Устный журнал «Сказание о земле Донской»


 

Мы, вспоминая прошлое свое,

Не войны славим, - 

Подвиги народа!

Л. Насибулина

 

Оборудование: Презентация «Край мой - гордость моя»

Чтецы: 5 чел

1 страница «Казаки – люди вольные»

 

1 чтец

Донское казачество - яркая и героическая страница в истории Российского государства.

            Мы помним времена, когда на поле славы

            Был страшен грозный лик метущихся донцов,

            Когда под шум знамен ходили наши лавы

            Вспахать ненужный холм запущенных дворцов.

            Мы берегли, как перл, одну свою свободу

            Как коршуны, бросались на врагов,

            Посмевших замутить донскую нашу воду,

            Топтать тугой камыш родимых берегов.

В начале 70-х годов XVI столетия донские казаки, жив­шие отдельными группами и городками, объединились в во­енно-политическую организацию, названную Войском Дон­ским. С 1570 года казачья донская республика вступает во взаимовыгодные отношения с московским государем Иваном IV Грозным, который признавал Дон самостоятельным госу­дарством, принимая казачьих послов со всеми почестями, подобающими посланникам иностранных государств.

В это время донские казаки принимали деятельное участие в войнах, которые вело русское государство.

2 чтец

Это была неспокойная пора для всей нашей страны, и по­явление сильного христианского войска на ее враждебных южных пределах было весьма кстати. «Во дни порабощения России, — писал литератор и общественный деятель России Ф. Ф. Вигель (1786—1856), — ее бессилия и неустройства на южных пределах ее без ее участия и ведома, сама собой вста­ла живая стена, составленная из ратников, которые удаль­ством своим долго изумляли окрестные края. То, что мудрость человеческая сделала для спасения Рима (военные погранич­ные поселения) и не спасла его, провидению угодно было то сотворить для нас — от берегов Днепра и вдоль по тихому Дону проведена была блестящая черта: она должна была, как межа, означать владения России... Казачье войско сберегло нам по­ловину Украины, помогло взять обратно другую... Его заслу­ги неисчислимы».

 

 

2 страница «За честь и славу России»

3 чтец

И в самом деле, донские казаки с момента объединения в военно-политическую организацию «Войско Донское» прини­мают активное участие в основных внешнеполитических во­енных актах русского государства и русских царей. Так, уже в 1550 году нападение ногайцев на южные рубежи Москов­ского государства отразили «вольные казаки великого князя».

Высоко оценив роль донских казаков во взятии Казани, царь Иван IV хотел одарить донцов казной, но, как отмечает историк А. И. Ригельман, «донцы ничего того не взяли, а про­сили, чтоб только пожалованы были рекою Доном до тех мест, как им надобно, что царь им и не отказал. Он им реку оную пожаловал и грамотою утвердить изволил, с крепким под­тверждением и даже заклятием о нерушимости ее «во веки веков».

Позже это важное событие в русской истории, в котором посчастливилось участвовать донским казакам, было воспето в казачьих песнях.

4 чтец

В 1598 году казачьи сотни, несшие сторожевую службу на юге Русского государства, в одном из сражений с татарами захватили пленных, от которых узнали о намерении крымско­го хана идти со своей конницей и с семитысячным отрядом султана на Русь. Сообщив об этом новооскольскому воеводе князю Солцеву, донцы помогли сорвать эту попытку хана опустошить южнорусские пределы.

Обращаясь к этой странице казачьей истории, выдающий­ся русский поэт Иван Никитин писал:

Русь помнит те былые годы,

Когда свой гибельный удар

Сын дикой степи и свободы...

Бросал ваш предок на татар.

Когда от Дона до Урала

И вдоль днепровских берегов

Внезапной молнией сверкала

Казачья сабля меж врагов.

 

5 чтец

Особой печатью в истории донского казачества отмечено вре­мя освоения могучих просторов Сибири. «В покорении Сиби­ри, — писал известный писатель Валентин Распутин, — каза­ки сыграли роль исключительную, почти сверхъестественную. Только сословие людей дерзких и отважных, не сломленных тяжелой русской государственностью, чудесным образом смогло сделать то, что удалось им».

