Сценарий

Литературно-музыкального вечера

«Поэты-современники А.С. Пушкина»

 

На сцене выставка «Поэты пушкинской поры», посвященная творчеству поэтов-современников Пушкина, рояль, пюпитры, портреты поэтов - А. Пушкина, А. Дельвига, Е. Баратынского, Д. Давыдова. Звучит классическая музыка в инструментальной обработке. Гости и приглашенные на вечер занимают свои места.

Вечер открывает «Романс» Г. Свиридова к драме Пушкина «Метель». Исполняет трио «Элегия»(флейта, скрипка, рояль)

На сцену выходит чтец. И. Прокопенко читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Ведущая:

Добрый день, дорогие друзья!

Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но и символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан – Шекспир, для немцев – Гёте, для русских – конечно же, Пушкин. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы, но давайте будем справедливы - он шёл не один. Рядом были друзья, единомышленники, а порою и «соперники по славе». Наверняка многих удивит эта цифра - около трехсот поэтов творили в период, называемый «пушкинской порой». Давайте же совершим мысленное путешествие в пушкинское время и перелистаем страницы биографий его собратьев по перу.

 

/М.Глинка «В крови горит огонь желанья». Исполняет Ирина Осипенко, концертмейстер Оксана Балахонова/

 

Ведущая:

Самобытный поэт, один из близких друзей Пушкина, легендарный герой Отечественной войны 1812 года, Денис Давыдов вошел в литературу стремительно и ошеломляюще.

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.

С веселых струн во дни покоя

Походную сдувая пыль,

Ты славил, лиру перестроя,

Любовь и мирную бутыль...

Красноречивый забияка,

Повеса, пламенный поэт...

Так воспринимал молодой Пушкин «гусарскую» лирику Давыдова, яркую и эмоциональную, навеянную патриотическим пафосом Отечественной войны 1812 года, одним из героев которой он был.

А сам Д.Давыдов так писал о себе: 
Я каюсь! я гусар давно, всегда гусар,
И с проседью усов - все раб младой привычки:
Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки.
От юности моей враг чопорных утех,-
Мне душно на пирах без воли и распашки.
Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,
И дым столбом от трубочной затяжки!
               Гусарская исповедь, 1832
 

Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии. Он храбро сражался в 1806-1807 с французами в Пруссии, в 1809 - со шведами в Финляндии, в 1809-1810 с турками в Молдавии и на Балканах, в 1812-1814 громил французов в России и гнал их до самого Парижа.

Имя Давыдова как «поэта-партизана» овеяло громкой романтической славой. Рассказы о смелости и доблести Дениса Васильевича передавали из уст в уста, его изображения можно было встретить как в простых деревенских избах, так и в светских салонах. В 1823 году Давыдов ушел в отставку, но в 1826 году вернулся на службу. Участвовал в русско-персидской войне 1826-1828 годов. Командовал отрядом при подавлении Польского восстания 1830-1831 году и лишь затем окончательно «распоясался и повесил шапку свою на стену», выйдя в отставку в звании генерал-лейтенанта.

Насколько удачно у Давыдова складывалась военная карьера, ровно настолько же не везло ему в любви. Но после череды громких неудач Давыдов счастливо женился на миловидной, образованной и порядочной Софье Чирковой. Давыдов отошел от военных дел, занимался охотой и воспитанием детей. Но тут «грянула» новая любовь. 50-летиий поэт влюбился в 22-летнюю племянницу своего сослуживца Евгению Золотареву. Бурный роман длился 3 года и, увы, завершился не самым лучшим образом. Но за это время Д.Давыдов написал множество пылких стихотворений, в том числе прелестное:

Я вас люблю так, как любить вас должно:
Наперекор судьбы и сплетней городских,
Наперекор, быть может, вас самих,
Томящих жизнь мою жестоко и безбожно.
Я вас люблю,- не оттого, что вы
Прекрасней всех, что стан ваш негой дышит,
Уста роскошствуют и взор Востоком пышет,
Что вы - поэзия от ног до головы!
Я вас люблю без страха, опасенья
Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы,-
Я мог бы вас любить глухим, лишенным зренья...
Я вас люблю затем, что это - вы!
мной и убираться к черту!

