Сценарий

литературно-музыкального вечера

К 200-летнему юбилею Тараса Шевченко

Большой Зал библиотеки украшен украинскими рушниками, веночками. На рояле – портрет Т.Г.Шевченко. На импровизированной сцене расположена выставка, посвященная украинскому писателю; карта Украины; картины Т.Г. Шевченко и цитата В.Г. Белинского: «Он сам был бессмертной песней своего талантливого, свободолюбивого народа».

Звучат украинские народные песни и песни, положенные на стихи поэта.

/Звучит песня «Ревет и стонет Днепр широкий»/

Ведущий 1:

Добрый вечер, дорогие друзья! Эту знаменитую песню о Днепре сочинил Тарас Григорьевич Шевченко. Большой украинский писатель, человек с необыкновенной и тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца. И сегодня мы собрались, чтобы поговорить об этом удивительном человеке. И, надо сказать, 2014-й объявлен на Украине Годом Тараса Шевченко.

Литературные произведения Шевченко формировались постепенно, год за годом, и формировала их сама жизнь поэта. Подвиг Тараса Шевченко, всю взрывную силу его творчества, мы сможем понять, лишь представив, среди какой мертвой тишины она прозвучала, против кого подняла свой меч.

То была эпоха, которая убивала на дуэлях наилучших своих поэтов, гнала в кандалах в рудники Сибири самых благородных своих сыновей. То была атмосфера, где царили страх, ненависть, подозрения, доносы, общая оцепенелость. Воспеть свободу в таких условиях значило выразить, или даже открыть, важнейшую истину жизни, рассказать людям в форме поэзии то, что для них было при тех условиях самым существенным.

Не зря любимый герой Шевченковской поэзии – народный витязь, повстанец гайдамака, казак-запорожец, который выступает защитником родного края, носителем народной правды и чести. Буйное свободолюбие чуть ли не самая примечательная черта Шевченко. Верх его поэзии - это песня свободы, ее прославление, этой первой и непременной предпосылки человеческого продвижения, благосостояния и счастья.

Когда соизволишь

Отдохнуть, боже, уставший?

И нам жить позволишь!

Мы веруем твоей силе

И духу живому.

Встанет правда! Встанет воля!

И тебе одному

Помолятся все языки

Вовеки и веки.

А пока что текут реки..

Ведущий 2:

Поэт, писавший на только что формирующемся – и во многом его именно трудами! – языке, оказался, как водится в России, чем-то большим, чем положено быть поэту, литератору, сочинителю стихов и поэм. Украине хотелось говорить на своем языке. Малороссийский писатель Гоголь предпочел русский, как уже более разработанный и изощренный. Шевченко писал на менее изощренном, но своем.

Иной раз невозможно провести границу между творчеством Шевченко и фольклором. Похоже, именно такой человек и требовался в это время – готовый не столько к созданию собственной художественной вселенной, сколько к тому, чтобы отдать себя народному мифу. Поэтом он быть и не стремился. И даже полжизни считал себя художником. Но когда рождается национальная поэзия, ей выбирать не приходится: нужен тот, кто станет ее инструментом, ее голосом. Потому правы во всем критики Шевченко, указывающие на слабость его философии, на ограниченность и путаность его идей.

И точно так же правы его почитатели: он – не поэт, он – голос народа…Он не дает ответов, да и вопросы не слишком глубоки, но они звучат по-украински, и это единственное, что тогда имело значение:

И день идет, и ночь идет,

И, в голову вцепивши руки,

Дивишься, что же не идет

Апостол правды и науки?

(Перевод Андрея Пустогарова)

Ведущий 1:

Рядом с такой бурной общественной историей собственная жизнь Тараса Григорьевича выглядит значительно скромнее.

Он родился в семье крепостных крестьян в селе Моринцы Киевской губернии. К девятилетнему возрасту Тарас остался без матери, а к 12 годам без отца. К шестнадцати годам он выучился грамоте у дьячка и основам живописного ремесла у деревенских маляров-богомазов. Затем был принят в число прислуги в доме помещика Павла Энгельгардта, продолжая занятия рисованием.

