Сценарий

литературно-музыкального вечера

«Я слышу вальса трепетные звуки»

На импровизированной сцене рояль, столик для ведущего вечера, книжная выставка «Вальс о вальсе», знакомящая читателей с историей танца, выдающимися его исполнителями. На отдельном столе журналы «Музыкальная жизнь», «Искусство» и др. В центре зала экран. Стулья для слушателей расставлены полукругом. Звучит инструментальная музыка. Гости вечера и участники литературно-музыкальной гостиной рассаживаются. На сцену под мелодию вальса выходит ведущая.

Ведущая:

Нахлынувшие воспоминания, грусть, ностальгия, надежда, счастье, любовь, грезы и мечты, торжество победы и боль разочарования – все это жизнь, все это наша душа…и все это вальс.

В чем секрет завораживающей красоты этого танца, его вечной молодости и вечного движения? Может быть, ответ на этот вопрос нужно искать в истории вальса? Согласно свидетельствам, дошедшим до наших дней, вальс родился на севере Италии или на юге Германии и Австрии. Истинное рождение вальс обрел в XIX веке, во времена Иоганна Штрауса. Со свойственной ему стремительностью вальс покорил всю Европу и сквозь запреты и преграды ворвался в Россию.

Все быстрее мелькают страницы истории. Ушла в прошлое блистательная эпоха вальса. Но сам вальс живет, словно время не властно над ним…Так в чем же секрет этой молодости? Может быть, искать его стоит не в истории, а в самой природе вальса?

1.? На экране кадры съемки песни «Вальс о вальсе»

муз. Колмановского, сл.Е. Евтушенко в исполнении К. Шульженко

Ведущая:

С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы –

Товарищи мои…

Интонации вальса «Осенний сон» явно прослушиваются в песне, а в запеве ее слышны отголоски еще одного старинного вальса – «Воспоминание». Обращение к ним -

безусловно, лишь повод для того, чтобы напомнить о времени, не омраченном войной, когда эти вальсы повсеместно звучали, были у всех на слуху. Это как бы звоночек из того невозвратного далёка – до войны.

Так что же это за вальсы? Кем и когда они были созданы? Должна сказать, что долгое время оба их относили, да и в наши дни нередко относят, к старинным русским вальсам, совершенно не подозревая, что родина этих двух вальсов вовсе не Россия, а Англия. К тому же и автор у них один и тот же. Арчибальд Джойс, родился он в1873 году в Лондоне, а умер в 1963-м в Саттоне (графство Сюррей), то есть, по существу, был нашим современником, прожив долгую жизнь – девяносто лет! Вот, пожалуй, и все, что могу пока я рассказать о знаменитых вальсах Арчибальда Джойса, их удивительной и счастливой судьбе, долгой жизни и народной памяти. Россия стала, по сути дела, их второй родиной, потому что в самой Англии их позабыли, как, впрочем, и самого их создателя.

2.? Звучит вальс «Осенний сон»

муз. А. Джойса, сл. Ф. Касаткина-Ростовского

Ведущая:

Слушая популярные старинные вальсы, трудно остаться равнодушным и не ощутить обаяния этих очаровательных в своей непосредственности мелодий. Именно в силу этих качеств вальс пользуется неизменной любовью слушателей и включается в репертуар современных оркестров. Вальс шагнул из бальных залов в городские сады и парки. «В городском саду играет Духовой оркестр…». Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских парках и садах в летнюю пору играли духовые оркестры. В репертуар «садовой музыки» входили увертюры и сюиты, фантазии и поппури, марши, кадрили и польки, и непременно вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада.

Особой любовью публики пользовались так называемые «старинные русские вальсы»: «Тоска», «Дунайские волны», «Амурские волны», «Ожидание», «Воспоминание», «Оборванные струны», «Лесная сказка» и другие. Авторами большинства названных вальсов были русские военные дирижеры.

Березка…березонька…Как много заключено в этих словах для русского сердца! Образ зеленокосой, белоствольной красавицы русских лесов для многих из нас является символом отчего края, дома, в котором родился и рос. Поэты посвятили ей вдохновенные строки, художники запечатлели неповторимую ее красоту в живописных полотнах. И все-таки, пожалуй, ярче всего воспета березка в музыке: в песнях, романсах, даже в симфонии…и в старинном русском вальсе, который так был и назван когда-то: «Березка».