                   1834

 

Личное знакомство Д.Давыдова и А.С.Пушкина началось еще со времен «Арзамаса», членами которого они состояли. В 1820-е годы Давыдов жил в Москве, и Пушкин в свои приезды сюда встречался с ним (1829, 1831). Об одной из встреч поэт-партизан писал П.А.Вяземскому в начале 1830 года: «Пушкин хвалил стихи мои, сказал, что в молодости своей от стихов моих стал писать свои круче и приноравливаться к оборотам моим». Накануне свадьбы Пушкина, на мальчишнике его, среди самых близких друзей поэта был и Денис Давыдов.

Первую половину 1830-х годов Давыдов жил с семьей в своем симбирском имении и в обширной переписке с Вяземским и другими современниками неизменно интересовался Пушкиным. Январь 1836 года Давыдов провел в Петербурге и почти ежедневно встречался с Пушкиным и их общими друзьями. В одну из таких встреч поэт подарил другу «Историю Пугачева», сопроводив ее обращением к нему:

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне...

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

«Это для меня диплом на бессмертие», - сказал растроганный Давыдов. В это же время Пушкин привлек Давыдова к участию в «Современнике» и опубликовал в нем шесть его стихотворений и две статьи о партизанской войне и занятии Дрездена в 1813 году. Трагическая смерть Пушкина поразила Давыдова, и в письме к Вяземскому он писал: «Какое ужасное происшествие! Какая потеря для всей России!.. А Булгарины и Сенковские живы и будут живы, потому что пощечины и палочные удары не убивают до смерти».

Сам Денис Давыдов скоропостижно скончался 22 апреля 1839 года в своем имении Верхняя Маза. Ему было всего 55 лет. Позже прах выдающегося поэта и патриота был отправлен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.

 

/Г.Свиридов «Марш»  из музыки к драме А.С.Пушкина «Метель». Исполняет трио «Элегия»/

 

Ведущая:

Один из самых интересных поэтов пушкинского круга - Антон Антонович Дельвиг, чья недолгая жизнь была полностью посвящена литературному творчеству.

Он родился 6 августа 1798 года в Москве. Дельвиги принадлежали к старинному дворянскому роду обрусевших прибалтийских баронов. Но, кроме дворянского титула у семьи Дельвига почти ничего не было – их род обеднел, а жалования отца, служившего помощником коменданта Московского кремля, с трудом хватало на содержание семьи.

В октябре 1811 года родители отдали Антона на обучение в только что открывшийся Царскосельский лицей. Там А.Дельвиг попал в один класс с Пушкиным и Кюхельбекером. За шесть лет обучения они по-настоящему подружились и поддерживали теплые отношения на протяжении всей жизни.

Четырнадцатилетний Антон был немного полноват, неуклюж и неповоротлив, всегда с румянцем на щеках. Учился весьма плохо, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными. Из-за этого в лицее за Дельвигом закрепилась репутация увальня и лентяя, которую он не спешил опровергать, порой даже намеренно поддерживал сложившийся «имидж». Товарищи часто подшучивали над ним, писали дружеские эпиграммы.

По окончании лицея Дельвиг поступил на службу в Департамент горных и солярных дел. После этого недолго работал в канцелярии Министерства финансов. Впрочем, на службе он не проявлял особого усердия, поручения выполнял неторопливо и не всегда верно, чем часто вызывал недовольство со стороны начальства.

В 1820 году А.А.Дельвиг поступил «по найму» в Публичную библиотеку Петербурга, а с 1821 по 1825 годы работал там помощником библиотекаря И.А.Крылова. Но и здесь Дельвиг больше читал книги, чем заносил их в картотеки.

После этого поэт работал еще в нескольких ведомствах, его последнее место службы – Министерство внутренних дел.

