Литературно – музыкальный вечер

 

« Страсть и холод лирики Лермонтова »

 

 

 

Оформление:

Выставка « Боюсь не смерти я. О нет!.. »

На экране портрет М. Ю. Лермонтова.

По ходу сценария на экране появляются картины, портреты, звучит музыка.

 

 

На экране портрет М. Ю. Лермонтова, художника А. И. Клюндера.

 

Ведущий:  15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Творчество Михаила Юрьевича неисчерпаемо.

Люди разных поколений, разных стран постигают её по-своему, но каждый открывает в ней для себя что-то близкое и  родное.

 

Бывают в жизни странные совпадения событий :

в 1856 г, в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова и в том же году в семье штабс- капитана пехотного полка Врубеля родился сын – Михаил Врубель, будущий художник.

 На экране портрет М. Врубеля.

 

 Ведущий:  Все кто знал Врубеля при жизни, не могли не задуматься о духовном родстве необыкновенного, не похожего на других русского художника и великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матери, от которых унаследовали душевную хрупкость, обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами. Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность. Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть. В житейском поведении Врубелю вольно или невольно были близки некоторые черты лермонтовского Печорина. И когда он иллюстрировал сочинения Лермонтова, Врубель нарисовал Печорина, как автопортрет. Но знаменитым Врубель стал после написания Демона.

 В свою жену - Надежду Ивановну Забелу, Михаил Александрович влюбился еще до того ,как познакомился с ней. Ему достаточно было услышать ее голос. А голос у Надежды  Ивановны и впрямь был особенный: лирико-колоратурное сопрано «Какого-то особого, кристально-чистого, необъяснимо обаятельного тембра» - так о нем отзывались современники. Н.А. Римский-Корсаков отдавал ей главные партии своих опер. Композитор М.Ф. Гнедин не скупился на эпитеты: «Ни с чем не сравнимый голос, легкий, нежно- свирельный и полный красок или точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя совершенно спокойно льющийся…И какой облик! Возможно ли было раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные, сказочные глаза, пленительно- женственная, зазывно- недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки…»

  В 1896 году на репетиции оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» этот голос услышал Михаил Врубель. « На одной из репетиций,- вспоминает Надежда Ивановна,- я во время перерыва была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку воскликнул: « Прелестный голос!»

   Признание в любви произошло в первые же дни. Сам Врубель потом говорил, что , «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». Через два месяца они обручились, а в июле 1896 года, во время зарубежных гастролей Забелы обвенчались в православной церкви в Женеве.

  Часто , желая похвалить пение человека, его сравнивают с соловьем. У Врубеля был обратный отсчет, он говорил: « Все певицы поют как птицы, а Надя как человек!» это была высшая похвала. Надежда Ивановна стала его музой, один из ее портретов, написанный в год женитьбы, так и называется- «Муза». Да собственно, все прекрасные женские образы Врубеля навеяны ею – и « Царевна Лебедь», И « Царевна Волхова», и « Сирень»…

 

На экране семейное фото Врубеля и Забелы.

 

  Для Врубеля это был поздний брак, и, пожалуй, впервые он не чувствовал себя одиноким. Надежда Ивановна внесла в его мир тепло, женское обаяние, нежность. В 1901 году у Врубелей родился сын Саввочка. Он появился на свет с расщелиной верхней губы, которую в народе называют «заячьей губой». Сейчас с этим врожденным недостатком успешно справляются пластические хирурги, но тогда он воспринимался как серьезный дефект. Здоровье ребенка было настолько слабым, что он прожил всего несколько лет.

  Болезнь сына погрузила художника в состояние, которое требовало выхода в живописи. Он писал и бесконечно переписывал « Демона поверженного»- последнюю картину в знаменитой серии, начатой с оформления поэмы Лермонтова. Первым был « Демон сидящий» (1898г.), которого он так отрекомендовал отцу: « не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при том дух властный, величавый». Потом он взялся за

«Демона летящего», но не завершил его и вот теперь приступает к упорной работе над новым образом Демона.

  Тут уже тема иная - титанический протест и трагическая гибель. Эту работу называли « вещим сном художника о самом себе». Он переписывал ее 40 раз и был постоянно не доволен результатом.

 На выставке товарищества художников « Мир искусства» в 1902 году в Петербурге «Демон поверженный» был с возмущением отвергнут публикой. Врубель с горечью писал жене: « Зависть и глупость людская в один день по возвращении в Москву исковеркали меня». В этом же году у Михаила Александровича появились первые признаки душевной болезни. Тем не менее он работал как одержимый. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, писал: « Это художник - творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической деятельности…творчество было для него так же легко и так же необходимо, как  дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил».

  Последний период жизни был тяжелым для Врубеля и Забелы. Михаил Александрович потерял зрение и не мог работать. Надежда Ивановна часто приходила в лечебницу, пела по его просьбе, но болезнь прогрессировала. В феврале 1910 года к прочим бедам присоединилось воспаление легких, перешедшее потом в скоротечную чахотку.

