Утренник «Четыре царства на земле»

(для детей младшего школьного возраста)

 

Ведущий:

Дорогие ребята! Сегодня вы собрались здесь для того, чтобы отправиться в путешествие. Нас ждут четыре царства, в которые еще никто не смог попасть одновременно. Именно поэтому путешествие наше будет волшебным. А маршрут, по которому мы будем следовать, спрятан в загадках:

На первую ступеньку

Стал парень молодой,

К 12 ступеньке    

Пришел старик седой.

                      (Год)

Один – седой,

Другой – молодой,

Третий – цветущий,

Четвертый – плакучий,

что это? 

                      (Зима, весна, лето, осень)

Ваши ответы и будут нашим маршрутом в четыре царства на земле.

 

 (Под музыку группа детей входят в зал)

 

Ведущий:

Куда же мы попали?

 

Ребенок (1):

Сияет солнце с высоты,

Природа просыпается.

В сиянье яркой красоты

Здесь живет Весна-красавица.

 

Ребенок (2):

Здесь небо стало синим-синим,

Высоким, не увидишь дна.

В своем сиянии красивом

Здесь правит нежная Весна.

 

Ребенок (3):

Весна по улице идет,

Цветочки распускаются,

А ручейки за ней бегут

И смехом заливаются.

 

Ребенок (4):

Рады мы цветам чудесным,

Рады мы тебе, Весна.

Ты послушай нашу пеню,

Пусть развеселит она.

 

(дети исполняют песню «Пролеска», муз. Н. Скворцовой, сл. В. Мирясовой)

 

Весна:        

Молодцы. Порадовали меня.

А теперь попробуйте ответить на мои вопросы.

 

  1. Какой месяц открывает весну? (Март)
  2. Какой цветок общепринято считать символом весны? (Подснежник)
  3. На крыле какой птицы прилетает весна? (Грач)

 

Вот и справились вы с заданиями. А сейчас давайте поиграем в одну, очень старинную игру.

 

Игра «Ловлю птиц на лету»

Детям на голову надевают бумажные шапочки с изображением птиц нашего края. Выбирается один ловишка-ведущий. Дети читают текст, адресованный ловишке.

Мы - птички-невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать!

Водящий догоняет птиц и старается дотронуться до них. Пойманный выбывает из игры, последний игрок получает приз.

 

Ведущий:

Благодарим тебя Весна, а нам пора в путь!

(Звучит фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Баркарола», из сборника «Времена года»)

 

Ребенок (1):

От чего так много света?

От чего нам так тепло?

Это царство –

Царство Лета!

 

Ребенок (2):

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

                           (Ф. Тютчев)

Царица:

Сегодня в нашем царстве бал!

Сегодня всех в наш чудный зал

Мы приглашаем. И для вас –

Загадки, игры, песни, пляс.

 

 

(Звучит музыка П.И. Чайковского из «Времена года»)

 

Царица:

Цветов, мы открываем бал.

Пусть будет полон этот зал!

И чтоб в догадках нам не маяться,

Мы просим вас друзья представиться

В загадке каждой есть ответ

Ты угадаешь, или нет?

Выходят дети в красочной одежде и рассказывают про выбранный ими цветок.

Звучит звонок на тонкой ножке,

Сам – в фиолетовой обложке.

                                (Колокольчик)

Белые, душистые шарики

Висят на стебельке, как фонарики.

                                     (Ландыши)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

                                     (Ромашка)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

                            (Одуванчик)

Царица:

Молодцы, все загадки отгадали!

Звучит музыка. Дети исполняют танец Цветов.     

Ребенок (3):

В этом ярком царстве – Лето

Никаких уроков нету!

Никаких заданий на дом,

Речка рядом, роща рядом

Множество игр и веселых затей –

Ты обязательно всюду поспей!

 

Ведущий:

Нас ждет еще одно царство! Теперь мы отправляемся в гости к царице Осени.

 

Ребенок (4):

Чудесные краски она припасла

Лишь только взмахнула

Невидимой кистью,

И в миг разноцветными

Стали все листья!

Осень – художник

Нам пишет пейзаж,

И всех приглашает

На свой вернисаж.

 

Царица Осень:

Я каждый год

К вам в гости прихожу,

Веселыми всегда вас нахожу.

