СЦЕНАРИЙ

вечера

гражданской песни

«Возьмемся за руки, друзья»


В Большом зале Центральной библиотеки собираются любители авторской песни, музыканты, исполнители. В центре зала, на импровизированной сцене – гитара, портреты известных мастеров авторской песни. Слева располагается книжная выставка «Мастера авторской песни».

     Звучит в записи песня  Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья»

     Ведущий (на фоне песни):

Авторская песня… Неразгаданный феномен… Иногда пафосный и высокий, иногда душевный и проникновенный, но всегда наполненный и переживаниями и неравнодушный стиль, прочно соединяющий поэзию и музыку. Порой бывает трудно объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Скажем, эти: «Время выбрало нас» - нечто пафосное, возвышенное, или – «времена не выбирают» - это уже что-то свое, тихое, настоящее. Поэтическое.

Ведущий:

По-особому звучат гражданские нотки авторских песен. Давайте сегодня окунемся в атмосферу эпох, в которые начинались создаваться авторские песни.1937 год. Сейчас эта дата вызывает вполне определенные ассоциации. И думается, что в качестве противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни. Этот же год. Осень. Москва. Два совсем еще мальчика - школьник Георгий Лепский и студент-первокурсник Института философии, литературы и искусства Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно для себя. Вот четыре строчки, озарившие Когана:

Надоело говорить и спорить.
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.

    Через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать Первой. Наверное, было в ней много поэтических неточностей, спорных образов, детского романтизма: Но песня зажила своей, уже ни от кого не зависящей жизнью. Один из ее авторов - поэт Павел Коган - погиб в 1942 году под городом Новороссийском во время второй мировой войны. (Исполнение песни «Бригантина»)

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза:
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса:
 
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.
 
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру «веселый Роджер»,
Люди Флинта песенку поют.
 
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза - 
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.


     Ведущий:

            Если рассматривать теоретическую сторону создания авторской песни - это дело тонкое, как все, связанное с творчеством. Есть ли аналоги авторской песне в мировой практике? Американская песня протеста? Французский шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе отечественной авторской песни - проблемы: собственные, друзей, страны. И, пожалуй, главное достоинство барда - умение выразить общие настроения, чувства, мысли, идеи.

(Исполнение песни Булата Окуджавы «Наполним музыкой сердца») 

     Ведущий:

             Авторская песня – «вещь» уникальная. Потому что талант каждому дан свой. Важно общее: умение писать стихи, музыку, играть на гитаре, быть артистичным, обаятельным, чуть-чуть психологом. Еще важнее другое: объединить все это в одном человеке. (исполнение песни «Каждый выбирает для себя», стихи Юрия Левитанского)

      Ведущий:

             Для тех, кто не знаком с авторской песней слово «атланты» скорее всего вызывает в памяти образ знаменитых каменных фигур у Эрмитажа. Для тех, кто с авторской песней знаком, атланты - это герои очень популярной песни:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди,
Где, без питья и хлеба.
Забытые в веках
Атланты держат небо
На каменных руках.

     Все ясно и легко узнаваемо. Эрмитаж. Фигуры атлантов. Картина, созданная словами. И вот финал, столь важный для понимания сути жанра авторской песни: «И жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках». Эта песня, «Атланты», - одна из самых известных. Ее исполнением заканчиваются многие концерты в разных городах страны. Автор - очень талантливый человек. Это геофизик, доктор наук, поэт Александр Городницкий. (Исполнение песни «Атланты») 

Когда на сердце тяжесть, и холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди,
Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.
 
Держать его махину - не мед со стороны.
Напряжены их спины, колени сведены.
Их тяжкая работа важней иных работ:
Из них ослабнет кто-то - и небо упадет.
 
Во тьме заплачут вдовы, повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый, и кончится земля.
А небо год от года все давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда ракетных кораблей.
 
...Стоят они, ребята, точеные тела,
поставлены когда-то, а смена не пришла.
Их свет дневной не радует, им ночью не до сна.
Их красоту снарядами уродует война.
 
Стоят они навеки, уперши лбы в беду,
Не боги - человеки, привычные к труду.
И жить еще надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.

     Ведущий:

            «Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов - тех, чье творчество начиналось в 40-е, 50-е годы. Их песни - золотой фонд жанра, а сами они и сейчас пользуются огромной популярностью. 
     Это имена: поэт, прозаик Булат Окуджава; актер, поэт Владимир Высоцкий; драматург, поэт Александр Галич; художник, поэт Михаил Анчаров; поэтесса Новелла Матвеева; журналист, поэт. Прозаик, драматург Юрий Визбор; журналистка. Поэтесса Ада Якушева; драматург, поэт Юлий Ким; два профессиональных барда, связавших свою жизнь с эстрадой - поэты Евгений Клячкин и Юрий Кукин. Нет. Надо остановиться, иначе даже краткий список займет слишком много времени. Обратите внимание, что в этом все же длинном списке есть одно общее для всех определение - поэт. Поэт, создающий необычное произведение, в котором объединен талант поэта, и композитора, и музыканта, и актера. Каждый истинный бард маленький театр. 