И тут на первый план выдвигается эпохальная фигура дон­ского казака Ермака Тимофеевича — «покорителя Сибири». О его происхождении точных данных не сохранилось. Извес­тно, что он участвовал в Ливонской войне 1558—1583 годов, потом с отрядом казаков разбивал царские караваны на Вол­ге, отбивал русских пленников у татар. Против его отряда были посланы государевы войска, рассеявшие ватагу Ермака. Сам он около 1577 года получил приглашение уральских куп­цов Строгановых поступить к ним на службу для защиты их владений от вогулов и татар. Предложение было принято, и Ермак с небольшим отрядом казаков поступил на службу к Строгановым.

1 чтец

1 (11) сентября 1582 года, получив от Строгановых пушки, порох и провиант, Ермак с 850 казаками выступил в поход в Сибирь с целью расширения владений Строгановых. Поднявшись на стругах в верховья р. Чусовой, Ермак посуху «пере­волокся» на р. Туру, вторгшись во владения хана Кучума. На р. Тобол казаки разгромили татарские заслоны, ошеломив врага доселе неведомым ему огнестрельным оружием.

Вскоре на р. Иртыш произошло сражение между отрядом Ермака и десятитысячной армией татар во главе с племян­ником хана Кучума царевичем Маметкулом. Бой продолжал­ся несколько дней, татары был разбиты.

23 сентября (3 октября) 1582 года у столицы Сибирского ханства города Кашлыка произошло генеральное сражение немногочисленного отряда Ермака с многотысячной армией Кучума. В битве особо отличились сам Ермак, атаманы Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк; огромный урон тата­рам нанесли дружные залпы из казачьих пушек и ружей. В результате многочасового боя армия Кучума была разгром­лена. 26 октября (5 ноября) 1582 года Ермак с отрядом вошел в Кашлык; его власть была признана окрестными народами, согласившимися платить умеренную дань.

 

2 чтец

Весной 1583 года Ермак предпринял серию походов против татар, захватив в плен царевича Маметкула и подчинив сво­ей власти ряд татарских и остяцких селений. Понимая, что с наличными силами ему не удержаться в Сибири, Ермак отпра­вил атамана Ивана Кольцо в Москву с грамотой и подарками царю, прося Ивана Грозного принять Сибирь «под высокую государеву руку». Государь щедро наградил казаков посоль­ства Ермака, присвоив ему самому титул князя Сибирского. В далекую Сибирь на помощь казакам было послано 500 вои­нов, а для освоения присоединенных территорий — 1,5 тыс. крестьян с семьями.

15(25) августа 1585 года Ермак Тимофеевич с отрядом в пятьдесят казаков направился вверх по Иртышу в поисках каравана с продовольствием и провиантом, который должен был прийти в Каш лык из Бухары. За отрядом Ермака хан Кучум сумел установить непрерывное наблюдение, ночью на­пав на спящих на берегу Иртыша казаков и их атамана. Ер­мак сражался до последней возможности, затем бросился в лодку, стремясь выплыть на противоположный берег, но рана, полученная в бою, «тяжелый панцирь, дар царя», сыграли свою роковую роль: Ермак утонул.

 

3 чтец

...Имя Ермака является одним из популярных в истории России. Ему воздвигнуты памятники в Тобольске (1838) и Новочеркасске (1904); его именем были названы станица Ермаковская на Дону, 3-й Донской казачий полк, русский ко­рабль-ледокол (построен в 1899 г.), улицы во многих городах России. Подвиги Ермака и его дружины воспеты и увекове­чены в многочисленных стихотворениях и поэмах, картинах и скульптурах.

Золотыми буквами вписаны в военную историю России и Дона подвиги, свершенные более 350 лет назад в легендарном Азовском «осадном сидении»...

 

4 чтец

...Азов... Теперь небольшой городок в устье Дона, некогда он был сильной турецкой крепостью, вокруг которой многие столетия велась ожесточенная борьба между Россией и Бли­стательной Портой, как гордо именовали Турцию ее правители.

Изначально город был русским поселением, входившим в X—XI веках в состав Тмутараканского княжества Киевской Руси, затем был захвачен половцами, потом стал одним из городов Золотой Орды. В XIII—XV столетиях здесь распола­галась богатейшая италийская колония Тана, которую в 1471 году захватили турки, превратив город в мощную крепость.

