Сценарий

«Винная гостиная»

На сцене – барная стойка, два высоких табурета. На стойке – бокал, подсвечник с незажженной свечой, бутылка вина, графин с водой, ваза с виноградом. Все это накрыто полупрозрачной тканью.

Верхний свет выключен.

Звучит «Грузинская песня» Булата Окуджавы (первые четыре строки: «Виноградную косточку в теплую землю зарою…,а иначе зачем на земле этой вечной живу»). Под мелодию песни выходит ведущая, присаживается у барной стойки.

Ведущая:

Что такое вино? Напиток древний и мудрый, как и сама жизнь. Взращенный усердным трудом из маленькой косточки до крупных янтарных, синих, пурпурных ягод, он радует и ободряет нас, погружает в мир волшебных ароматов и таинств, располагает к дружеской беседе и дарит нам роскошь – роскошь общения.

/Снимает вуаль и зажигает свечу/

/Звучит продолжение песни (строки: «Собирайтесь-ка, гости мои на мое угощенье…,а иначе зачем на земле этой вечной живу»). Музыка стихает.

Верхний свет включается/

Ведущая:

Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашей винной гостиной. Цель нашей встречи – отдохнуть и отведать прекрасных донских вин. Дегустацию проведет Татьяна Владимировна Чекунова, сотрудник Раздорского музея виноградарства и виноделия. Итак, мы начинаем!

Проходит 1-й блок дегустации. (вино «Степняк»)

/Звучит инструментальная музыка. Дегустация заканчивается стихотворением Н. Савостина:

Дегустация вин – искусство особое,

Не спеши, тут почти ритуальный обряд.

На мерцанье вина полюбуйся, не пробуя,

Колыхни свой бокал и вдохни аромат/

Ведущая:

Идут года, столетия. Вино было и по – прежнему остается неизменным атрибутом праздничного стола. Где же истоки этого божественного напитка? Давайте обратимся к истории.

Древнегреческие легенды относят появление вин к третьему тысячелетию до нашей эры. Но Ветхий завет упоминает его в описании более отдаленной от нас эпохи. Согласно этому источнику первым виноделом на земле стал Ной.

/Звучит мелодия «Сиртаки»/

Ведущая (продолжает):

Вслушайтесь, как красиво звучат названия древнегреческих вин: Аргосское, Хиосское, Фалернское, Родосское. Хиосское вино использовалось в качестве компонента для возбуждающего чувственность «эликсира любви». Что только не добавляли в вино древние: алоэ, сосновую хвою, миндаль, ладан. Но самыми неожиданными компонентами были морская вода и уксус. До нас дошел вот такой рецепт. (На фоне мелодии «Сиртаки» выходит со свитком грек).

Грек:

Налейте в бочку 10 квадранталов доброго вина. Добавьте 2 квадрантала крепкого уксуса, 2 квадрантала кипяченого вина и 50 квадранталов пресной воды. Перемешивайте все это палкой трижды в день в течение 5 суток, затем добавьте 13 квадранталов морской воды. Накройте бочку и пусть постоит 10 дней. По окончании данного срока сей божественный напиток можно употреблять.

/Мелодия «Сиртаки» стихает/

Ведущая:

Греки, римляне, скифы…все это было. И все же, давайте перенесемся во времена скифов. «Налей-ка мне по скифски!», - говорил разошедшийся гуляка виночерпию и под изумленные взгляды выпивал чашу.

И, в с связи с этим, вопрос: как пили вино скифы? Кто может показать, как надо пить по – скифски?

/Ведущая подходит к барной стойке, приглашая сюда же подойти и того, кто может ответить на заданный вопрос. Из зала выходит знаток, показывает. Приз за правильный ответ – бокал вина по-скифски разбавляется водой/

Дегустатор:

Что же пусто в чаше дно?

Наливай-ка, мальчик резвый,

Только пьяное вино

Разбавляй водою трезвой.

Мы не скифы – не люблю,

Други, пьянствовать бесчинно.

Нет, над чашей я пою

Иль беседую невинно.

Ведущая:

Столь варварское отношение к священному напитку настолько коробило греков, что в некоторых городах за потребление неразбавленного вина была введена смертная казнь. Но не будем о грустном.

Проходит 2-й блок дегустации (Вина: «Левый берег Дона», «Саперави») /Звучит легкая инструментальная музыка/

Ведущая:

На дворе 18 век – век танцев и войн. У руля государства Российского царь-воин, царь-труженик.

