Сценарий

литературно-музыкальной гостиной, посвященной 200 - летию со дня рождения

Михаила Юрьевича Лермонтова

«Послушай, вспомни обо мне»

 

На импровизированной сцене - портрет М. Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова. Звучит классическая музыка. Публика занимает свои места в зале. Ведущие сидят за столиком, украшенным цветами. На отдельном столе - листы бумаги, книги, перо в чернильнице, шкатулка, небольшой женский портрет, подсвечник. Звучит Вальс А. Хачатуряна из к-ф «Маскарад».

 

1 Ведущая: (на фоне музыки)

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня в этом прекрасном зале на День рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, успевшего за свою короткую жизнь создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей и вообще уникальных явлений мировой литературы.  

…Да, его жизнь была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

 И сегодня прозвучат ваши любимые стихи, мы вспомним основные моменты его биографии, поговорим о его творчестве, послушаем известные романсы на стихи поэта.

Итак, мы начинаем!

 

Падеграс ( танцевальная студия «Гармония»)

 

 

2 Ведущая:

            Родился Лермонтов в Москве 15 октября 1814 года в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова. Его мать принадлежала к богатой и знатной семье. Брак, по понятиям того времени, был неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, гордилась своим знаменитым дворянским родом, и презирала зятя… На этой почве начались семейные распри. 

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в село Тарханы Пензенской губернии - в имение бабушки. Здесь и прошло его детство и именно там он получил столько впечатлений, которые впоследствии оказались важными для воспитания характера и для  мировоззрения будущего поэта.

Когда юному поэту не было ещё и трех лет, умирает его мать. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Согласно завещанию бабушки отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство.

В поэме «Мцыри» Лермонтов говорит о своём детстве устами Мцыри:
… Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»…

 

Или пишет эти строки, имея в виду бабушку, родственников, покинувшего его отца.

»… Что ж, — ныне жалкий, грустный я живу
Без дружбы, без надежд, без дум, без сил,
Бледней, чем луч бесчувственной луны…»

 

1 Ведущая:

Арсеньева делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве.

 

  Когда Лермонтову было 14 лет, бабушка привезла его в Москву, чтобы продолжить его образование. Он поступает в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России, имеющих литературное направление. В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода - грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Иногда он переводит его  предельно точно, иногда произвольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада.

 

Послушай! вспомни обо мне,

Когда, законом осужденный,

В чужой я буду стороне —

Изгнанник мрачный и презренный.

И будешь ты когда-нибудь

Один, в бессонный час полночи,

Сидеть с свечой... и тайно грудь

Вздохнет — и вдруг заплачут очи;

И молвишь ты: когда-то он,

Здесь, в это самое мгновенье,

Сидел тоскою удручен

И ждал судьбы своей решенье!

 

Он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата", "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".

 

 

Романсы на стихи поэта (рояль – Анастасия Богучарова, вокал – Илья Болдырев):

«Белеет парус одинокий»

«И скучно, и грустно…»

 

 

2 Ведущая:

Близился день отъезда Лермонтова в Петербург. Лермонтов рассчитывал поступить в Петербургский университет на второй курс и, проучившись два года, выйти, наконец, на свободу, начать жизнь литератора. Однако, так как он не сдавал экзаменов в Москве за свой первый курс, ему предложили начать все сначала. От этого Лермонтов пришел в бешенство, его планы рушились.

Единственно приемлемой для него оказалась Школа юнкеров. В письме Лермонтов писал:

«До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».

 

Гусар! Ты весел и беспечен,

Надев свой красный доломан.

Но знай – покой души не вечен,

И счастье на земле – туман!

 

Вальс бостон

 

 

 

 

1 Ведущая:

Во всяком сердце, во всякой жизни случается чувство, событие, которое украшает жизнь, делает ее важной. В жизни Лермонтова таким событием явилась любовь к Варваре Лопухиной.

Они пережили и дружескую привязанность, едва граничащую с чем-то большим, и страсть, и неприязнь, и ревность, пока все это не переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу, скорее всего, так и не успели признаться...

Они познакомились, когда обоим было по четырнадцать лет.  В 1828 году бабушка привезла своего ненаглядного внука, подающего большие надежды, в Москву — чтобы подготовить к поступлению в университетский пансионат. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила семья Лопухиных: отец с сыном Алексеем и тремя миловидными дочерьми — Марией, Варварой, Елизаветой. Все они вместе дружили и виделись практически каждый день. Особенно дружен был Лермонтов с Машей и Варенькой. Первая навсегда останется его хорошим другом, а вторая станет впоследствии объектом пылкой любви.

Как писал в своих воспоминаниях близкий родственник и друг Лермонтова Аким Шан-Гирей, Варенька была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная». Она нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным... но такой манящий. Этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произведениях он, вольно или невольно, описывает его. Как, например, в этом стихотворении:

 

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою 
Толпу вздыхателей немых...

Однако все ее движенья, 
Улыбки, речи и черты 
Так полны жизни, вдохновенья, 
Так полны чудной простоты.

 

По сравнению с объектом своей любви, юный Лермонтов считал себя некрасивым, недостойным, блеклым и неинтересным. К тому же спокойный характер Варвары являлся полной противоположностью порывистому и несдержанному Лермонтову, который иногда считал, что у него нет и не может быть шансов...      

Страдал Лермонтов из-за этой любви немало. Даже неоформившееся чувство вызывало в нем весь спектр эмоций: душевные взлеты и падения, минуты счастья и целая вечность ревности.