Как любимое дитя лелеяли и берегли турецкие султаны Азовскую крепость, из года в год укрепляли ее и без того мощ­ные фортификационные сооружения. Далеко выдвинутая на север Османской империй, крепость позволяла держать в узде крымских и ногайских татар и обеспечивала становление вла­сти султана над степными просторами Нижнего Дона и Север­ного Кавказа. Большое место отводилось Азову в стратегических планах турок по захвату земель по Дону, Волге, Кав­казу, в намерении восстановить под своей властью Казанское и Астраханское ханства, сокрушенные русскими при Иване Грозном.

 

5 чтец

Острой занозой сидел Азов в казачьем сердце. Из этого раз­бойничьего гнезда на землю донскую постоянно осуществля­лись грабительские набеги, и лилась в многочисленных бит­вах казачья кровь, полыхали в пламени всепожирающих пожаров казачьи городки. И сотни связанных пленников с донской земли печально тянулись к Азову, а оттуда поступа­ли на невольничьи рынки обширной Османской империи.

Азов мешал казакам нормально жить и развиваться, надо было выдернуть эту занозу из сердца земли донской. Казаки несколько раз подступали к Азову, несколько раз штурмова­ли его неприступные стены и башни, всякий раз откатываясь с потерями назад. Однако намерение покончить с Азовом у донцов было твердым: они ждали только удобного случая. И он наступил.

 

1 чтец

9 апреля 1637 года на Монастырском острове собрался Войско­вой круг, на котором было принято решение о захвате Азова. Каза­ки зарубили турецкого посла, направлявшегося в то время через их земли в Москву, и 21 апреля начали военные действия вокруг кре­пости. Донцов поддержали запорожцы. Казаки приступили к пла­номерной осаде, прорыли подкоп и 18 июня взорвали стены крепости. Турецкий гарнизон был уничтожен. Казаки перенесли в Азов свою столицу. В городе собралось 10 тысяч донцев и много запо­рожцев. Царское правительство поспешило заявить турецкому сул­тану о самовольном захвате города казаками, указывая при этом на самостоятельность донской республики.

 

2 чтец

Военные действия в Европе помешали туркам бросить все силы на отвоевание Азова. Только в июне 1641 года 200 тысячная турец­кая армия подошла к Азову. За четыре года, прошедшие с момента захвата крепости, казаки восстановили ее укрепления и, более того, значительно их усилили. Однако туркам противостояло около 6 тысяч казаков. Турки предприняли пять штурмов крепости, со­провождавшиеся бешеной артиллерийской подготовкой. Турки по­строили вал, превосходивший валы Азова, и с него вели стрельбу. Одновременно турки прорыли 17 подкопов под крепость. Казаки прорыли свои контрподкопы и взорвали турецкие подкопы. Они постоянно тревожили турок своими вылазками. Казаки потеряли половину своего гарнизона и 25 сентября 1641 года пошли на про­рыв. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что про­тивник оставил свой лагерь.

 

3 чтец

После страшной битвы казаки понимали, что не смогут удержать Азов своими силами. Они предло­жили московскому правительству принять Азов в русское поддан­ство. В 1642 году в Москве был со­бран Земский собор для решения вопроса о судьбе Азова. Россия была очень сильно ослаблена пос­ле Смуты и не могла в то время Ворота Азовской крепости выдержать тяготы новой большой войны. Вхождение Азова в со­став России неминуемо означало большую войну с Турцией. По­этому Москва решила Азов не занимать и предложила казакам ос­тавить город. Казаки покинули Азов в конце мая 1642 года.

«Азовское сидение» показало, что казаки превратились в гроз­ную военную силу. В то же время оно ясно показало, что бывшие разбойники и беглецы всех мастей сплотились в этнос, способный решать самые сложные задачи и отстаивать свое существование в борьбе с самыми могущественными врагами.