     Ведущий:

            А вот еще одно имя, еще один из корифеев авторской песни - Юрий Визбор. Ему судьба отмерила короткий срок: 1932-1984. В автобиографии он писал о себе: « Я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная база в близлежащем парке, а под небо - московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить».Он не стал ни футболистом, ни летчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал киноактером, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах. Не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики – «песня-репортаж». Не стал знаменитым кинодокументалистом, хотя по его сценариям снято несколько десятков лент, не стал художником, хотя после него осталось много картин. И, наконец, не выпало ему стать известным альпинистом, хотя горы были его вторым домом и две горные вершины названы его именем. Жизненный срок в 52 года отметил его как талантливого дилетанта. А первыми песенными строчками, прозвучавшими из космоса, были строчки песни Юрия Визбора (ее исполнил, аккомпанируя себе на гитаре, космонавт Александр Иванченков):

Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.
Мы навсегда сохраним
В сердце своем этот край. 

     Ведущий:

            Почему именно Юрий Визбор был и остается одним из самых любимых бардов? Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том. Что волнует его самого, рассказывал о своем понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своем - а люди узнавали себя. Или не узнавали, но очень хотелось узнать, потому что лирические герои Визбора - люди неординарных мыслей, поступков, чувств, переживаний.

     Ведущий:

             Авторская песня-это всегда небольшой рассказ, спектакль. Они имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно - в них есть открытость, идет рассказ о самом сокровенном, личном. Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное - после смерти, народное - давным-давно и, кажется, навсегда. (исполняется песня "Милая моя")

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра -
Вот и окончилось все, расставаться пора.
           Припев: Милая моя, солнышко лесное,
                         Где, в каких краях встретишься со мною?
 
Крылья сложили палатки - их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла - 
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
 
Не утешайте меня, мне слова не нужны -
Мне б отыскать тот ручей у янтарный сосны,
Вдруг там в тумане краснеет кусочек огня.
А у огня ожидают, представьте, меня.

     Ведущий:

             Среди общепризнанных мастеров жанра авторской песни - Юлий Ким - один из самых непредсказуемых бардов. В его песенном творчестве переплелись лирика и сарказм, ирония и боль непонимания, правда и фантастический вымысел. Он готовился стать учителем, закончил Московский педагогический институт, работал в школе маленького поселка Анапка на Камчатке, в московских школах-интернатах. Его очень любили ребята - он не просто преподавал, но рассказывал, объяснял, помогал разобраться, просто дружил со своими воспитанниками. Еще он писал песни. Написанные в институте и на Камчатке, они довольно быстро стали популярны в стране.

      Ведущий:

            Одной из главных удач Юлия Кима в 60-е годы был цикл песен, посвященных войне 1812 года. Песен, собственно, шуточных, театрализованных, потому что сатира и юмор, ирония - главное творческое направление Кима. Он написал более десяти пьес, около 300 песен, озвучивал песнями десятки известных фильмов и спектаклей, идущих на сценах лучших театров страны.

(исполнение песни Юлия Кима )    

Я смотрю на Москву через призму поэзии,
Через призму музыки, призму любви.
Просто так на Москву смотреть бесполезно,
Просто так ничего не увидите вы.

         Ведущий:

             Студенты Московского университета Сергей Крылов и Сергей Никитин - авторы не менее популярной в те годы песни «Маленький трубач»:

Кругом война. А этот маленький,
Над ним смеялись все врачи.
Куда такой годится маленький?
Ну разве только в трубачи?

 Ведущий:

            Но рассказ был бы не полным, если бы мы не вспомнили еще об одной стороне авторского творчества. 60-е годы принесли в жанр волну авторов, которые не писали стихи, а использовали для создания песен чужие. В большинстве своем это были малоизвестные стихи очень известных поэтов: Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского: некоторые стихи этих авторов, ставшие песнями, разбудили у многих интерес к поэзии вообще. К хорошей поэзии настоящих поэтов. Но - что опять же относится к феномену авторской песни - одновременно пользовались не меньшей популярностью и песни поэтов-бардов, даже несмотря на то, что в профессиональном плане они проигрывали. Выручала, видимо, все те же искренность, открытость и незащищенность души.

    Ведущий:

            И сегодня авторская песня, невзирая ни на что, остается жить. Гитара опять не хочет молчать, потому что по-прежнему ей есть что сказать, есть о чем поспорить…

 (Всеми участниками вечера исполняется песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)