Урок нравственности

«Родительский дом, начало начал»

 

Оформление: Правила жизни; незаконченные предложения для каждого учащегося; вопросы теста для каждого.

Музыка: песня «Родительский дом» в исп. Л.Лещенко

Вступление.

Библиотекарь:

Определения понятия семья в форму­лировках ученых (историков, социо­логов, психологов, педагогов) отличают­ся разнообразием. Да и каждый человек понимает, что такое семья, по-своему. В исследованиях семья имеет следующую классификацию: полная семья, непол­ная, простая, сложная и многодетная.

Сложная семья состоит из представи­телей нескольких поколений: бабушки — дедушки, отцы — матери, дети — внуки, обязательно живущие под одной крышей. Когда-то в это понятие входили еще и всевозможные тети, дяди, племянники, кузены и даже шурины, золовки и девери. Но со временем сложные семьи в России стали довольно редким явлением, а всех, кроме ближайших предков и потомков, из ранга семьи перевели в ранг «родни». Простых же семей, т.е. семей «родите­ли — дети», становится все больше. Молодежь стремится жить отдельно от старших, старшие тоже не прочь «пожить для себя». Чаще всего сейчас в простых семьях один ребенок, реже — два. Если же вдруг детей трое или даже больше — это уже «простая многодетная семья», которая в последнее время постепенно реанимируется.

Отношение к семье в нашей стране было разным. Так, до 1917 г. семья су­ществовала, не вызывая ни у кого особо пристального интереса. Проблемами рож­даемости никто не озадачивался: Бог дал, Бог взял. Но вот бездетная семья считалась несчастной и явно наказанной Богом.

Гражданская война и эмиграция разва­лили или физически уничтожили 10 млн семей из примерно 50, насчитывавшихся до этих трагических событий. Каждая пятая семья оказалась похороненной революцией. Сотни тысяч беспризорных детей стали теми «кирпичиками», из которых предполагалось построить новое гармоничное общество.

Отмена церковных обрядов больнее всего ударила опять-таки по семье, по­скольку лишила ее, если можно так вы­разиться, покровительства высших сил. Гражданский брак существовал всегда, но ни в глазах общества, ни в глазах госу­дарства ценности не имел. Значение ему придавали лишь немногие люди, стремив­шиеся подчеркнуть свое свободомыслие и независимость от «мещанской морали». Юридической силы такие браки не имели, дети от них считались незаконнорожден­ными, да и распадались они не реже, чем современные.

Если раньше женщины в России в по­давляющем большинстве работали только на свою семью, а в наемные работницы шли от нищеты и безысходности, то после революции ситуация изменилась корен­ным образом. Свободные, равноправные, избавленные от «гнета царизма» и патри­архального семейного быта, женщины полностью вкусили всю «прелесть» работы с утра и до вечера при том, что ее необхо­димо было сочетать с заботами о семье и ведением домашнего хозяйства.

У семьи, правда, оставался еще очень надежный тыл — деревня. В жизни кре­стьян после революции практически ниче­го не изменилось, в том числе положение женщин и семейный уклад. За это дерев­ня и поплатилась. При так называемом раскулачивании в ссылку отправляли не одного человека, а сразу всю семью.

Вторично семья была признана дей­ствительно «ячейкой общества», когда начались массовые репрессии. «Ячейки» выжигали полностью: мужа посылали в один лагерь, жену — в другой, детей — в третий (или в детский дом). Спастись можно было только ценой предатель­ства — отречения. Это, правда, не всегда срабатывало, но давало хоть какой-то шанс уцелеть.

Еще не ввели обязательную процедуру развода через суд с обязательным объ­явлением об этом в газете. Но уже была произнесена историческая фраза «сын за отца не отвечает», которую в «королевстве кривых зеркал» нужно было понимать с точностью до наоборот: не только сын от­вечал за отца, но и внук за деда, не говоря уже об ответственности за социальное происхождение вообще.

В «Иванов, не помнящих родства» совет­ских людей превратили вовсе не тем, что замалчивали собственную историю. Их научили бояться семейных связей, кото­рые, равно как и происхождение, зачастую определяли судьбу человека. Чем меньше он помнил и знал о своих родственниках, тем больше шансов у него было не только выжить, но и как-то преуспеть. Создание семьи как бы автоматически уменьшало возможности сделать карьеру и жить полноценной жизнью. И все-таки люди упорно цеплялись за привычный образ жизни: нормальный человек должен иметь семью, рожать детей...

С того же самого 1936 г. детям, родив­шимся в «незаконном», т.е. в не зареги­стрированном загсом браке, в метрике в графе «отец» начали ставить прочерк со всеми проистекающими отсюда послед­ствиями. А общественное сознание уже восприняло предложенную государством форму «освящения» семьи настолько серьезно, что стало считать ее законной. Появилась и начала развиваться «до­брая» традиция жаловаться на мужей (реже — жен) в месткомы и парткомы. Жизнь в семье перестала быть личным делом граждан, она стала делом обще­ственным.

