Сценарий

литературного вечера

«Пусть доброта всему мерилом будет»

(к 85 летию Риммы Казаковой)

 

В зале по периметру расставлены стулья, на рояле портрет поэтессы, сбоку расположена выставка о жизни и творчестве Р. Казаковой. Слева экран для показа документальных видео материалов. Под легкую инструментальную музыку публика и приглашенные гости занимают свои места.

 

ВЕДУЩИЙ:

Добрый день, дорогие друзья!

В этом году мы отмечаем 85-летний юбилей со дня рождения Риммы Казаковой. Любителям поэзии, конечно же, это имя хорошо знакомо. На знаменитые вечера в Политехе, где она выступала вместе с Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественским, выстраивались многотысячные очереди. Песни на её стихи исполняли практически все звёзды советской эстрады. Её любовной лирикой зачитывались юноши и девушки всей страны. А сама о себе Римма Казакова писала: «Я многое в жизни смею, и с этой звездой во лбу, как целый народ, имею историю и судьбу». Давайте же еще раз вспомним и поговорим об истории, судьбе и творчестве этой замечательной поэтессы - Риммы Федоровны Казаковой.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Звучит пьеса для рояля.

 

ВЕДУЩИЙ:

27 января 1932 года - день рождения Риммы Казаковой. Она родилась в Севастополе. Отец, Фёдор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарём-машинисткой. Раннее детство Казакова провела в Белоруссии, школьные годы — в Ленинграде.

На самом деле Риммой она стала только в 20 лет, да и то не без труда добившись в ЗАГСЕ смены своего весьма нетривиального имени. Революция, Электрификация, Мировой Октябрь – получалось Рэмо. Так назвали родители будущего поэта Казакову. А друзья звали просто Галкой - за темный цвет волос, темные глаза, за угловатость и худобу.

С новым именем Римма Казакова уехала в Хабаровск - в поисках жизненного опыта. Когда приобрела, вышла замуж и переехала в Москву.

К тому времени за плечами был исторический факультет Ленинградского университета, работа на студии кинохроники редактором, а также лектором и преподавателем. А еще первый стихотворный сборник «Встретимся на Востоке» (1958), после выхода которого стихи Риммы Казаковой начала переписывать от руки вся страна.

 

Мы молоды. У нас чулки со штопками.
Нам трудно. Это молодость виной.
Но плещет за дешевенькими шторками
бесплатный воздух, пахнущий весной.

Как пахнут ночи! Мокрым камнем, пристанью,
пыльцой цветочной, мятою, песком...
Мы молоды. Мы смотрим строго, пристально.
Мы любим спорить и ходить пешком...

Ах, не покинь нас, ясное, весеннее,
когда к нам повзросление придет,
когда другое, взрослое везение
нас по другим дорогам поведет.

Жизнь - наковальня. Поднимайте молоты!
На молодости - главные дела.
Мы молоды. Мы будем вечно молодо
смотреться в реки, в книги, в зеркала...

 

ВЕДУЩИЙ:

Римма Казакова писала о себе: «Когда я была ещё юной, мама меня спросила: «Чего ты хочешь от жизни?». Я сказала; «Хочу сама себя кормить, много ездить и встречаться с интересными людьми». Все эти надежды сбылись… Казакова объездила весь Советский Союз, весь мир, не была только в Австралии. Все деньги, которые зарабатывала, тратила на путешествия. Но всегда боялась, по выражению одного писателя, стать «чемоданом с наклейками». По следам ее «дорог» созданы многие стихотворения: «Мне опять на Восток», «Херсонес», «Прибалтика», «Из кубинского дневника», «Среднеазиатские страницы», «Вологда», «А в Лондоне туман…», «Карловы Вары», «Токио», «Дом», «Митинг в тропиках», «Под чужими небесами» и др. Но если спросить: «Как вы думаете, какая страна была самой любимой у Казаковой?», думается, ответ вас очень удивит. (Вопрос обращен к зрителям).

Её любимая страна – Монголия. Не Франция, не Италия, не Англия, но Монголия. Даже монголы не понимали, за что она так любит их страну. Она им объясняла: «Монголия – она такая изначальная. Там такая природа! И человек без всех этих небоскребов, без сложных экономических и прочих отношений чувствует и понимает себя гораздо больше. Там тихо и можно заглянуть в себя».

 

ЧТЕЦ:

 

В краю, где так природы много,
что человека не видать,
где вьется по горам дорога
в заоблачную благодать,
где скал застывшая щетина
под чуткостью ранимой рук, —
не одинокость ощутила,
а одиночество вокруг.
И я, бегущий мимо город
вдруг вспомнив в этой тишине,
увидела: трава, пригорок,
листва нуждаются во мне.
Природе лишь природы мало!
Был этот мир прекрасно пуст.
И дерево я обнимала,
и трогала шершавый куст.
И куст от радости знобило,
и веяло теплом от скал...
И мне самой так нежно было,
как будто кто-то приласкал.
Земля замедленно вращалась.
Жизнь не вмещалась в день земной.
И возвращалось, возвращалось
ко мне все, отданное мной...

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Римма Федоровна была очень ярким, активным и неравнодушным человеком. В 1976–1981 годах Казакова - секретарь правления Союза писателей СССР. В тот период она организовала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами. По инициативе и при непосредственном участии Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Позже она была избрана Первым секретарём Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни. Как руководитель Союза писателей Москвы, она помогала молодым талантливым писателям издавать книги, а затем проводила обсуждение этих книг.