Еще в 1819 году Дельвиг вместе с Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским организовали сообщество – «Союз поэтов», – который, впрочем, больше был дружеским объединением, чем профессиональной литературной организацией. Но уже тогда проявлялась удивительная черта Дельвига: если в учебе и службе, он был «ленивым баловнем», то во всем, что так или иначе касалось литературы и поэзии, он проявлял невероятное рвение и целеустремленность.

Так, в 1825 году он начал издавать альманах «Северные цветы». Обладая редким даром распознавать зарождающийся талант и незаурядными организаторскими способностями, он привлек для участия в альманахе многих московских и петербургских авторов. Еще один альманах, выпущенный поэтом, – «Подснежник».

Но главное дело Дельвига – «Литературная газета». Поэт начал издавать ее вместе с Пушкиным и Вяземским в начале 1830 года. На страницах «Литературной газеты» он активно проявил себя как критик, выступающий против «коммерческой» литературы, а также против малообразованного, недумающего читателя. Он публиковал произведения «полузапрещенного» Пушкина и совсем «неугодного» Кюхельбекера. Издание вызвало общественный резонанс, но из-за проблем с цензурой просуществовало недолго – в июне 1831 года газету закрыли.

В 1825 году А.А.Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Она была умна, приветлива, хорошо разбиралась в литературе. У Дельвигов собирались литераторы, музыканты, издатели. Постепенно их дом превратился в модный литературно-музыкальный салон.

К сожалению, согласие скоро покинуло чету Дельвигов. Одновременно с этим, в 1830 году, у А.А.Дельвига обострились отношения с Ф.Булгариным, с которым они давно находились в неприятельских отношениях, на поэта обрушились критики, обвиняя его в том, что половину стихов за него написал Пушкин, а вторую половину – Е.А.Боратынский.

Проблемы в литературно-издательской деятельности, а также семейные неурядицы сильно изматывали поэта. Он часто болел.

В ноябре 1830 года А.А.Дельвиг был вызван на допрос к начальнику III отделения графу А.Х.Бенкендорфу, который обвинил поэта в неподчинении властям и пригрозил ссылкой в Сибирь.

После этого А.А.Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. Больше месяца он пролежал в постели. А 14 января 1831 года умер. В память о нем А.С.Пушкин в 1831 году издал еще один том альманаха «Северные цветы».

Творческое наследие А.Дельвига невелико, несмотря на то, что он  стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. И говорил о себе:

В судьбу я верю с юных лет.
Ее внушениям покорный,
Не выбрал я стези придворной,
Не полюбил я эполет
(Наряда юности задорной),
Но увлечен был мыслью вздорной,
Мне объявившей: ты поэт.

                   В альбом А. Н. Вульф, 1826

Дельвиг известен нам как поэт по преимуществу лирический - из-под его пера выходили романсы, элегии, антологические стихи, он одним из первых в 19 веке обращается к форме сонета. Но основные его жанры - идиллия и «русская песня». Среди русских поэтов Дельвиг был одним из лучших знатоков народной лирической песни.

Конечно, может показаться, что стихи его — где-то дилетантские, где-то робкие, тяжелограненые, местами наивные и, в целом, похожие на творчество большого ребенка. Но именно этот милый дилетантизм придает поэзии Дельвига такое странное, неповторимое очарование, что резко выделяет его среди и более именитых поэтов — нет, он не лучше, он другой.

 

/Романс на стихи А. Дельвига «Когда душа стремилась ты» Исполняет Ирина Осипенко, концертмейстер Оксана Балахонова/

 

Ведущая:

Говоря о поэтах пушкинской поры, конечно же, нельзя умолчать о первой русской поэтессе.

Каролина Карловна Павлова, урожденная Яниш, родилась в 1807 году и получила блестящее домашнее образование. Девушка в совершенстве владела, кроме немецкого и русского, французским, английским, итальянским, испанским, латинским и древнегреческим языками. И первые оригинальные стихи Каролины Яниш были написаны именно на иностранных - на немецком и французском - языках. А в 1833 году в Германии вышла первая поэтическая книга Каролины Яниш «Северное сияние».

