Последний рассказ Чехова

Салон проводит один ведущий.

15 июля исполняется 109 лет с того момента, когда оборвалась жизнь великого русского писателя Антона Павловича Чехова, и наш выдающийся земляк шагнул в бессмертие. Конечно земляком с полным правом считают Антона Павловича таганрогцы. Но, я думаю, что им может гордиться и весь донской край. За эти годы в России не раз менялась политическая ситуация, но духовные заветы Чехова выдержали испытание временем.

«Вишневый сад» закончен 12 октября 1903 года – жить Антону Павловичу оставалось еще 260 дней. Точного срока он разумеется не знает, но знает, верее, чувствует другое. «…Я как литератор уже отжил», - пишет он жене. И тем ни менее 14 октября в приподнятом настроении он сообщает Ольге Леонардовне: «Завтра сажусь писать рассказ». Но ни завтра, ни послезавтра и вообще никогда больше он ни за рассказ, ни за пьесу так и не сядет. Во всяком случае, в архиве – а свой архив Чехов содержал образцово – никаких незаконченных произведений, относящихся к последним 260 дням его жизни, не обнаружено.

Единственное на что хватает сил – это письма. Их он пишет практически ежедневно, нередко по два в день.

В это время он живет в Ялте, которую называет своей «теплой Сибирью» - «Сибирью» в том смысле, в каком употребляют это слово, когда говорят о наказании, о принудительном поселении.

Антон Павлович повенчался с Ольгой Леонардовной Книппер в мае 1901 года, никого не предупредив. С этого времени условия его жизни резко изменились. К лучшему или к худшему?

«Как врач, лечивший Чехова, и исключительно с врачебной точки зрения, я должен сказать, что изменения эти, к сожалению, не могли способствовать ни лечению, ни улучшению его здоровья… его несчастьем стало счастье, выпавшее на его долю к концу жизни и оказавшееся непосильным для него – Художественный театр и женитьба» - писал лечащий доктор Антона Павловича Альтшуллер.

Альтшуллер считает, что брак неудачен и что он ускорил смерть Чехова и в этих домыслах он не одинок.

Первая актриса России и готова как будто бросить сцену, поселиться с мужем в Ялте, но Антон Павлович «не допускал и речи об этом». Он вообще не мог принять жертвы от кого бы то ни было.

Чехов не любил Ялту. У него было особенное отношение к Москве. Альтшуллер умолял не губить себя, не ездить в Москву, но пациент, Антон Павлович, лишь улыбался в ответ.

Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января и совпала с днем рождения Чехова. Решено было отметить 25-летие его творческой деятельности вопреки воли Антона Павловича.

На самом деле никакого 25-летия не было. Если вести отсчет с первой достоверной публикации, то оно должно было прийтись на март 1905 года. Но все вокруг словно бы чувствовали, что до этого времени ему не дожить, и спешили проститься с писателем.

В зале были Горький и Рахманинов, Андрей Белый и Шаляпин – вообще вся театральная и литературная Москва.

Когда после третьего действия спектакля Чехов, вышел на сцену, весь зал встал, как один человек.

Не чествовали – прощались…

(Шопен «Мазурка» исполняет Катя Литвинова, музыкальная школа им. Рахманинова)

14 января 1904 года Чехов возвращается в Ялту. Перед отъездом из Москвы он пишет ялтинскому врачу Средину:»Москва очень хороший город. Но здесь страшная толкотня, ни одной свободной минуты, все время приходится встречать и провожать, и подолгу говорить, так что в редкие свободные минуты я уже начинаю мечтать о своем возвращении к ялтинским пенатам, и мечтаю, надо сознаться не без удовольствия».

Доктор Альтшуллер найдет, что Антон Павлович вернулся в значительно худшем состоянии, нежели уезжал.

Чехов как врач все понимал, но письма его были полны планов на будущее. Это и покупка дачи под Москвой, и сборы на русско-японскую войну врачом, и мечты о ребенке. Собирался и писать. Гарин-Михайловский посетивший его весной в Ялте, вспоминает, как Антон Павлович показал ему записную книжку, куда в течение нескольких лет заносил карандашом заметки для будущих произведений. Но карандаш начал стираться и неиспользованные записи он обвел чернилами. «Листов на пятьсот еще неиспользованного материала. Лет на пять работы». В голосе его звучала убежденность.

Но весна в Ялте – та последняя чеховская весна – была скверной: шли дожди, море штормило, дул холодный ветер. Температура в доме опускалась под час до пятнадцати градусов. «Живу кое-как, день прошел – и слава Богу, без мыслей, без желаний, а только с картами для пасьянса и с шаганьем из угла в угол».