Начиная с 1958 года сборники стихов Риммы Казаковой выходили в свет более 20 раз. В их числе: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985), «Сюжет надежды» (1991), «Наугад» (1995), «Безответная любовь» (2000), «Стихи и песни» (2000), «На баррикадах любви» (2002), «Наперекор» (2003).

Римме Казаковой принадлежат переводы поэтических произведений с языков стран ближнего и дальнего зарубежья: И. Когониа, Б. Шинкубы, И. Тарбы, К. Ломиа, Н. Тарбы (с абхазского), З. Тхагазитова (с кабардинского), Э. Межелайтиса, А. Малдониса (с литовского), Г. Сафиевой (с таджикского), Б. Вагаб-заде (с азербайджанского), Х. Грабнера, Р. Кирша, Е. Штритматтера (с немецкого), Зульфии, Г. Гуляма, Х. Гуляма, Г. Нуруллаевой, О. Ходжиевой (с узбекского), И. Юсупова (с каракалпакского).

В последние годы Римма Казакова все чаще выступала как публицист - в 1996 году вышла ее книга публицистики «Возлюби».

Миллионам россиян Казакова известна, не только как автор поэтических сборников, но и как поэт-песенник. У всех на слуху «Ты меня любишь», «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Музыка венчальная», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и другие. Сама Римма Фёдоровна вспоминала: «Всё началось в 1969 году. Композитор Александра Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и появилась песня. Потом я познакомилась с Сашей Серовым и с Игорем Крутым. А дальше с Аллегровой, Пугачёвой, Лещенко, Киркоровым…Почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой».

Это участие в шоу-бизнесе позволяло ей как-то существовать. Ведь, по сути, долгие годы она была вынуждена содержать не только себя, но и семью сына. Но об этой трагической истории - позже.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР. Звучит инструментальная пьеса для рояля и флейты.

 

ВЕДУЩИЙ

К сожалению, личная жизнь Риммы Казаковой не сложилась. Друзья вспоминали, что она была очень влюбчивой, даже в зрелом возрасте, ей нравились красивые мужчины.

Первым мужем поэтессы стал писатель и публицист Георгий Радов. В 29 Казакова вышла замуж за него, 46-летнего. Родился единственный сын Риммы – Егор. Жили два творческих человека плохо. Радов был пристрастен к алкоголю, да и ударить жену под горячую руку грехом не считал.

Второй муж Казаковой был моложе ее на 11 лет. Они познакомились, когда Римма Федоровна пришла к нему лечить зубы. Это была настоящая страсть. Но и этот брак потерпел крах:

Последнее увлечение поэтессы походило на ослепительную вспышку. Но эта страсть к мужчине на 14 лет моложе закончилась так же быстро, как и вспыхнула.

Но подкосила Казакову, гораздо сильнее всех любовных неудач, трагедия с сыном. Георгий Радов - писатель. Его творчество деликатно называют «постмодернистской и психоделической прозой». Реальность была куда более жестокой - Егор принимал наркотики, причем эту страсть разделяла с ним его жена, несмотря на то, что в доме появился ребенок – любимая внучка поэтессы Маша. Все жили в одной квартире и на заработки Казаковой. Она и готовила, и за малышкой ухаживала.

А потом случилась трагедия - жена Егора шагнула из окна. Ей было всего 30 лет, а дочке Маше – 8. После случившегося Егору наконец-то удалось вылечиться от наркомании. Но сейчас его уже нет в живых - он ушел через год после смерти матери, 5 февраля 2009 года, не дожив до своего 46-летия всего несколько дней.

 

ЧТЕЦ:

В какой-то миг неуловимый,
неумолимый на года,
я поняла, что нелюбимой
уже не буду никогда.

Что были плети, были сети
не красных дат календаря,
но доброта не зря на свете
и сострадание не зря.

И жизнь - не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и если что и впрямь бесценно -
сердца, которые болят.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

 

ВЕДУЩИЙ:

Поэтесса скончалась 19 мая 2008 года в санатории посёлка Перхушково. Она была похоронена 22 мая 2008 года на Ваганьковском кладбище в Москве, недалеко от могил Игоря Талькова, Михаила Танича, Булата Окуджавы. Поэты и поэтесса... Кто-то сравнил смерть от тромба со смертью от пули. Миг – и нет человека. Но от поэта на долгие годы остаются стихи, и пока люди их помнят, поэт остаётся живым. В поколении «шестидесятников», да и в целом в поэзии ХХ века стихи Риммы Казаковой самые открытые, самые беззащитные, самые чувственные.

В июле 2008 года для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет, по инициативе поэтессы Нателлы Лалабекян - одной из учениц Казаковой, была учреждена литературная премия имени Риммы Казаковой – «Начало». Было решено, что церемония награждения будет проходить в день смерти поэтессы, 19 мая. Положение о премии не предполагает её ежегодного вручения, по утверждению организаторов, она будет вручаться при «наличии достойных кандидатов и денежных средств. Тем не менее, с 2009 года премия вручалась ежегодно. В этом году лауреат премии традиционно будет объявлен в конце апреля.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР.  Звучит инструментальная пьеса для рояля.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Казакова Р. Ф. Избранные произведения в двух томах. – М.: Худож. лит., 1985.
  2. http://rimma-kazakova.ru/rimma-kazakova-ya-polukrovka-chem-i-gorzhus/
  3. http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/3149046_rimma_kazakova_zhit_ne_blagodarya_a_vopreki
  4. http://www.shans.com.ua/?m=nr&in=158&ir=333
  5. http://app.newsru.co.il/arch/rest/22may2008/rimma_int_111.html
  6. http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/newtime/kazakova/index1.html

Автор-составитель Валентина Трубицына

 


Threesome