В 1836 году поэтесса вышла замуж. Гостеприимный дом Павловых в конце 30-х – начале 40-х годов считался самым известным в Москве. Тут появлялись Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Шевырев, Гоголь, Лермонтов, Баратынский, Фет, Полонский. Каролине Павловой посвящали стихи Баратынский, Вяземский, Языков, Мицкевич; она начала печататься в русских журналах.

Счастливой семьи, однако, не получилось. Но Каролина не ушла в свои женские переживания – современники запомнили ее энергичной, волевой светской дамой, хозяйкой литературного салона, публиковавшейся в «Москвитянине», «Отечественных записках», «Современнике», «Русском вестнике». В 1839 году в Париже был опубликован новый сборник стихов и переводов Павловой – «Прелюдии».

В 1848 году вышел в свет роман Павловой «Двойная жизнь», написанный стихами и прозой. В это же время появилась ее поэма «Разговор в Трианоне», которую сама поэтесса считала лучшим своим произведением

В начале 50-х годов безудержная карточная игра Павлова поставила семью на грань разорения, супруги со скандалом разошлись. Каролина Карловна с матерью и сыном уехала в Дерпт, затем в Петербург и за границу.

Живя в Дрездене, а позднее в местечке Хлостервиц около Дрездена, Павлова по-прежнему много работала, переводила стихи русских поэтов на немецкий и французский языки.

Скончалась поэтесса в 1893 году, на 86-м году жизни, в страшной нужде. Хоронили ее на счет местной общины, распродав для покрытия расходов скудное имущество покойной и два больших сундука с письмами и рукописями. Где-то в бумагах были и эти строки:

Ты, уцелевший в сердце нищем,
Привет тебе, мой грустный стих!
Мой светлый луч над пепелищем
Блаженств и радостей моих!
Одно, чего и святотатство
Коснуться в храме не могло:
Моя напасть! мое богатство!
Мое святое ремесло!

                   1854.

 

Строго говоря, именно переводы Каролины Павловой Пушкина на немецкий язык читаются наиболее удачными. Надо сказать, имя Пушкина рано сделалось известным европейскому читателю: еще в 1823 г. вышли две антологии русской поэзии К. фон дер Борга на немецком языке и Дюпре де Сен-Мора в Париже на французском. Обе антологии давали лестные оценки таланту молодого поэта и знакомили читателей с отрывками из «Руслана и Людмилы». Однако прижизненные переводы были немногочисленны и не отличались высоким качеством. Собственно, в предисловиях многих изданий сборников переводов А.С.Пушкина повторяется одна и та же мысль о непереводимости пушкинских стихов - пропадает волшебство, уникальная интонация, поэтичность простоты речи. И тем ценнее те попытки, которые предпринимаются, в том числе, и отечественными переводчиками, для популяризации пушкинского наследия  за рубежом.

 

/Чтение А.С.Пушкина в переводе. Чтец-Игорь Прокопенко//

 

Ведущая;

Сегодня мы не только отдаем дань признательной любви великому русскому поэту, но и отмечаем Международный день родного языка, традиционно празднуемый 21 февраля.

Наверное, излишне говорить о той роли, которую сыграл Александр Сергеевич в развитии родного языка. Кроме того, Пушкин блистательно владел французским языком, практически самоучкой овладел английским, знал: польский, чешский, турецкий, итальянский (Данте читал в подлиннике!), древнеславянский (на нём он читал Библию). В библиотеке Пушкина были собраны книги на 14 языках. Александр Сергеевич, шутя, называл себя «министром иностранных дел» на Парнасе русской литературы.

У нас есть уникальная возможность послушать поэзию пушкинских времен, звучащую на иностранных языках.

