«Разговор с Раневской»

На импровизированной сцене находится экран, книжная выставка, столик для ведущих, на рояле цветы и портрет Ф.Г. Раневской. Звучат мелодии из кинофильмов 50-60-х годов «Весна», «Осторожно, бабушка!», «Подкидыш».

Ведущий подходит к экрану, на котором портрет Ф.Г. Раневской. Звучит голос в записи:

«Талант понять невозможно. По крайней мере, уверить себя в том, что ты его понимаешь. Понять гения невозможно. Невозможно изначально. По определению. Разве мы понимаем Солнце, за счет которого живем, существуем, лучезарной энергией которого питаемся ежедневно?»…

Ведущий:

Она была и остается любимой артисткой многих. Ее талант завораживающей силой ведущих ролей в театрах или небольших эпизодических киноролей продолжает околдовывать зрителя и сегодня.

А потому, здравствуйте Фаина Георгиевна! Давайте с вами поговорим…

(Звучит «Лунный вальс» И. Дунаевского в исп. Н. Камышевой и Е. Дудоладовой)

Ведущая:

Она была любимой актрисой Сталина. Интересно, как изменилось бы выражение его обычно невозмутимого лица, если бы он узнал, что та, кого все называли Фаиной Георгиевной Раневской, на самом деле была не Георгиевной, и не Раневской, а Фаиной Григорьевной Фельдман, что отец ее – нефтепромышленник и миллионер, который, обладая немалой прозорливостью, в преддверии революции на собственном корабле эмигрировал в Турцию, а ее родной брат чуть позже перебрался в Америку и стал там удачливым бизнесменом.

Компромат на себя она бережно охраняла от посторонних глаз, что помогло ей не только выжить, уцелев во времена сталинских репрессий, но и подняться на вершину Олимпа советского кинематографа. Почему НКВД не заинтересовались непролетарским происхождением известнейшей актрисы, остается лишь загадкой. Загадкой ее неординарной личности и судьбы. Хотя в жизни Фаины Георгиевны было столько загадочного и таинственного, что на ее примере можно было бы смело изучать тайну природы человеческой жизни.

Почему она, выросшая в любви и достатке, не последовала вслед за своей семьей? Зачем практически без средств к существованию осталась в России? Об этом можно только догадываться. Она сделала свой выбор. Тот самый, который рано или поздно приходится делать в жизни каждому из нас и от которого зависит вся дальнейшая наша судьба.

Она была молода, полна жизненных сил. Это была Весна, весна ее жизни.

(Исполняется песня Цфасмана « О весне» Камышева Н., Чернова А.)

Ведущая.

Судьба Раневской как актрисы была не простой. Это потом пришла известность, а сначала…А сначала были сплошные трудности и жизненные неурядицы.

Жизнь в театре тоже сложилась неоднозначно. За всю свою жизнь она сыграла всего 17 ролей, сделавших ее знаменитой. «Когда мне не дают роли в театре, чувствую себя пианистом с отрубленными руками. Что можно ждать от человека с отрубленными руками?»,- говорила она. Среди ее ролей одной из самых значимых стала роль миссис Сэвидж, в спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика. (Далее ведущая рассказывает об этой роли и других ролях в театре).

Мы запомнили Ф.Г. Раневскую как киноактрису, которую нам подарил кинематограф, потому что многие театральные роли остались неизвестными в силу того, что их видели немногие, в то время как кино – массовое искусство познакомило нас с ее неординарным талантом. (Ведущая рассказывает о киноролях Раневской, подчеркивая то, что хотя это были и эпизодические роли, но именно по этим ролям, сыгранным с огромным мастерством, актриса запомнилась и полюбилась многими).

(На экране кадры из к/ф: «Весна», «Осторожно, бабушка», «Подкидыш»)

Ведущая:

Мне довелось побывать на спектакле «Дальше тишина», где Раневская блистательно сыграла главную роль с В. Пляттом. Неизгладимые впечатления от этого спектакля остались до сих пор.

(Ведущая рассказывает о том, какую роль в ее личной судьбе сыграл этот спектакль, о друзьях Раневской, о памятнике, поставленном в Таганроге совсем недавно).

(Звучат песни (3) в исполнении А. Власова из репертуара Вадима Козина, А Вертинского, Прозоровского)

Ведущая:

Раневская не только прекрасно играла в кино и на сцене, ей принадлежит множество афоризмов и крылатых выражений, нашедших свое отражение в ее дневниках и записях. А сколько «ходячих» анекдотов связано с ее именем в реальной жизни! Еврейскому народу свойственно природное остроумие. Но шуточки в кругу родных и друзей – одно, а юмор – совсем другое. Раневская не была просто остроумной, это было само остроумие, сам живой юмор

Представляю вашему вниманию книгу Фаины Георгиевны Раневской о себе и своей жизни. Какое счастье, что она её все-таки написала! А ведь, когда Раневскую просили написать книгу о себе, она отвечала так: «Это невозможно. Получилась бы книга жалоб. Без предложений. Писать о себе плохо – не хочется. Хорошо – неприлично…Писали Пушкин, Тютчев, Маяковский. А я старая провинциальная актриса…» и еще: «В том, с какой бесцеремонностью ко мне пристают с требованием писать о себе, - есть бессердечие»..» «Не буду писать о себе. Не хочу делать свою жизнь достоянием публики. И к тому же у меня непреодолимое отвращение к процессу писания. «Писанина». Лепет стариковский, омерзительная распущенность, ненавижу мемуары актерские…»

(Ведущая зачитывает отрывки из книги «Судьба-шлюха»)

Ведущая берет с выставки о Раневской книгу Д.А. Щеглова «Хроники времен Фаины Раневской».

Это книга о жизни Фаины Георгиевны, о ее колючем характере, остром языке и конечно же о времени, в котором жила эта яркая женщина и великолепная актриса, о замечательных людях, с которыми неразрывно связана ее судьба – об Ахматовой, Качалове. Орловой, Плятте, Цветаевой..

(Зачитывает отрывки из книги)

Ведущая на фоне кадров из фильмов, в которых снялась актриса:

Друзья, будем считать, что встреча и разговор с Фаиной Георгиевной Раневской сегодня состоялся.

Авторы сценария: Л.Э.Волкова, Н.А. Солонина, Центр культурных программ