Сценарий Чеховского салона

"В человеке должно быть всё прекрасно"

Ведущий: У меня в руках томик Чехова, пьесы. Открываю на страницах "Дядя Ваня", сцены из деревенской жизни. Усадьба, её жители, недовольные своим сосуществованием и доктор Астров – "…сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна… Затягивает эта жизнь. Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживёшь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком. Неизбежная участь".

Второе действие пьесы. Доктор Астров разговаривает с Соней и говорит ей о её молодой мачехе: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой – и больше ничего. У неё нет никаких обязанностей, на неё работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою…".

Как никто другой в мировой литературе до Горького, Чехов был вдохновенным поэтом труда. Все его творчество было и скорбной и светлой песней о труде, мечтой о творчестве во имя счастья родины. Труд был для него основой человечности, основой всей морали и эстетики, и тема труда всегда связывалась у него и у его героев с мечтой о труде творческом, свободном.

Поэзия труда и тоска по этой поэзии - вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюблённый в прелесть родной земли, в её леса, сады, страдающий оттого, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истреблённых лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы,- народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары... Разрушено уже почти все, но взамен не создано ещё ничего».

Астров скорбит о разрушении красоты родной земли, красоты человека.

Он любит жизнь; как все любимые герои Чехова, он рвётся к будущему, пытается увидеть его лицо, угадать облик завтрашнего счастья родины, человечества. «А что касается моей собственной, личной жизни,- говорит он Соне,- то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идёшь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонёк, то не замечаешь ни утомления, ни потёмок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу... Я работаю - вам это известно,- как никто в уезде, судьба бьёт меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду...»

Мудрость финала пьесы заключается в том, что упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» - это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других.

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких людей», над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно! И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о творческом труде: эстетическое сливается с этическим. Правда и труд - основа, вечный живой источник красоты. И жизнь должна быть такою, чтобы не разрушалась красота «маленьких великих людей», чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное трудолюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украшать родную землю творческим, свободным трудом.

Вот мы подошли к знаменитой чеховской фразе, которая уже много-много лет гуляет отдельно от произведения, которому обязана своим рождением. Это не удивительно, ведь многие чеховские произведения давно разобраны на фразы, которые слышны то тут, то там из уст людей, которые и знать не знают, откуда они и кто их автор.

Трудно, очень трудно следовать мудрому Чехову в нашей обыденной жизни! За лицом и одеждой ещё как-то следить получается, но вот душа и мысли…

Вот мы и решили сегодня поговорить о прекрасном в человеке. Умеет Антон Павлович задать интересную тему, да ещё и вечную!

Обсуждение

Чтение должно учить нас чему-то хорошему, а не просто развлекать.

Обсуждение

И из другого письма Горького Чехову: " Слушая Вашу пьесу, думал я (...) о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей...".

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, – писал Горький о значении творчества Чехова, – никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыдёнщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском…»

Способность к развитию, изменению, внутреннему движению героев Чехова, также как у других классиков русской реалистической литературы, - признак и критерий жизнеспособности, духовного здоровья и красоты личности. Красота, по Чехову, - и часто используемый обладательницами не по своему природному «божественному» назначению, это то, что озаряет пусть на мгновение, жизнь, что даёт импульс света и что, даже не присутствуя в этом мире, незримо развивается в его пределах.

«Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю», - А. П. Чехов.

Красота у Чехова - идея высшей гармонии, основа, суть божественно-человеческого бытия. В понимании писателя счастье, во-первых, - это весь процесс жизни, если она приносит человеку удовлетворение, сознание её правильности. Во-вторых, счастье рукотворно, в большой мере зависит от условий самого человека. В - третьих, счастье зависит от обстоятельств, в которые человек поставлен. Многие из этих обстоятельств не предназначены для одного человека. Первый шаг к становлению личности в героях Чехова, по наблюдению Л. А. Колобаевой, «совершается через духовный труд самоотрицания, когда человек, освобождаясь от самообмана, от иллюзий на свой собственный счёт, поднимается до способности обвинить в своих жизненных неудачах не других, а самого себя».

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы "Дядя Ваня". Она связывается со всеми главными действующими лицами.

Что такое подлинная и ложная красота?

Обсуждение

Мы знаем, что только труд, творчество, с точки зрения Чехова и его героев, создают человеческую красоту.

Слова Астрова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,- формула неразрывного единства красоты и правды,- были записаны в записной книжке Зои Космодемьянской в числе самых дорогих для неё мыслей.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. 1.     Чехов А. П. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад/ Антон Чехов. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 282. – (Книга на все времена).
  2. 2.     Мир Чехова: Альбом. – Ростов – на-Дону: ООО "Омега-Принт", 2010. – 248 с.
  3. 3.     http://sochini.do.am/publ/rassuzhdenie/a_p_chekhov_quot_v_cheloveke_vsjo_dolzhno_byt_prekrasno_quot/4-1-0-22
  4. 4.     http://allcompositions.at.ua/publ/11-1-0-792

Threesome