  Умер Михаил Александрович Врубель первого апреля 1910года. Ему было 54 года. Надежда Ивановна пережила мужа на три года. Ее голос не дошел до нас, но она по-прежнему живет в картинах Врубеля.  

  Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым - стремление обоих к возвышенному, величаво- прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружающей жизни, и поэтому их творчество стало трагическим.

 На экране поочередно появляются репродукции картин: « Голова Демона» , «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный».,портрет Н. И. Забелы.

 

Ведущий:  Не менее картин Врубеля знаменита опера А.Г. Рубинштейна «Демон».

Звучит отрывок из оперы в исполнении Дмитрия Хворостовского.

 

Ведущий:  Одной из не приходящих ценностей для Лермонтова является любовь. Любовь в его стихах  выступает как святыня, женщина как ангел, божество, идеал.

Первая влюбленность пришла к нему в 10-летнем возрасте, на Кавказе:

«Моя душа ,я помню с детских лет чудесного искала…»

Чтец(1) читает на выбор из «1831-го июня 11 дня».

1

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон,
Как мир, не мог быть ими омрачен.

 

12

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

 

 

 Ведущий:  Стихи молодого Лермонтова ближе к подлинной биографии автора. Любовные стихи были посвящены Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой. Но через всю жизнь он пронес любовь и стихи к Варваре Лопухиной.

     «Будучи студентом он ( Лермонтов) был страстно влюблен…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было лет 15-16; мы же были дети и сильно дразнили ее: у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: « у Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она, добрейшее создание, никогда не сердилась.

  Чувство к ней у Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения. Напротив, в начале своем оно возбудило взаимность, впоследствии, в Петербурге, в гвардейской школе, временно заглушено было новою обстановкой и шумною жизнью юнкеров тогдашней школы,  успехами в обществе и литературе; но мгновенно и сильно пробудилось оно при неожиданном известии о замужестве любимой женщины….»  А.П. Шан - Гирей.

Чтец(2)                            «Она не гордой красотою»

 

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

 

Ведущий: Образ этой девушки , а потом замужней женщины, является во множестве произведений поэта и раздваивается потом в « Герое нашего времени», в лицах княжны Мери и особенно Веры. Посылая Вареньке список «Демона», Лермонтов в посвящении поэмы с негодованием несколько раз перечеркнул букву « Б»- Бахметевой и поставил « Л»- Лопухина.

Но почему же Лермонтов не женился на Вареньке?

« Как бы страстно я ни любил женщину,- говорит Печорин,- если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться,- прости любовь! Мое сердце превращается в камень  Я  готов на все жертвы, кроме этой: 20 раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам…Это какой- то врожденный страх,- неизъяснимое предчувствие…Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей»…

Превращение Вареньки в законную супругу Лермонтова все равно, что превращение Тамары в «Семипудовую купчиху», о которой может мечтать не демон, а только черт с « хвостом датской собаки».

В 1841 году Михаил Юрьевич пишет лирическое стихотворение «Оправдание» по адресу Варвары Александровны. Это скорее моленье о прощении. Как бы предчувствуя возможность близкой смерти своей, которая наконец угомонит то сердце, «где так безумно, так напрасно с враждой боролася любовь», поэт видит и горькую участь, которая может постичь предмет его любви.

Чтец(3):

               Когда одни воспоминанья
               О заблуждениях страстей,
               Наместо славного названья,
               Твой друг оставит меж людей

 

  И будет спать в земле безгласно
  То сердце, где кипела кровь,
  Где так безумно, так напрасно
  С враждой боролася любовь;

Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоня,
И будет для тебя позором
Любовь безгрешная твоя, —

Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю, язвительным упреком
Ты в оный час не помяни.

Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас иной
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.

Ведущий:  Наталья Иванова, к которой поэт испытывал самые пылкие чувства, не ответила ему взаимностью. Чувством горечи, сознанием напрасно растраченных эмоций, проникнуто стихотворение « Всевышний произнес свой приговор»

 

На экране портрет Лопухиной сменяет портрет  Натальи Ивановой.

 

Чтец (4):

Всевышний произнес свой приговор,
Его ничто не переменит;
Меж нами руку мести он простер,
И беспристрастно всё оценит.
Он знает, и ему лишь можно знать,
Как нежно, пламенно любил я,
Как безответно всё, что мог отдать,
Тебе на жертву приносил я.
Во зло употребила ты права,
Приобретенные над мною,
И, мне польстив любовию сперва,
Ты изменила — бог с тобою!
О нет! я б не решился проклянуть!
Всё для меня в тебе святое:
Волшебные глаза, и эта грудь,
Где бьется сердце молодое.
Я помню, сорвал я обманом раз
Цветок, хранивший яд страданья,—
С невинных уст твоих в прощальный час
Непринужденное лобзанье;
Я знал: то не любовь — и перенес;
Но отгадать не мог я тоже,
Что всех моих надежд, и мук, и слез
Веселый миг тебе дороже!
Будь счастлива несчастием моим
И, услыхав, что я страдаю,
Ты не томись раскаяньем пустым,
Прости!— вот всё, что я желаю...
Чем заслужил я, чтоб твоих очей
Затмился свежий блеск слезами?
Ко смеху приучать себя нужней:
Ведь жизнь смеется же над нами!