Чехова снова – и чем дальше , тем сильнее – стало тянуть в Москву. «Я в этой Ялте одинок как комета», - жалуется он жене в письмах. В субботу 1 мая Чехов навсегда покидает Ялту. В дороге простужается, плеврит дает высокую температуру, он уже почти не встает с постели. До 3 июня он прожил в Москве в квартире, которую сняла Ольга Леонардовна. В это время Чехов заведовал отделом беллетристики в »Русской мысли» и просматривал и редактировал много рукописей.

2 июня, накануне отъезда из Москвы к нему зашел Телешов. Чехов протянул слабую восковую руку и произнес: «Завтра уезжаю. Прощайте. Еду умирать».

(Рахманинов этюд-картина, исполняет Лера Губская, музыкальная школа им. Чайковского).

И в Берлине, и затем в Баденвейлере Антон Павлович стал поправляться, повеселел. Но это не было отступлением болезни.

Книппер-Чехова вспоминала впоследствии: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ».

Это был рассказ о поваре одного модного курорта (подразумевался, понятно, Баденвейлер) – поваре, который в последнюю минуту сбежал, оставив без ужина отдыхающих. «Я… от души смеялась. И в голову не могло прийти, что через несколько часов буду стоять перед телом Чехова».

«Многие из них (чеховских героев) красиво мечтают о том, как хороша будет жизнь через двести лет, и никому в голову не приходит простой вопрос: да кто же сделает ее хорошей, если мы будем только мечтать?

Мимо всей этой скучной, серой толпы бессмысленных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной улыбкой на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

- Скверно вы живете, господа!»

М. Горький.

К 50-летию со дня рождения Антона Павловича в 1910 году «Таганрогский вестник» напечатал статью, которую назвал «Грустный праздник». Мне очень хочется вам ее процитировать.

«Сегодня – праздник всей страны, но праздник грустный, праздник невеселый.

Сегодня исполнилось пятьдесят лет со дня рождения нашего дорогого любимого писателя Антона Павловича Чехова.

Только пятьдесят лет…

А его уже нет с нами и нет давно!»

«Как много А.П. Чехов мог бы сделать для нас, если бы сегодня мы чествовали не его память, а его самого, если бы он был жив, если бы он находился среди нас.

Тем более грустна нам его смерть, что мы переживаем тяжелое и мрачное время.

Теперь особенно дорога вера в человека.

Ее то никогда не терял покойный писатель.

«Вера в человека…»

С чем бы не приходилось сталкиваться Чехову, как бы не была пошла окружающая писателя действительность, каким бы ужасом ни веяло от жизни, он никогда не терял этого чувства и передавал его читателю.

Вот чем особенно дорог Антон Павлович».

Какие бы ужасные проявления человечества ни рисовал он в своих произведениях, в них всегда можно отыскать надежду.

Здесь нет места отчаянию, как и нет места примирению с пошлостью.

Непоколебимая вера в торжество правды».

«Любовь к жизни.

Любовь к людям.

Любовь к миру, где в конце концов должна победить правда.

Вот чем дорога нам память о покойном писателе».

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Вот заветы оставленные Чеховым своим читателям.

«Делайте добро!»

Могучие слова, могучая сила любви».

«Если бы Чехов был жив?!

Но этого нет, и нам приходится теперь только с чувством глубокого сожаления, с чувством тяжелой душевной грусти почтить память любимого писателя, изображавшего в своих произведениях только одну серенькую будничную жизнь.

Жизнь, как она есть.

Жизнь без всяких прикрас и преувеличений.

Только почтить память великого писателя…

Но почтить ее так, чтобы потом не приходилось краснеть за свою инертность, безучастное отношение и небрежность».

Между тем мы, русские, именно всегда проявляем какую-то особую, ничем необъяснимую небрежность по отношению к нашим талантам».

И далее говориться о том, что единственный памятник Чехову был к тому времени поставлен в Германии в Баден-Вейлере.

Статья заканчивается строчками: «От нас требуется проявить только внимание к тому, что для нас сделали другие».

(Рахманинов «Баркарола», исполняет Катя Литвинова)

Сегодня памятники Антону Павловичу Чехову можно найти не только в России, но и в самых отдаленных уголках мира.

Сейчас вы увидите их на экране. (Под музыку таганрогских композиторов на экране демонстрируются памятники, посвященные Антону Павловичу Чехову и героям его произведений).

 

Список литературы

1.? Таганрогская правда.-29 января 2010г.

2.? Вехи Таганрога. Историко-литературный альманах/ №20 2004г.

3.? Таганрогский вестник/ №15. - 17января 1910г.(репринтное издание)

4.? Андреенко, С. Четыре тайны Чехова / С. Андреенко. - Таганрог: ООО «Антон», 2011. – 80 с.: ил.

5.? Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем. Т.10 / А. П. Чехов. –Москва: Наука, 1977. – 496 с.

 


Threesome