Что мы с вами до недавнего времени знали об истории этого вальса, об авторе «Березки» и его судьбе?

Родился Евгений Михайлович Дрейзин в 1878 году в Полтаве, в семье провинциальных актеров. В 1903 году, окончив 6 классов Московской императорской консерватории по классу скрипки, уехал на Дальний Восток и там поступил капельмейстером на крейсер «Аскольд» Тихоокеанской эскадры. Начало русско-японской войны Евгений Дрейзин встретил в 26-м Восточно-Сибирском полку, дислоцировавшимся в Порт-Артуре, и все время жестокой осады японцами этой крепости находился в рядах ее героических защитников.

Из исторической хроники известно, что полковой оркестр, которым руководил Дрейзин, вместе с капельмейстером «участвовал в атаке при отбитии у противника господствующей высоты в ночь с 19 на 20 июля 1904 года». Музыканты прямо на поле боя играли русские военные марши и другую музыку, подымавшую настроение воинов, усиливавшую их боевой порыв, а затем – в составе санитарного отряда выносили с поля боя раненых и убитых.

После возвращения из плена в 1906 году, Дрейзина вновь зачислили в родной полк, стоявший в семи верстах от Иркутска. Его боевые заслуги были отмечены серебряной медалью «В память обороны Порт-Артура», орденом Станислава 3-й степени с мечами и бантом и производством в коллежские регистраторы. В 1911 году он был назначен старшим капельмейстером дивизии.

Почти век прошел со дня рождения этого вальса. Сменилось уже несколько поколений, отзвучало и успело множество модных мелодий. Давно уже нет среди нас автора «Березки» (Евгений Михайлович Дрейзин умер в феврале 1932 года и похоронен в Калуге, на Пятницком кладбище). Но все эти годы не увядает, живет и не старится необъяснимо дорогой и близкий, нежный и трогательный вальс, наполненный чарующими звуками легкой грусти, настраивающий души наши на что-то свое, заветное, сокровенное, но непременно светлое и чистое, как родниковая вода, как воспоминание о детстве, об отчем доме, о первой любви - символ Родины, символ России.

3. Звучит Вальс «Березка»

муз. Е. Дрейзина

Ведущая:

Родившись, вальс не умирал никогда. Даже в тяжелый период правления Людовика XIII во Франции, когда вальс был категорически запрещен, он продолжал жить и завоевывать сердца. И с новой силой вернулся с весной истории, с золотым веком, в который как жемчужины вплетены имена Шопена, Шуберта, Листа, Штрауса, Чайковского, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Толстого…Со свойственной ему стремительностью вальс покорил всю Европу и сквозь запреты и преграды ворвался в Россию.

Волшебная легкость и красота мелодий пленяла сердца людей. Вальс зазвучал всюду: его танцевали на балах и площадях, его напевали, его исполняли как музыкальные миниатюры, он завоевывал театральную сцену, стал неотъемлемой частью балетов, опер, оперетт…

4.? Звучит «Вальс Илоны»

Ф. Легар (из оперетты «Цыганская любовь»)

Ведущая:

В городском саду играет духовой оркестр.

На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест.

Оттого, что пахнут липы и река блестит,

Мне от глаз твоих красивых взор не отвести.

Когда люди старшего поколения слышат эти слова и эту мелодию, в них немедленно пробуждается что-то светлое и чуть-чуть печальное. Это их молодость, их безвозвратно ушедшая романтика, но в то же время это то, что объединяет их с другими людьми, по крайней мере дает им веру в то, что такое объединение возможно.

5.? Звучит «Случайный вальс»

муз. М. Блантера

6.? «Товарищ вальс»

муз. В.Левашова, сл. П.Черняева

Ведущая:

В феврале 1905 года произошло одно из кровопролитных сражений русско-японской войны, состоялось оно под Мукденом и Ляояном. Мокшанский полк одиннадцать суток не выходил из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили поредевший полк. Был смертельно ранен командир полка.

В журнале боевых действий 54-й дивизии появилась следующая запись: «Потери наши были очень велики, особенно тяжела была утрата героя этого боя, командира Мокшанского полка, полковника Побыванца, который был смертельно ранен». Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы.