 

4 чтец

Весь XVII век казаки активно воевали с Турцией, крымскими татарами и ногайцами. После захвата Азова турки значительно ук­репили крепость и построили новые укрепления на Дону, мешав­шие казакам совершать морские походы. Однако казаки нашли способ обходить турецкие укрепления в низовьях Дона и нападать на коренные турецкие земли и Крым.

Так что до начала XVIII века казаки считали себя полностью независимыми от России и московских государей. Сами цари также не считали их своими подданными: они только хотели иметь в степях надежные "глаза и уши". Казаки не считали себя русскими людьми. В XVIII веке генерал А.И. Ригельман пишет, что донцы мнят свое происхождение от черкесов "и для того не почитают себя, чтоб они подлинно были из русских людей или чьи бывшие подданные". До 1721 года сношения с донскими казаками велись посредством Посольского Приказа, который ведал отношениями с иностранными государствами.

 

5чтец

Резкое изменение такого положения произошло при Петре Первом. Император не хотел примириться с повальным бегством крестьян из России на Дон. Он считал беглецов своими подданными. Между тем сюда бежали многие старообрядцы, и казаки видели в них братьев если не по крови, то по вере. Возникли разногласия, которые вылились в 1707 году в вооруженное столкновение. Казаков возглавил донской атаман Кондратий Федорович Булавин.

Однако после ряда неудач Булавин был предан сторонниками подчинения Москве и застрелился, а его сподвижник Игнат Некрасов с несколькими тысячами казаков скрылся в Турции. После этого войска Петра устроили кровавую резню. Казаки гибли на виселицах и на плахах, огнем и мечом было уничтожено 48 городков и поселков с большинством населения. Русские люди и казаки - новоприходцы были возвращены под господское ярмо, на Дону остались только старожилы.

 

1 чтец

С 1709 года и вплоть до революции 1917 г. положение казаков в Российской империи оставалось примерно одинаковым. Земли донских казаков получили статус колонии с некоторыми признаками автономного управления. Древний донской герб "Елень пронзен стрелою" Петром был отменен, а вместо этого как бы в насмешку введен новый - "голый казак верхом на бочке и с шашкой".

В феврале 1775 года на Дону учреждается гражданское правительство, донские старшины получают права русского дворянства, начинается социальное расслоение казаков.

Павел I ввел новый способ поощрения верных ему казаков - жалованное дворянство. Уже давно российские цари жаловали своим приближенным земли в Области Войска Донского. А в 1790 году вступил в силу указ о прикреплении к земле крестьян Екатеринославской, Воронежской, Таврической губерний, Кавказской и Донской областей. Так на Дону появились помещики.

 

2 чтец

Когда в Европе начал действовать Наполеон, русский царь заключил с ним союз. Россия Должна была нанести удар по английским колониям в Индии. Эта задача была возложена на казаков. Восточный или, как его называли, оренбургский поход возглавил освобожденный для этой цели из темницы Платов. Дороги в Индию казаки не знали, шли наугад. В пути люди и лошади голодали. Отряд успел дойти до реки Иргиз (Казахстан), когда их настигла весть о кончине Павла I и восшествии на престол Александра I, а также рескрипт о возвращении казаков на Дон.

Александр I утвердил предложенный атаманом Платовым проект о строительстве новой столицы Донского казачества Новочеркасска. Развернулось строительство нового города, прервавшееся во время войны 1812 года.

 

3 чтец

В состав Армии, выставленной против Наполеона, входили иррегулярные войска, в том числе 40 донских казачьих полков и две конно-артиллерийские роты. В первой западной армии казачьи войска были сведены в отдельный казачий корпус, которым командовал генерал-майор Карпов. Всеми иррегулярными войсками командовал Платов. Он же командовал отдельным казачьим корпусом 1-й Западной армии.

Когда российской армии удалось объединиться, был назначен день генерального сражения - Бородинской битвы.

Поражение под Бородино разрушило планы Наполеона разгромить русскую армию. Немалая заслуга в этом принадлежит донским казакам. За отличие в сражениях 24 и 26 августа было награждено 167 казаков.

 

4 чтец

В период контрнаступления и изгнания врага из России донские полки шли в авангарде русской армии. Донские казаки активно принимали участие и в партизанской войне, действуя в отрядах Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера и многих других. После изгнания французов за пределы России корпус донских казаков под командованием М.И. Платова участвовал в освобождении Западной Европы.