Помещик способности молодого человека отметил и отнесся к ним по-хозяйски: переехав в Петербург, он пристроил Тараса к «живописных дел цеховому мастеру» Ширяеву. В 1835 году Шевченко посещает классы Академии художеств и вскоре он участвует в росписи стен зданий Сената и Синода, Большого и других театров Петербурга.

Переломный год в судьбе Тараса Шевченко – 1838-й. Внезапно он переходит от роли крепостного живописца к статусу «молодого дарования», ученика академии. Его близкими знакомыми становятся художники Брюллов и Венецианов, поэт Жуковский, выдающийся музыкант и композитор Михаил Виельгорский и императрица Александра Федоровна. Участие всех их в судьбе Шевченко и привело к резкому изменению ее траектории.

Музыка (рояль, скрипка) Романсы.

Ведущий 2:

Отпускать на свободу крепостного живописца Павел Энгельгардт отказывается, несмотря даже на хлопоты уже прославленного тогда живописца Карла Брюллова, профессора Академии художеств. И тогда в апреле 1838 года в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце под патронатом императорской семьи устраивается лотерея. На ней разыгрывается портрет Василия Жуковского кисти Брюллова. За 2500 рублей картину покупает императорская семья, деньги получает Энгельгардт – и Шевченко свободен.

Вспоминая об этом событии, Шевченко всегда называл Брюллова «великим». В. Жуковскому он тогда же посвятил и преподнес поэму «Катерина». А с Александрой Федоровной получилось некрасиво. В 1844-м Шевченко пишет поэму «Сон», называемую им «комедией» - сатиру на порядки в стране и на императорскую семью в частности. Шесть строк – карикатура на императрицу, и в этих строках было саркастическое описание ее болезненного физического состояния.

Царь по залам выступает
Высокий, сердитый.
Прохаживается важно
С тощей, тонконогой
Словно высохший опенок
Царицей убогой.
А к тому ж она бедняжка
Трясет головою.

Через несколько лет это стихотворение станет «отягчающим обстоятельством» при вынесении приговора Шевченко за участие в политической организации.

Ведущий 1:

Как писал В. Белинский, «…читая пасквиль на себя, государь хохотал. Но когда государь прочел другой пасквиль, то пришел в великий гнев. «Допустим, он имел причины быть недовольным мною и ненавидеть меня, но ее же за что?».

По приговору Шевченко был отправлен в Орскую крепость, но между освобождением и ссылкой свершилось важнейшее: начинающий художник обратился в поэта.

Полтавский помещик Петр Мартос заказывает ему в Петербурге свой акварельный портрет. Позирует дома у мастера, на Васильевском острове и однажды обнаруживает на полу клочок исписанной карандашом бумажки, на которой едва можно разобрать четыре стиха:

Гадюкою багровою

Несет Альта вести, -

Воронье чтоб налетало

Вельможных наесться.

(«Тарасова ночь». Перевод Бориса Турганова)

Музыка (рояль)

Ведущий 2:

В ответ на изумленный вопрос помещика Шевченко ответил: «Иногда, когда наступают плохие времена, я мараю бумагу» (перевод). Он вытащил из-под кровати «ящик, наполненный бумагами в кусках», и подал Мартосу. Тот начал разбирать их.

Стихи ему понравились, и он издал их за свой счет тиражом 1000 экземпляров.

Так на свет появился «Кобзарь», о художественных достоинствах которого сразу начинаются споры. «Дегтя больше, чем самой поэзии», - говорил Н. Гоголь. А Н. Добролюбов писал: «Он - поэт совершенно народный, такой, какого мы не можем указать у себя». Казалось, с таким бесстрашием, сарказмом, с такой пронзительной неистовостью в Российской империи тогда не писал никто.

Сборник, в который вошли восемь произведений: «Перебендя», «Катерина», «Иван Пидкова», «Тополя», «Думка», «До Основь-яненка», «Тарасова нич» и стихотворение «Думы мои, думы мои», был издан в Петербурге в 1840 году. Так началась поэтическая биография Шевченко.

