Сценарий  литературно-музыкальной композиции

«П.И. Чайковский – жизнь, посвященная музыке».

Цель:  глубже понять музыкальное творчество великого русского композитора, знатока природы и человеческой души Петра Ильича Чайковского.

Оборудование и средства:

Компьютер, проекционное оборудование.

Выставка книг, посвящённая творчеству композитора.

Фрагменты произведений:

П. И.Чайковский цикл «Времена года»: «Песня жаворонка»; Первая симфония, Вторая симфония, романс «Средь шумного бала», «Танец маленьких лебедей».

 

Ведущий 1. Добрый вечер, уважаемые гости!

7 мая 2015 г исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского – одного из самых любимых композиторов во всем мире. Сегодняшний вечер мы посвящаем памяти великого музыканта.

Жизнь Чайковского – это труд художника, безраздельно властвующего в своем искусстве и порабощенного им. Поэтому биография композитора – прежде всего история творчества, в котором он сам видит цель, смысл и радость жизни.

Богатство музыки Чайковского неисчерпаемо. Люди разных возрастов, разных поколений, разных стран слышат ее по-своему, но каждый открывает в ней для себя что-то близкое родное. Эта музыка захватывает и влечет к себе, будит высокие чувства и высокие мысли…

(Показ слайда: портрет П.И. Чайковского).

Ведущий 2. 7 мая 1840 года на Урале в небольшом городке Воткинске, в семье горного инженера, управляющего  заводом, родился Чайковский.

Первые музыкальные  впечатления Петра Ильича  связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С 5 лет он сам любил «фантазировать на рояле». Ему казалось, что сочинять он начал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

«Я… никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен,- пишет девятилетний мальчик своей гувернантке. Занятия музыкой для него не забава, не обязанность, а внутренняя потребность, источник красоты, радости, сильных переживаний. Но истинный его талант, творческий гений, был еще скрыт и незаметен для окружающих.

Ведущий 1. В 10 лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Образование, которое он получил в училище, было несколько односторонним. На первом месте стояли юридические науки, латынь, словесность.

В Петербурге Петя посещал оперу и балет. Иногда участвовал в домашних спектаклях, исполняя главным образом комические роли. Довольно часто увеселял товарищей-правоведов игрой под танцы, играл по слуху народные мелодии.

Ведущий 2. Очень много значила для Чайковского дружба с Алексеем Апухтиным. В училище благодаря Апухтину из рук в руки кочевал «Современник», объединявший поэтов и критиков  передовых демократических взглядов – Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Но самыми счастливыми были часы, проведенные вдвоем. Апухтин впоследствии посвятил этой  возвышенной дружбе вдохновенные стихи:

Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,

Забыв училище и мир

Мечтали мы о славе идеальной…

Искусство было наш кумир,

И жизнь для нас была обвеяна мечтами…

Ведущий 1. Закончив училище в 1859 году, Петр Ильич получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Служба не слишком отягощала его. Остающееся свободное время он посвящает театрам и особенно опере.

Так проходили дни за днями, не доставляя особого удовлетворения душе. Все сильнее влекла к себе музыка. В 1862 году Чайковский решился круто изменить свою судьбу. Он всерьез занялся музыкальным образованием только в 22 года  - случай, прямо сказать беспримерный во всей мировой истории. Он поступает, в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию, где занимается по композиции в классе Антона Григорьевича Рубинштейна. В 1865 году Петр Ильич закончил консерваторию с серебряной медалью.

(Звучит Концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского).

Ведущий 2.  С этого времени  жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. …Когда композитор возвращался домой  московскими зимними сумерками, снег казался голубым и очень хрустким, на реке потрескивал от мороза лед, а звезды переливались холодным мерцающим  блеском. Казалось, что окружающий мир полон волшебства и радости. Так родилась симфония «Зимние грезы» (Первая симфония).

(Звучит отрывок из симфонии).

Ведущий 1. Москва устроила молодому композитору настоящую овацию. «Зимние грезы» - одна из самых поэтических, лирических произведений русской симфонической музыки. Из молодого начинающего музыканта он превратился в ведущего композитора России.

 В январе 1873 года в концерте Русского музыкального общества под управлением Николая Рубинштейна была исполнена Новая Вторая симфония композитора. Та самая, где в финале звучит народная украинская песня «Журавель», записанная в Каменке. Автора вызывали после исполнения каждой части симфонии. В конце поднесли лавровый венок и серебряный кубок.