 

 

3 страница «День памяти войсковой казачьей славы»

5 чтец

18 октября - День памяти войсковой казачьей славы отмечается по решению правления казачьего объединения "Всевеликое Войско Донское" с 2000г.

Традиционно отмечался до 1920г. донскими и кубанскими казаками, как день почитания предков, павших в битвах за Отечество.

История этого праздника такова. В Отечественной войне 1812г. казаки принимали самое непосредственное участие, в частности, 1-ый сборный полк Черноморского казачьего войска. Его части - черноморская гвардейская сотня, 9-ый пеший полк били французов от Москвы до Парижа. Подвиги казаков в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность. В память битвы под Лейпцигом 4 (18 по нов. ст.) октября 1813 г. Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни.

 

 

 

1 чтец

Победа над Наполеоном очень повысила авторитет России в мире, способствовала политическим успехам государства. Осознавая значение казачества для обеспечения боеспособности страны, Александр I давал Донскому войску и отдельным его членам новые привилегии и награды. В частности император принимал меры по сокращению владений помещиков на Дону и расширению казачьих наделов.

Не облагаемое налогом владение большими участками плодородных земель, право беспошлинной торговли, близость к Черноморским и Азовским портам, доступность крупных речных транспортных магистралей - Волги и Дона способствовало обогащению казаков и экономическому развитию края. Однако условия для развития промышленности в первой половине XIX века отсутствовали.

 

2 чтец

После реформы 1861 года на Дону начала бурно развиваться промышленность. Основными отраслями были обработка продуктов сельского хозяйства и угледобыча.

Несмотря ни на что, донские казаки продолжали  подчеркивать  свою исключительность, жили замкнутыми обществами, избегая даже смешанных браков.
Русских  и  представителей  других  наций  и национальностей  здесь  считали чужаками, "иногородними".  После отречения царя в  феврале 1917 года на Дону после   двухвекового   перерыва   собрался    Войсковой   Круг.   Избирается правительство  во главе  с  атаманом А.М.  Калединым. Казаки требуют,  чтобы новой русское  правительство считалось  с  их  правом  самим избирать  форму взаимоотношений с Россией.
Временное  правительство  потребовало отдать атамана под  суд, и  готово было бросить на Дон крупные  военные силы. В этих  условиях  20 октября 1917 года Войсковой Круг постановил считать Донскую Землю независимой республикой вплоть до образования в России приемлемого для казаков порядка.
 
3 чтец
С приходом власти большевиков казаки поначалу соблюдали нейтралитет: их привлекала   перспектива   обещанного   окончания   войны.   Казачьи   полки возвращались  домой,  к  семьям,  и  эта  радость  гасила   всякие  мысли  о сопротивлении красным комиссарам. В  результате красные войска  сравнительно легко  заняли Дон,  16  апреля  провозгласили образование Донской  Советской Республики,  одновременно  насаждая  свои  порядки  в  станицах и  уничтожая физически всех, кто был с ними не согласен.
     Очень   скоро,  однако,   казаки   опомнились;   на  севере  Дона  было организовано мощное  сопротивление.  6 мая 1918 года красные были  выбиты из Новочеркасска   (столицы  донского  казачества),   принят   проект   Донской Конституции и провозглашена независимость Дона.
 
4 чтец
Однако  раскол  в  казачьем  движении  произошел тогда,  когда  донское казачество  оказалось  вовлечено  в  круг  политических  интересов  русского "белого движения". Казачьи массы  не  захотели брать на себя роль спасителей России, как  этого требовал генерал Деникин. Казаки хотели сражаться   только за свою независимость. В январе 1920 года на Верховном Круге  Дона,  Кубани и Терека в  Екатеринодаре была подписана декларация  объединения трех казачьих республик  в одно  независимое  федеративное  государство. Однако  эти  ярко выраженные   сепаратистские,  местнические  тенденции,  нежелание  выступать единым  фронтом  с   другими  антибольшевистскими  силами  привели  к  краху казачьего   сопротивления.  После  его  разгрома  казачество   как  сословие большевиками было полностью  упразднено. Запрещены  всякие казачьи атрибуты, полностью искажена  история  казачества: теперь  казаками  объявили  русских крестьян, бежавших  на Дон с  начала  XVI  века.  Таким образом, ни  о какой самобытности и "автономности" казачества не могло быть и речи.
 