Думы мои, думы мои
Горе, думы с вами!
Что вы встали на бумаге
Хмурыми рядами?
Что вас ветер не развеял
Пылью на просторе?
Что вас ночью, как ребенка 
Не приспало горе?

Ведущий 1:

В 1842-м вышли «Гайдамаки». Тогда же была написана самая серьезная из живописных работШевченко, «Катерина». Она демонстрировала определенный уровень академической выучки, но вряд ли вошла бы в историю искусства, но вряд ли вошла бы в историю искусства, не будь ее автор «тем самым Кобзарем».

В 1845 году Тарас Шевченко создает поэму-мистерию «Большой погреб» - самое программно-национальное свое творение.

Затем он работает художником археологических исследований Киевской Археографической комиссии при столичном университете и участвует в заседаниях Кирилло-Мефодиевского общества, вскоре привлекающего внимание III отделения. Тут и всплывает история с сатирой на императрицу.

В результате Шевченко был отдан в солдаты – рядовым в Отдельный Оренбургский корпус, «под строжайшее наблюдение начальства».

О пребывании его в Оренбургском крае, а затем в военном укреплении Новопетровском имеется немало информации, но впечатление она оставляет двойственное. Рядовому Шевченко запрещено было писать, но известно об этом и из подробного дневника, который он вел во время службы. Вот одна из записей: «Я недвижимо пролежал весь день в беседке и слушал однотонную тихую мелодию, производимую мелкими и частыми каплями дождя о деревянную крышу беседки».

Тогда же он напишет несколько повестей на русском – «Княгиня», «Художник», «Близнецы». Запрещено ему было и рисовать, но сохранилась серия рисунков, включая автопортрет «В солдатах». Ссылка, или служба, продолжалась десять лет, с 1847 по 1857 год, и хотя отдан он был в солдаты « с правом выслуги» в офицерский чин, вернулся Шевченко в Петербург в том же звании.

Музыка (рояль), романсы

Ведущий 2:

В столице его дружески принимают в семье графа Федора Толстого; бывшему крепостному явно везло на участие сильных мира сего.

Последние годы жизни Тарас Шевченко занимается офортом, выполняет ряд автопортретов и получает степень академина по гравированию.

9 марта 1861 года ему исполнилось 47 лет. Пришли поздравительные телеграммы, пришло много друзей, но Тарас Григорьевич уже не мог подняться. На другой день ему стало легче. В половине шестого он встал, пошел в мастерскую дописать портрет. Но, когда начал спускаться с лестницы, ноги у него задрожали, он покачнулся и упал. Холодным утром 10 марта 1861 года его не стало. Друзья схоронили поэта на смоленском кладбище в Петербурге. Но еще при жизни Шевченко написал «Завещание», просил похоронить его на милой Украине. Выполняя его завещание, друзья начали хлопотать о том, чтобы перевезти прах на Украину. От Москвы до Киева везли на лошадях. Гроб пронесли по-над Днепром на Подол, поставили на пароход и отвезли в Канев. И тут, над Днепром, на высокой круче схоронили поэта, как он завещал.

Как умру – похороните

На Украине милой,

Посреди широкой степи

Выройте могилу.

Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый Днепр под кручей.

И когда с полей Украины

Кровь врагов постылых

Понесет он – вот тогда я

Встану из могилы.

Поднимусь я и достигну

Божьего порога

Помолиться. А покуда –

Я не знаю Бога.

Схороните и вставайте,

Цепи разорвите

И горячей вражьей кровью

Волю окропите.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте – помяните

Добрым, тихим словом.

Земная жизнь его, продолжавшаяся всего 47 лет, завершилась. И началась посмертная биография. Та самая, что для любого поэта значит намного больше, чем прожитые годы.

Сценарий подготовлен Центром

культурных программ библиотеки:

Волкова Л.Э., Солонина Н.А.