И тогда последовала команда: «Оркестр и знамя – вперед!». Со шпагой в руке – капельмейстер Шатров. Взмах шпаги – и над окопами, над воронками от снарядов, над теми, кому уже не встать с земли, поплыл марш – по-русски безоглядно удалой и бесшабашный. Вскрикнув раненой птицей, затих кларнет. По лицу старого трубача текла кровь. Барабанщик, тяжело припадая на левую ногу, из последних сил выбивал лихую парадно-строевую дробь. Японцы дрогнули. И так, с оркестром и развернутым знаменем, полк вышел из окружения. Шедший впереди оркестра капельмейстер не получил ни единой царапины, но двое его оркестрантов погибли, а семерых тяжело ранило. Всех – и оставшихся в живых, и павших мокшанцев наградили Георгиевскими крестами. Капельмейстер Высочайшим указом был удостоен золотого ордена Станислава третьей степени – за храбрость и хладнокровие, с которыми он шел, ведомый музыкой, на вражеские пули.

В мае 1906 г. полк вернулся в Златоуст, где своим погибшим друзьям Шатров посвятил вальс. На нотах своего только что родившегося вальса Илья Алексеевич сделал надпись: «Мокшанский полк, на сопках Маньчжурии». Этим названием он хотел лишь зафиксировать место создания произведения, вовсе не собираясь живописать в музыке ни дальневосточный пейзаж, ни батальные сцены. До конца своих дней маэстро настаивал на том, что «На сопках Маньчжурии» - отнюдь не реквием в ритме вальса, это объяснение в любви к Родине. Над могилой Ильи Алексеевича Шатрова лежит плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса «На сопках Маньчжурии».

7. Звучит популярный вальс «На сопках Маньчжурии» И. Шатрова

Ведущая:

С нами он делил невзгоды

В самый трудный час.

Не состарили нас годы,

Не стареет вальс.

Добрый друг, товарищ верный,

Нас не позабудь.

Может быть, ты станешь первым

Для кого–нибудь.

8.?  Звучит «Севастопольский вальс»

муз. К. Листова, сл. Г. Рублева

Ведущая:

Старый вальс – «Воспоминанье» -

Нам оркестр играл,

Лет былых очарованье

Тихо навевал.

Вспомни: в парке довоенном

Уж в который раз

Все играет вальс бессменный,

Старый добрый вальс.

9.? Звучит Вальс «Воспоминание»

муз. А.Петрова, сл. Рацера и Константинова

Ведущая:

В ритме вальса все плывет,

Весь огромный небосвод.

Вместе с солнцем и луной

Закружился шар земной,-

Все танцует в этой музыке ночной.

Шелест платьев, легкое поскрипывание паркета, элегантность линий, улыбки, взгляды, жесты – все до мелочей следует музыке, струящейся по залу, разливающей предчувствие праздника. Она то вкрадчиво затихает, словно вспоминая забытую мелодию, нащупывая струны души, то вторит ударам сердца, подбирая слова и фразы, и незаметно, шаг за шагом, увлекает в движение, порыв, вихрь. Зал как огромное море, и с упоительным ритмом накатывают волны: раз-два-три, раз-два-три…

12.? Звучит популярная песня «Эти глаза напротив»

муз. Д. Тухманова, сл. Саенко

Ведущая:

Вальс – школьный вальс, свадебный вальс, первый вальс. Он сопровождает нас по жизни. Получается, вся наша жизнь – это танец, который мы рождаем каждым своим поступком, каждым словом, каждой мыслью. Наш жизненный путь – отражение нашего внутреннего танца, наших ценностей и критериев, стремлений и мечтаний нашей души. Вальс…Может быть, в этом коротком слове – секрет нашей искренности. Где-то в глубине нашей души живут и доброта, и любовь, и щедрость, и щемящая тоска о красоте.

13.?  Звучит популярная песня в ритме вальса «Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса…»

Ведущая:

Вальс…Может быть, это маленький секрет большого чуда, которое называется действием сердца. Вальс…Может быть, это одна из тех драгоценностей нашей души, при встрече с которыми происходит узнавание нас – искренних и настоящих. И если вы скажете, что не умеете танцевать, я вам не поверю – ведь абсолютно каждый человек способен дарить любовь, доброту и щедрость, каждый способен подарить, пусть на мгновение, счастье другому…А это и есть вальс – вальс вашего сердца.

14.? Звучит «Радостный вальс»

муз. Р. Штольца, сл. Крылова

Авторы сценария: Л.Э.Волкова, Н.А. Солонина, Центр культурных программ


Threesome