но юности поводы не особенно и нужны. Решившись, Пушкин написал Екатерине Андреевне любовное письмо. И получил головомойку от ее мужа. Злые языки даже поговаривали, что сложные отношения между Пушкиным и Карамзиным, в числе других причин, имели отзвук и этого полумифического романа.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР РОМАНС «ЗЕЛЕНЫЕ ГЛАЗА»

 

ПРОКОПЕКО ИГОРЬ. ЧТЕНИЕ стихов А.С.ПУШКИНА.

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Через некоторое время Карамзин резко и неожиданно меняет свою жизнь. Оставив художественную литературу, он принимается за огромный исторический труд - "Историю государства Российского". 31 октября 1803 г. Александр I подписал указ о назначении Николая Михайловича Карамзина придворным историографом. Такое назначение было очень важно для Карамзина и открыло ему огромные возможности. Теперь он получал пенсию (а других средств к существованию у писателя не было). Но самое главное, что ему был открыт доступ к историческим архивам, имевшим огромное значение.

Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его "Истории государства Российского" ушло двадцать три года напряженного труда. С 1803 г. и до конца своих дней Карамзин работал над «Историей государства Российского», написав в одиночку 12 томов. Это был титанический труд, который потом Пушкин недаром назвал «подвигом честного человека».

«История государства Российского» имела огромный общественный резонанс, больший, чем любой другой исторический труд, написанный до и после Карамзина. Тома «Истории государства Российского» покупали нарасхват, ими интересовались и при дворе и во всех слоях образованного общества. Пушкин писал: «Это злободневно, как свежая газета». И это было заслугой Карамзина-историка.

Карамзин не был веселым человеком, земные скорби никогда не оставляли его, но он знал цену и доброй шутке, и приветливости, умел расположить к себе людей. Во многом благодаря этим качествам он становится близким и любимым гостем царской семьи. Вокруг императора Александра всегда было немало умных, талантливых и деятельных сановников, но Карамзин был еще и обаятелен. Добавим к этому неизменное благородство, щепетильность и смирение Карамзина - и мы поймем, почему именно он стал так близок Александру I. Последние десять лет своей жизни Карамзин провёл при дворе: он постоянный собеседник императора в его «зелёном кабинете», т.е. во время утренних прогулок по аллеям царскосельского парка, частый гость у вдовствующей и царствующей императриц, великих князей.

Государь назначил историографу на издание «Истории» 60 тыс. рублей с тем, чтобы издавалась она в Петербурге. Весною и летом ему отводилась дача в Царском Селе. Ему дозволено было печатать свой труд без цензуры. Царь принял на себя обязанности цензора «Истории», постоянно читая её в рукописи.

Но сам Карамзин двора не любил. «Я не придворный! — писал он. — Историографу естественнее умереть на гряде капустной, им обработанной, нежели на пороге дворца, где я не глупее, но и не умнее других... Мне бывало очень тяжело, но теперь уже легче от привычки».

В последние 10 лет своей жизни Карамзин приобрёл общеевропейскую известность. Многие его произведения были переведены на иностранные языки. «Письма русского путешественника» — на немецкий, французский, английский, польский, голландский; повести и другие произведения — на датский, шведский, греческий и сербский. «История государства Российского» в 1819-1820 гг. вышла в Париже, в начале 1820-х гг. её опубликовали в Италии.

19 ноября 1825 г. умирает император Александр I. И, с его смертью, казалось, кончились лучшие дни Карамзина.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. «ТАНЦЕВАЛЬНОЕ КАФЕ». КОМПОЗИЦИЯ «НЕЖНОСТЬ»

 

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Восстание декабристов стало страшной трагедией для Карамзина. Возможно, самым страшным переживанием для Николая Михайловича было то, что все молодые офицеры, составившие заговор, были его внимательными и благодарными читателями. 14 декабря Карамзин без шубы выбежал из дворца и провел на площади весь день до сумерек, до самой развязки. Пять или шесть камней упали у его ног. В полночь он с сыновьями еще раз ходил по городу, видел следы крови на снегу. Вскоре он заболел пневмонией, осложнения после которой оказались смертельными.

Врачи объясняют Екатерине Андреевне, что лёгкие Николая Михайловича очень плохи. Доктора не надеются, единственный зыбкий шанс — Италия. Вступивший на престол царь Николай I сам справился о здоровье, спросил о нуждax.

Карамзин письменно 22 марта просил государя назначить его агентом (резидентом) во Флоренцию, где, как он слышал, открывается вакансия. Италия нужна для здоровья, должность для обеспечения заграничного житья.

6 апреля император ответил, что, хотя вакансии во Флоренции и нет, «но Российскому историографу не нужно подобного предлога, дабы иметь способ там жить свободно и заниматься своим делом, которое без лести, кажется, стоит дипломатической корреспонденции, особенно флорентийской».

Карамзин деятельно готовился к поездке. 20 мая Карамзин говорил ещё о будущем, о выздоровлении, о довершении великого труда, но вскоре впал в совершенное беспамятство и тихо скончался 22 мая 1826 г. на руках родных и друзей, в Таврическом дворце.

А в Кронштадте стоял готовый к отплытию фрегат, на котором русский историограф должен был отправиться в свое новое путешествие.

Тело Карамзина похоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, где покоится прах Ломоносова: общее место упокоения соединило обоих бессмертных тружеников, отдавших свою жизнь просвещению России.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. РОМАНС «ДАЙ БОГ»

 

ВЕДУЩИЙ:

Дорогие друзья! Подходит к концу год 2016, год Карамзина. Немного имен такого чистого и вместе полного звука. Россия справедливо гордится им, и время не умалит его силы, не убавит его цены! Мы благодарим участников и гостей нашего сегодняшнего вечера и желаем всем счастливого Нового года и Рождества! До новых встреч в наступающем году!

 

Сценарий подготовлен В. Трубицыной.

 

 

Список использованных источников:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века:Учебник/Вступ. статья А.Зорина. – М.: Аспект Пресс, 1999.
  2. История России в лицах: С древности до наших дней: биографический словарь/ О.М.Рапов, Л.Н.Вдовина, Ю.Я.Терещенко и др.; под общ. ред. В.В.Каргалова.— М.: Рус. слово: Русское ист. о-во, 1997.
  3. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. - М.: Азбука, 2015.