 

Ей же посвящен романс К *** ( « Я не унижусь пред тобою»).

Звучит романс на музыку Людвига Ван Бетховена.

 

На экране – Портрет  Екатерины Сушковой.

Ведущий:  Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Ей посвящен целый ряд  стихотворений: « К Сушковой», « Благодарю», «Нищий», « Звезда».

Звучит романс «Звезда» в исполнении Полины Агуреевой.

 

 Ведущий:  Прошло время. Лермонтов разочаровался в своих чувствах и понял, что это не та женщина, которая достойна его любви: « Эта женщина- летучая мышь, крылья которой цепляются за все встречное! Было время , когда она мне нравилась. Теперь она почти принуждает меня  ухаживать за нею. Но не знаю, в ее голосе есть что-то  жестокое, отрывистое, отталкивающее. Стараясь ей понравиться, в то же время ощущаешь удовольствие скомпрометировать ее, запутавшуюся в собственные сети!»

 Чтец(5)                                         « Нищий»

 

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

 

 

 

 

Ведущий: Прожил поэт всего 26 лет, но тайны его биографии еще ждут своих исследователей. Относительно недавно биографы поэта –Э.Г.Герштейн и И.Л. Андронников распутали загадку персональной нелюбви царской семьи к Лермонтову: Поэт и его ближайший друг, и родственник А.А.Монго-Столыпин вырвали из рук Николая I жертву, намеченную им для очередного любовного похождения, и помогли ей скрыться за границей.

Ведущий:

Мне нужно действовать: я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя; и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

И современники, и потомки по достоинству оценили творчество поэта.

 

  Его именем названы Грозненский русский драматический театр и Ставропольский академический театр драмы.

  Постановки по его произведениям с аншлагами шли как в царское время, так и в советское.

  К 200-летию поэта Александринским театром приурочена постановка драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

  Музыку к стихам Михаила Юрьевича сочиняли лучшие композиторы России за последние два столетия. В этом вы убедились, прослушав романсы в исполнении замечательной народной певицы Людмилы Зыкиной, оперного певца Дмитрия Хворостовского, актрисы театра и кино Полины Агуреевой. Даже любители такого современного музыкального направления как реп, используют стихи поэта в своем творчестве.

 На фоне этого текста, на экране: фото с пластинки Олега Даля « Наедине с тобою брат: моноспектакль по стихам М. Ю. Лермонтова», афиша театральной постановки  пьесы « Маскарад», кадры из кинофильма « Герой нашего времени».

 

  Ведущий:  Отдельная тема – экранизация произведений поэта.

В 1909 года, когда русский кинематограф только начинал свое развитие, фирма «А. А. Ханжонков» выпускает первый фильм по произведению М. Ю. Лермонтова « Песня про купца Калашникова» режиссёра Василия Гончарова.В последующие годы выходят фильмы « Боярин Орша», «Вадим», «Маскарад».

  Сняты фильмы по биографии поэта. Несколько рас экранизировали «Героя нашего времени», последний в 2007 году.

 Дорогие наши гости, в заключении нашего вечера библиотека, носящая имя великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, дарит вам книги с его произведениями. Читайте и наслаждайтесь. До скорой встречи в наших стенах.

  Звучит романс « Нет, не тебя так пылко я люблю…» в исполнении Людмилы Зыкиной.

  Библиотекари дарят читателям книги М. Ю. Лермонтова, в них вложены визитки библиотеки, закладки.

 

Литература:

1. Андреев-Кривич А. С.

    Всеведенье поэта. – М. : Сов. Россия, - 1978. – 272.,ил.

2. Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Жизнь и творчество. – М.: « Современник», 1987. – 494. порт. –

 

3. Вся русская литература / Авт. – сост.

    И. Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2003. – 864с.

4. Лермонтов М. Ю.

    Мой демон: Стихотворения. – Спб.: Издательский Дом

   « Азбука-классика», 2007. – 240 с.

5.  Лермонтов М. Ю.

     Поэзия. Драматургия. Проза. / Сост. и коммент. И. С. Чистяковой;

     предисл. В. Э. Вацуро. – М.: СЛОВО, 2000. – 640 с.

6.  Макарова Б. А. « Боюсь не смерти я. О нет…» //

     Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 7, с. 4.

7.  Сугай Л. А. Хрестоматия по литературной критике для школьников

    и абитуриентов. – М.: «РИПОЛ – КЛОССИК», 1999. – 768 с.

8.  Шкодских С. А. « Но людям я не делал зла…» //

     Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 8, с. 66.

9. Ом В. Портрет в тональности ля мажор // Будь здоров .- 2010.- № 8.-с.87-92

Сайты:

lermontov.rhga.ru 

www.liveintrenet.ru

muzofon.com

 

 


Threesome