Несколько лет спустя Владимир Васильевич Стасов (великий русский критик) напишет Чайковскому под впечатлением только что прослушанной Второй симфонии: «Вы такой крупный русский композитор, что лучшие Ваши вещи должны хранится в оригиналах в нашем народном собрании, вместе с лучшими вещами Глинки и Даргомыжского…»

(Звучит  отрывок из Второй симфонии).

Ведущий 2. Чайковский написал целую серию фортепианных пьес – «Времена года». К каждой пьесе этого своеобразного цикла были подобраны эпиграфы из стихотворений русских поэтов: Пушкина, Фета, А. Толстого, Майкова и др. Особенно хорошо выразил композитор в этом цикле настроения и чувства, которые у него вызвала весна. В пьесе « Жаворонок» (март) легкие трели как бы напоминают о песни пташки.

(Звучит «Песня жаворонка»).

Ведущий 1. В 1876 г по заказу императорских театров П.И. Чайковский создает изумительную музыку к своему первому балету «Лебединое озеро». Вся музыка проникнута искренностью и мелодичностью. В балете много замечательных танцев, среди которых самый неповторимый – «Танец маленьких лебедей».

(Звучит «Танец маленьких лебедей»).

Ведущий 2. Позже Петр Ильич, охваченный порывом вдохновения, за один месяц создает около двух третьей оперы «Евгений Онегин». Но внезапная болезнь прервала работу над оперой. Чайковский спешно покидает Москву и уезжает в Италию на лечение. Только в январе 1878 г в городе Сан-Ремо он закончил « Евгений Онегин». Здесь же в Италии он написал свою Четвертую симфонию, несколько романсов. Лучшие из них: «То было раннею весною», «Средь шумного бала», «Серенада Дон-Жуана».

(Звучит романс «Средь шумного бала»).

Ведущий 1. Лето композитор проводил на юге России, в Каменке, в семье своей сестры, которую очень любил. Он следил за музыкальным развитием своих племянниц и племянников и сочинил для них ряд фортепианных пьес «Детский альбом».

В феврале 1885 г Чайковский переезжает в Подмосковье, в начале в окрестности уездного города Клина, а мае 1892 в Клин, где прошли его последние годы жизни, где сейчас дом-музей композитора.

(Показать слайд дом-музей в Клину).

Здесь были  написаны Пятая и Шестая симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и  «Щелкунчик», романсы, и ряд фортепианных пьес.

Ведущий 2. В последние годы Чайковский обратился к новой для него области деятельности – дирижированию. Зимой 1888 года состоялась его первая концертная поездка по Европе. Он первым из русских композиторов выступил в Соединенных Штатах Америки. “В моем лице путешествует русская музыка” – говорил Петр Ильич.

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением Шестой симфонии. Через несколько дней он тяжело заболел (холера) и в ночь на 25 октября скончался.

Ведущий 1. Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но подлинно всемирной известности, любви его музыка достигла в наше время, когда она зазвучала во всех уголках земного шара. Каждые 4 года в Москве проходит Международный конкурс музыкантов. В нем принимают участие молодые талантливые пианисты, скрипачи, виолончелисты и певцы из многих стран мира. Девизом этого конкурса могли бы стать слова, начертанные на одном из венков, поднесенных Дому-музею Чайковского: “России – его сердце, миру – его гений”.

Литература.

  1. Должанский, А.Н. Симфоническая музыка Чайковского [Текст ]: избр. произведения/А.Н. Должанский.-2-е изд.-Л.:Музыка,1981.-208с.,нот.
  2. Калинина,Н.А. П.И. Чайковский[Текст ]:Повесть/Н.А. Калинина.- М.: Дет. лит., 1988.-143с.: фото ил.
  3. Кириллова, С. Петр Ильич Чайковский [Текст]/С. Кириллова//Искусство.-2009.-№8.-С.8-17.
  4. Никитин, Б.С. Чайковский [Текст ]: Старое и новое/Б.С. Никитин.-М.:Знание,1990.-224с.:ил.
  5. Черникова, Т.В. «И жизнь, и слезы, и любовь» [Текст ]: лит. - муз. композиция/Т.В. Черникова// Читаем, учимся, играем.-2000.-№2.-С.98.