5 чтец
Некоторое изменение в отношении к казачеству начинает  происходить к концу 30-х годов.  20 апреля 1936 года  публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении  казачества   вплоть  до  казачьей  формы  и  атрибутов.  Это происходило  в  русле   сталинской  политики  укрепления  государственности, возрождения    исторических   русских   традиций    и   уничтожения   старой "интернациональной" гвардии большевиков-разрушителей. Укрепляя любыми (в том числе   варварскими)  способами  страну,  Сталин  пытался   вернуть   России национальные ориентиры (в том числе и перед лицом набиравшего силы фашизма).
Однако все же "восстановление" казачества имело зачастую декоративный и декларативный  характер,  ограничиваясь этнографией  -  костюмами,  танцами, песнями и проч. То  есть  внешними проявлениями.  Однако даже это со стороны старой большевистской гвардии вызывало активное неприятие (как и возвращение атрибутов старой царской армии - сначала званий, а позже - погон).
 
1 чтец
Несмотря на усилия Сталина по смягчению отношения к казакам,  многие из них приняли активное  участие  в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на  стороне гитлеровского фашизма.  На  стороне  Гитлера сражалось 94 тысячи казаков,  из них  40  тысяч  донских. В  подавляющем  большинстве  это  были "советские"  казаки;  казаки-эмигранты  чаще  всего  оказывались  патриотами России и не шли на сговор с  германцами. Сражались донские казаки на стороне германских войск и в битве за Ростов в 1943 году.
Кроме того, целые казачьи дивизии  входили в состав войск  СС. При этом "германские казачки" сражались чаще  всего упорнее, чем  сами немцы. Казачьи части,  сражавшиеся на  стороне Гитлера,  были разоружены только 27 мая 1945 года - через 18 дней после официального окончания войны.
По секретному договору со Сталиным все казаки и их семьи, захваченные в расположении  союзников,  были  депортированы  в  Россию.  Передача мятежных казаков  была произведена в  австрийском городке Лиенц. Многие  казаки  были позже расстреляны, остальных ждал ГУЛАГ...
 
2 чтец
До  1996  года реальных позитивных перемен  в  судьбе  казачества  не происходило.  В 1996-м году движение за возрождение казачества, начавшееся с так  называемой  "перестройкой"  1985  года, достигает своего апогея. С  ним вынуждены считаться  официальные  власти.  17  июня 1997  года Указом  Президента России зарегистрирован Устав Всевеликого Войска Донского.
 
 
 

4 страница «Традиции»

 

3 чтец

Один из главных праздников донских казаков Покрова Пресвятой Богородицы. Отмечается 14 октября. В этот день во всех храмах проходит праздничная литургия и крестный ход; а в столице донского казачества Новочеркасске проводится парад Всевеликого войска Донского. 

            Из истории Праздника:      Донские казаки твердо верят, что им тоже помогла Пресвятая Богородица. В 1742 году семитысячный казачий отряд оборонял город-крепость Азов от 300-тысячной турецкой армии. Осада продолжалась целое лето. И 14 октября по новому стилю казаки, понимая, что им уже ничто не может помочь, переоделись во все чистое, помолились Богу, открыли ворота и вышли на последний бой. И были поражены, увидев, что турок нет. Оказалось, что в этот день они всем лагерем снялись и ушли. Позже пленные турки рассказывали, что им было виденье, как будто в город Азов пришел большой отряд казаков. Так с тех пор Покрова считаются особенно почитаемым праздником среди казачества.     

 

5 страница «Обычаи донских казаков»

4 чтец

Перед Вами картинки с изображением казачек. Где изображена замужняя казачка? Почему донские казачки должны были покрывать головы? Покрытие женской головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой Повойник — головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. 