Для вас готовлю я свои наряды.

Вы рады моему приходу?

                                      Дети (хором): Рады!

Осень:

И на радости такой,

Поиграем всей гурьбой!

Игра «Огородник»

(Дети встают в круг. Огородник, закрыв глаза, занимает место в центре и стучит ногой.)

Дети: Кто там?

Огородник: Огородник!

Дети: Зачем пришел?

Огородник: За картошкой!

(Дети водят хоровод, поют куплет на мелодию русской народной песни «Ах, вы сени».)

Ах, картошечка, ты, картошечка, -

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме – будешь сытым круглый год!

Ведущий указывает на ребенка, который должен произнести слово «картошка», а Огородник должен по голосу узнать товарища. Если он угадал «картошка» убегает, а Огородник ее догоняет. Аналогично проводится игра с «морковкой», «капустой» и т. д.

Ведущий:

Поблагодарим Осень за гостеприимство. А мы отправляемся дальше.

 

Вокруг высокие сугробы. Холодно всем. В лесах все замерло. Крепко спят деревья. Пни, коряги, прикрытые снежными шапками, кажутся притаившимися обликами лешего, Кащея Бессмертного. Животные и птицы попрятались от холода.

 

(под фонограмму пьесы П.И. Чайковского «У камелька» появляется царица Зима с братьями – зимними месяцами: Декабрь, Январь, Февраль)

 

Зима:

Приветствую вас в моем снежном царстве.

Дел у меня не мало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю дома, поля.

Я живу здесь не одна, а со своими братьями. Они сами расскажут о себе.

 

Декабрь:

Я последний месяц года и первый месяц зимы (зазимник). Обо мне говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает».

Я первым встречаю зиму. У поэта А.С. Пушкина есть обо мне замечательное стихотворение «Идет волшебница зима»

 

Ребенок (1):

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

 

Январь:

Я году начало, зиме середина. Иногда меня называют сеченем (я рассекаю зиму пополам).  Меня радуют обилие снега, замёрзшая река, притихший красивый лес.

 

Ребенок (2):     

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

Ребенок (3):

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

 

Ребенок (4):

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

                           ( Ф. И. Тютчев)

Февраль:

Я – последний месяц зимы. Я не люблю тишины. Я люблю мороз, холодный ветер. Недаром обо мне народ говорит: «У февраля два друга – метель, да вьюга».

Еще холодно (особенно по ночам), но днем уже хорошо прогревает солнышко, и тогда меня называют «бокогреем». Это обо мне стихотворение:

Свежеют с каждым днем

И молодеют сосны,

Чернеет лес,

Синеет мягче даль, -

Сдается наконец

Седым ветрам февраль,

И потемнел в лощинах

Снег наносный… 

                           ( И. Бунин)

 

Зима:

В моем царстве не только холодно и снежно, но и радостно.

 

Братья-месяцы:

Только у нас можно есть возможность поиграть в снежки, построить снежную бабу, покататься на лыжах в зимнем лесу, сходить на каток.

 

Зима:

 Не смотря на то, что царство  мое самое холодное, праздники здесь самые теплые, веселые: Новый год, Рождество, День св. Валентина.

 

Ведущий:

Наше волшебное путешествие подошло к концу. До свидания Зима и Братья-месяцы.

 

Ведущий:

Вот и побывали мы с вами в гостях в четырех царствах (у всех времен года).

Скажите, можно ли выбрать одно из них и сказать что оно, самое лучшее? (Ответы детей).

Конечно же, нет! Каждое время года по-своему прекрасно, и в этом мы лишний раз сегодня убедились.

 

 

Список использованной литературы:

 

1000 загадок, сказок, басен [Текст] / сост. М.Б. Кановская. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010. – 511 с.

 Книга загадок [Текст] / сост. В.Г. Дмитриева. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2012. – 128 с.: ил.

Науменко, Г.М. Русские народные детские игры с напевами [Текст]: сборник фольклорных материалов / сост. Г.М Науменко. – М.: Либерия, 2003. – 544 с.: ноты.

Синицина, Е. Игры для праздников [Текст]. – М.: Лист, 1999. – 176 с. – (Через игру – к совершенству).

Хрестоматия по чтению для начальной школы [Текст] / авт.-сост. Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 480 с.