К сожалению, у нас никто не учит мальчика быть мужчиной, мужем, отцом, хозяином в доме, а девочек — женой, ма­терью, хозяйкой.

Модная нынче в России генеалогия практически создается заново, потому что, сжигая церковные книги, развеива­ли память о предках. Пытаясь возродить сегодня какие-то традиции, мы при этом забываем, что в любом обществе хра­нителями и носителями традиций были не отдельные дворяне, мещане, купцы, священники, крестьяне и рабочие, а их семьи.

Не случайно в период раскулачивания и в ходе других репрессий уничтожались именно семьи. Ничего принципиально нового в этом, правда, не было. Иван Грозный проделывал то же самое по от­ношению к своим политическим против­никам: вырывал семьи с корнем.

Неоднозначное отношение к семье в нашем государстве на протяжении веков и особенно в советское время привело к плачевным результатам.

Исправить ситуацию стало уже почти невозможно. Если в начале 50-х годов прошлого века распадался один брак из десяти (в городах!), то через двадцать лет соотношение было уже один к пяти, а еще через двадцать лет — один к двум (в особо крупных городах — вообще один к одному).

Продолжить наш разговор хочется с притчи. Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полу­дню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полно­стью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их ма­ленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена воз­мутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы облегчения: «Ну, вот я и дома». Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?» Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

Очень хочется узнать мнение маль­чиков и девочек, которые сами через небольшой промежуток времени станут папами и мамами и будут зажигать свет в своих окнах.

Учащимся заранее предлагается тест «Незаконченное предложение».

1.   Семья — это...

2.   Мои родители — это...

3.  Свет в окнах моего дома — это...

4.   Радость в моей семье — это...

5.   Горе моей семьи — это...

6.   Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7.   Из традиций моей семьи мне хо­телось бы взять в будущую семью...

8.   Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9.  Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...

10.  Больше всего мои родители бо­ятся, что...

Библиотекарь. «Мой дом моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники...

Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование.

Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и бес­предела, с помощью которого мы каж­дый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что же держит « на плаву» нашу се­мейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собствен­ное слово и на собственный поступок.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию:

1.  Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай воз­можности предать ее.

3.  Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5.  Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8.  Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и дру­гими людьми.

10.  Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.  Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на пре­пятствия.

15. Стремись все делать как можно луч­ше.

 

Вопросы  теста:

1.  Висят ли у Вас дома семей­ные фотографии?

2. Хотелось бы Вам воспитывать своих детей так, как воспитывали Вас?

3. Вы с удовольствием проводи­те время на родительской даче?

4. Из всех своих поездок Вы ста­раетесь звонить родителям поча­ще, с любовью выбираете для них сувениры?

5.  Неплохо знаете свою родо­словную?

6.  Про день рождения родите­лей Вы ни разу не забывали?

7. Праздники и семейные обеды у родителей — прекрасная тради­ция?

8.  Двор отчего дома вызывает у вас чувство легкой ностальгии?

9.  Есть ли в интерьере Вашего дома предметы, которые перекоче­вали из родительской квартиры?

10. Иногда родители обращают­ся к Вам с просьбами или поруче­ниями?

11.   Мнение родителей до сих пор очень важно для вас?

 

О чем поведали ответы?

Результаты теста:

1—4 балла

Вы живете без оглядки на ро­дительский опыт, принимаете са­мостоятельные решения и не об­суждаете их с кем-либо. Вам легко даются длительные поездки, пре­бывание вне дома, вдали от близ­ких. Ностальгия — практически не­знакомое вам слово. Живете се­годняшним днем и не чувствуете себя членом семейного клана.

5—8 баллов

Семья для вас — одна из прият­ных составляющих жизни. Вы с удовольствием принимаете учас­тие в семейных праздниках, но со­всем не жалеете о тех временах, когда мама проверяла уроки. Вам нравится быть взрослой и незави­симой, а плов по бабушкиному ре­цепту только укрепляет ваш статус прекрасной хозяйки.

9—11 баллов

Ваша связь с родительской се­мьей крепкая и нерушимая. Вы по-прежнему в чем-то ощущаете себя ребенком. Родительское мнение для вас — истина в последней ин­станции. Вы уверены, что лучшее решение принимается на семей­ном совете.

 

Звучит песня «Родительский дом»

 

Литература:

1. Бурлак Г.Н. «Моя родословная: игра» /Г.Н. Бурлак //Читаем, учимся, играем. – 2010. - №6. – С.72

2. Василенко Т. В. «Отчий дом» /Т.В. Василенко// Воспитание школьников. - №8. – С.75

3. Горбунова Л.Н. «В семейном кругу» / Л.Н. Горбунова//Читаем, учимся, играем. – 2009. - №6. – С.48

4. Горячева Т.А. «Твоя родословная»/ Читаем, учимся, играем. – 2007. - №3. – С. 92

Составитель: Бровина М.Н., детско-юношеская библиотека им. И.С. Тургенева