 

Конкурс чтецов. Слово Т.Г. Коноплевой-председателю Клуба Интернациональной дружбы Новочеркасска. Студенты читают стихи А.Мицкевича, А. Пушкина на английском и немецком языках.

 

Ведущая:

Крупнейшим лириком, вступившим в литературу почти одновременно с Пушкиным, был Евге?ний Абра?мович Баратынский.

Он родился 19 февраля 1800 года в Тамбовской губернии, в дворянской семье. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по-итальянски. Позже продолжил обучение в Петербурге сначала в частном пансионе, а затем в Пажеском корпусе. Он долго не мог привыкнуть к петербургской жизни. В корпусе у него не было товарищей, которые бы любили литературу. Сам он много читал, рано начал писать стихи. Попав под дурное влияние, Баратынский в 1816г. совершил тяжкий проступок – принял участие в краже. Дело дошло до царя. За «негодное поведение» Баратынский был исключён из корпуса без права поступления на какую-либо службу, кроме как рядовым в армию. Это была катастрофа. Три года Баратынский провёл без дела, живя надеждой на прощение. И только в 1818г. он вступил в военную службу рядовым.

В это время судьба свела Баратынского с Дельвигом, который поддержал его, познакомил с Пушкиным, ввёл в писательские кружки. Баратынский был очень признателен Дельвигу за это.

Скоро стихи Баратынского появляются в печати. Через два года он был произведён в унтер-офицеры и продолжил службу в Финляндии. Годы, проведённые в Финляндии, были для Баратынского творчески весьма плодотворными. Писательская известность его росла. Восторгаясь стихами Баратынского, Пушкин писал: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Гармония его стихов должна поразить каждого». Стихи Баратынского очень мелодичны. Читаешь их – как будто музыку слушаешь.

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

В 1825г. Баратынский вышел в отставку и поселился в Москве. Здесь он женился на дочери генерал-майора Энгельгардта Анастасии Львовне. Ей он посвятил стихи, полные чувства любви и нежности.

Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует мое воображенье:
И в шуме дня, и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье!
Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой,-
Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье.

                   1822 

Осенью 1843г. Баратынский с семьёй отправляется в путешествие за границу, в Германию, Францию, а затем - Италию,  Неаполь. Но по прибытии в Неаполь в1844 г. Баратынский скоропостижно скончался. Тело его, первоначально погребённое в Неаполе, в1845 г. было перевезено в Россию.

 

/Романс М.Глинка «Признание». Исполняет Ирина Осипенко, концертмейстер Оксана Балахонова/

 

Ведущая:

Разумеется, круг поэтов «золотого века» далеко не был ограничен теми именами, которые прозвучали сегодня. И поэтические судьбы этих людей складывались по-разному - кто-то остался жить в веках, кому-то было уготовано забвение. Но все поэты пушкинского круга – предшественники и современники – были объединены одним: они создавали свои произведения в эпоху, проходившую под знаком А.С.Пушкина.

 

 Театр моды «АХ». Романс. Метель.(Пушкинская коллекция)

 

Ведущая:

Дорогие друзья! Наш вечер подошел к концу. Еще один зимний день уходит в прошлое, но впереди - Пушкинский бал, который традиционно пройдет 6 июня. Мы ждем Вас и благодарим за участие в сегодняшнем вечере наших гостей и участников:

- Трио «Элегия»: Ирина Осипенко, Ольга Красноруцкая, Татьяна Яковенко

- Игорь Прокопенко

- Оксана Балахонова.

- Татьяна Коноплева и студенты колледжей города

- Театр моды «АХ» под руководством Антонины Хомутовой

 

Всего доброго и до новых встреч!

 

Список литературы:

 

Друзья Пушкина. Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х томах.-М.: Правда.-1984.

Поэты пушкинской поры/Сост., подг. текста и примеч.Н.В. Банникова-М.: Моск. Рабочий,1981.-334 с.

Спутницы Пушкина. По книге В. Вересаева «Спутники Пушкина».-М:Профиздат.-2007.-240с

 

Составитель В.Л. Трубицына.