 

5 чтец

Чем брились казаки чаще всего в походных условиях? (Шашкой)

На какую сторону носили чуб казаки?  Казачий чуб — такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка как раз и прикрывала его отсутствие, а чуб — часть выбритой наполовину головы, как брили каторжных. Но эта версия оттуда, из легенды о «беглом» происхождении казачества. Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит — там порядок, а слева черт крутит — вот казак и выходит!

1 чтец

 Что являлось гордостью казака? Усы. Восходит это к арийцам, у которых усы носили «кшатрии» — воины, и они символизировали крылья – как знак свободы.

 

2 чтец

           Что такое лампас?  У казаков лампас приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Лампас – это символ освобождения от всех видов государственных платежей и символ казачьей независимости.  О происхождении лампаса на Дону в шутку рассказывали, что царица Екатерина II   прислала Казакам много синего сукна и мало красного. Когда поделили всем поровну, то оказалось, что красного каждому хватило только на лампасы. Но в основе лампаса  лежит обычай  первобытных степных кочевников покрывать несовершенный внешний шов дополнительной полоской цветной кожи, иногда украшенной каким либо затейливым узором.

 

       3 чтец

           Что такое кушак?  это вязанный широкий шерстяной пояс, но были и шелковые пояса. Пояс – это честь воина, пояс снимали при аресте за трусость, предательство. Казак всегда носил пояс. Только старики могли ходить по дому без пояса и работать в поле без него.

 

      4 чтец

           Что означала серьга в ухе казака?  Серьги означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Нельзя сказать, что наличие серьги освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали.

 

      5 чтец

           Что означали  два золотых кольца на левой руке казачки? Вдова, так как второе кольцо — это кольцо умершего мужа. Что же касается колец, то мужчины их не носили совсем. Только женщины. Кольца на девичьих и женских руках имели свое значение.
            Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, на правой — просватана. Кольцо с бирюзой означало, что возлюбленный девушки служит. Бирюза — камень тоски. Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведена.

 

     1 чтец

            Были у казаков  и другие обычаи. Когда в мирное время умирал последний казак в роду, его шашку ломали и клали с ним в гроб. За гробом умершего казака до самого кладбища вели коня под седлом.
            Головные уборы – это особая часть любого народного костюма, а у казаков головные уборы овеяны легендами и  преданиями. У мужчин – казаков существовал обычай приносить головной убор после военных походов в жертву и благодарность батюшке тихому Дону за возвращение из военного похода живым, поэтому казаки бросали в Дон и кивера, и папахи, и фуражки, ведь Дон всегда был живым для донцов.

 

     2 чтец

Для казака фуражка – символ,
Его вторая голова.
Фуражку оземь если кинул,
То в споре верные слова.

Фуражку сбил казак с другого –
На поединок тем зовёт.
Решенья, стало быть, иного
Никак он в споре не найдёт.

Фуражкой сватали невесту,
Нужна фуражка на кругу.
Почётное фуражке место
Казачки в хате берегут...

А если смерть настигнет друга
В чужой далёкой стороне,
Его фуражечку-подругу
Везут домой к родной жене.

Внесут её на двор родимый,
С поклоном в хату занесут
И в красный угол сиротливо,
Перекрестившись, уберут.

Жена застынет у порога,
Запричитает в углу мать:
Оборвалась судьбы дорога,
Хозяина не нужно ждать...

Фуражка сквозь века шагает,
Она до наших дней дошла.
В фуражках верных щеголяют
От стариков до мал-мала.

 

Литература:

  • Богатый колодезь: Историко-краеведческий альманах. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во.- 1991.
  •  Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане: Учебное пособие   для  учащихся. – Ростов: Кн. изд-во.- 1984г.

 

  • Суичмезов А.М. Родная Донщина. – Ростов: Кн. изд-во.- 1977. 
  • Астапенко М. П. «История донского казачества». Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом».- 1999.
  • Коркищенко А. А. «Внуки красного атамана». Повесть. Ростов-на-Дону. Кн. изд-во.- 1984.
  • Петров-Бирюк Д. И. «Степные рыцари». Повесть. Ростов-на-Дону. Кн. изд-во.- 1983.
  • Петров-Бирюк Д. И. «Сказание о казаках». Роман. Книга вторая. «Ледяной поход». Ростов-на-Дону. Кн. изд-во.- 1989.

 

 

 


Threesome