Впрочем, Вареньке эта любовь приносила не меньше страданий. Она жила как будто в темноте, словно продвигалась на ощупь, ведь Лермонтов не давал ей никаких четких ориентиров, то и дело ставя в тупик... Он то вдруг становился к ней холоден, то относился только как к другу, а то требовал истиной страсти. Своею холодностью он будто бы мстил за ее мнимые измены. А она воспринимала это очень тяжело.

В порыве ревности и обиды Лермонтов писал:

 

Я не унижусь пред тобою: 
Ни твой привет, ни твой укор 
Не властны над моей душою, 
Знай, мы чужие с этих пор.

 

И проходило совсем немного времени, как из-под его пера появлялись строки, в которых он просил прощения у любимой:

 

О, вымоли ее прощенье. 
Пади, пади, к ее ногам. 
Не то — ты приготовишь сам. 
Свой ад, отвергнув примиренье.

 

Сильная привязанность все-таки переросла в настоящее чувство — взрослое и цельное, которое Лермонтов наконец-то смог распознать в своем сердце. Но это случилось немного позже. Когда поэт узнал... о замужестве Вареньки.

 

 

Романс на стихи поэта:

«Нет, не тебя так пылко я люблю»

 

2 Ведущая:

В 1832 году Лермонтов, покинув Московский университет, уехал в Петербург. С поступлением в местный университет у него не сложилось, и отчаянный Михаил пошел по военной стезе, стал гусаром. Вихрь столичной жизни закрутил и поглотил Лермонтова. И тут как гром среди ясного неба — известие о замужестве Вареньки Лопухиной, о котором он узнает в 1835 году.

Варенька Лопухина стала госпожой Бахметевой, супругой штабс-капитана Бахметева, человека значительно старше ее. Почему? Что за предательство?

Ревности и негодованию поэта не было предела. Он тут же записал ее в изменницы и не упускал случая уколоть. Да, Лермонтов какое-то время считал свою возлюбленную коварной, но еще более ненавидел он того, кто отнял у них возможное счастье — Бахметева. Поэт относил его к категории людей недалеких и посредственных. Такие, по его мнению, были не достойны Вареньки.

Надо ли говорить, что Бахметев тоже очень не любил Лермонтова? О привязанности поэта к его жене знали многие. Кроме того, в «Герое нашего времени» и других произведениях Бахметев находил сходство некоторых персонажей с собой, считал, что Лермонтов регулярно выставлял его на посмешище.

За литературную месть возлюбленного пришлось поплатиться Вареньке. Муж запретил ей общаться с поэтом, да к тому же в приказном порядке «предложил» уничтожить все его письма (и все остальное, что имело отношение к Лермонтову, — а это также были рукописи, рисунки).

Свою возлюбленную Лермонтов видел крайне редко. Скорее всего, последняя их встреча состоялась, в 1838 году. Тогда Варвара с мужем была проездом в Петербурге. 

Через некоторое время Лермонтову выпал случай увидеть дочь Варвары Александровны. Этому событию он посвятил трогательное стихотворение «Ребенку»:

О грезах юности томим воспоминаньем, 
С отрадой тайною и тайным содроганьем, 
Прекрасное дитя, я на тебя смотрю, 
О если б знала ты, как я тебя люблю!

 

Больше Вареньки он не видел, в1841 году послал он ей последнее письмо — хотя муж и запрещал это — даже не письмо, а творческое напоминание о себе, последнюю редакцию поэмы «Демон». И в этом же году он был убит на дуэли, так и не обретя счастья в любви. Хотя счастливым поэта вообще трудно было представить.

Варвара Александровна не смогла даже попрощаться с любимым - когда его хоронили в Пятигорске, она находилась в далеком северном Петербурге, до которого еще не долетела эта печальная весть.

Лопухина пережила Лермонтова на десять лет. Для нее это были непростые годы. Узнав о его трагической смерти, она стала постепенно угасать, без всякой видимой на то причины, без всякой болезни. Просто ей незачем было жить.

 

 

Чтение стихотворения  «Когда надежде недоступный…»

 

 

1 Ведущая:

   Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года, когда трагически погибает Пушкин. Можно говорить, что пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

            Лермонтов очень сильно переживал эту невосполнимую утрату в своей душе. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово.

Смерть Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение "Смерть поэта", в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

 

 А вы, надменные потомки

 Известной подлостью прославленных отцов,

 Пятою рабскою поправшие обломки

 Игрою счастия обиженных родов!

 Вы, жадною толпой стоящие у трона,

 Свободы, Гения и Славы палачи!

 

 За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ, который становится поэтической родиной Лермонтова.

Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь "за хребтом Кавказа" творить, не опасаясь царя:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение "Пророк" (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского "Пророка", который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение "глаголом жечь сердца людей".

 

 

Отдел краеведения  с блоком «Лермонтов в Новочеркасске»

 

Поэты города читают свои посвящения Лермонтову

 

Медленный Вальс

Вальс – гавот

 

2 Ведущая:

…Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал). Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес: «Мы будем завтра стреляться».

Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.

 

            Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

 

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием.

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания.

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

 

1 Ведущая: (на фоне печальной мелодии)         

Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила однажды ему известная гадалка в Петербурге. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока Арсеньева не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…

 Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года). Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

 

Послушай, быть может, когда мы покинем

Навек этот мир, где душою так стынем,

Быть может, в стране, где не знают обману,

Ты ангелом будешь, я демоном стану!

Клянися тогда позабыть, дорогая,

Для прежнего друга все счастия рая!

Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный,

Тебе будет раем, а ты мне вселенной.

 

            Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального

            Л.Н.Толстой однажды сказал «Если б жив был Лермонтов, то не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Вальс из к/ф «Маскарад» (студия «Гармония»)

 

Сценарий подготовлен: Л. Волкова, Н.Солонина, В. Трубицына