/И.Штраус «Марш Радецкого»/

По преданию, Петр I во время Азовских походов обратил внимание на пригодность для виноградарства донских берегов. Как рассказывается в предписании, царь сошел на берег в одном из казачьих городков, ткнул своей заостренной палкой под ноги и сказал:

/Выходит Петр I/

ПетрI:

Благодатный край! На Рейне видел такую же землю. Приказываю посадить здесь виноград. Быть по сему!

/ «Марш Радецкого» стихает на словах «быть по сему»/

Ведущая:

Петр I даже прислал на Дон черенки. Почему мысль о сходстве берегов пришла Петру I в казачьем городке? Не потому ли, что он увидел в казачьих дворах виноградные кусты? Скорее всего – так оно и было. Благодатный край!

/Звучит веселая казачья песня – 1 куплет и постепенно стихает/

Ведущая (на фоне музыки):

А вот история Донской Войсковой печати, учрежденной Петром I в 1704 году. На ней изображен голый казак с фузией в правой руке и пороховницей в левой. На бочке перед казаком стоит чарка.

Сценка «Петр I и казак»

/Идет пьяный казак, по пояс раздетый, но с ружьем. Поет во весь голос песню. Петр I, переодетый в простое платье, насмешливо наблюдает за ним/.

Петр I:

Для чего ты не продал ружье, за которое мог бы получить большие деньги на пропой?

Казак:

Как бы не так! С ружьем государю и Всевеликому войску Донскому я честь и славу служу, а без оружия никому не угодишь.

ПетрI:

Молодец!

Казак:

А коли молодец, выпей со мной, добрый человек. То вино доброе, наше, Раздорское.

Петр I (берет чарку):

Во здравие донского казачества!

/Звучит «Марш Радецкого» без дроби. Оба уходят/

Проходит 3-й блок дегустации. (Вино «Каберне») /На фоне легкой музыки/.

Ведущая:

Что может быть лучше бокала доброго вина? Совсем другое дело – неумеренные дозы. Вот такой печальный диалог произошел на одной станичной улице после знаменитой Меланьиной свадьбы.

/Звучит песня «Пчелочка»/

Сценка «Меланьина свадьба»

/Жена ждет мужа. Приходит грустный пьяный муж домой/

Жена: Был на свадьбе?

Муж: Да…был…

Жена: Как свадьба?

Муж: Так себе…

Жена: Закуски не хватило?

Муж: Была и закуска…

Жена: Вино плохое?

Муж: И вино хорошее…

Жена: Так в чем же дело?

Муж: Принуда не было!!!

Ведущая:

Кто мне ответит, что такое «принуд»? (Правильно ответивший получает приз).

Проходит 4-й блок дегустации (вино «Натали»)

/Фон: песня Г. Лепса «Натали»/

Ведущая:

Итак, со времени, когда Петр по легенде испил донского вина, прошло сто лет. Крепла мощь государства Российского, росла слава вина Донского.

/Звучат колокола/

(продолжает): Победа! Русские в Париже! Донской атаман Матвей Иванович Платов – герой войны 1812 года. Общеизвестно, что наш земляк атаман Платов был большим знатоком вина.

Сценка «Платов и казак»

/Действие происходит в Париже. 1814 год. Идет казак, слегка пошатываясь, поет/

Платов:

Эй, станичник! Где ж ты, мил человек, так нализался?

Казак:

Ваше превосходительство! Не погуби, отец родной! Только что в магазине винном разговор имел приятственный с хозяйкой оного!

Платов (усмехаясь):

На каком же языке вы гуторили?

Казак:

Ваше превосходительство, честно сказать, мы говорили мало, больше амуры разводили! Вот заработок (показывает бутылку вина). Как оно там называется? Б-б-бу-у…»Бурдо» какое-то.

Платов:

Экий ты болван, братец! То вино «Бордо» называется и отменный вкус имеет, но мой тебе совет: пей наше, донское, крепче будешь! Вот так вот!

Проходит 5-й блок дегустации (Вина «Агат», «Тихий Дон»)

/Звучит легкая инструментальная музыка/

Ведущая:

«Если хочешь быть красивым, поступай в гусары», - говорил Козьма Прутков. Небрежно откинутый на левое плечо ментик, лихо заломленный кивер, пышные усы – разве можно остаться равнодушным к такому красавцу! Помните: «Кричали женщины: «Ура!» и в воздух чепчики бросали».

А сейчас «Полонез», господа!

/Звучат звуки «Полонеза». Актер в гусарском мундире с дамой в бальном платье танцуют. Актер падает перед дамой на колено и читает стихотворение Дениса Давыдова/.

Гусар (берет бокал, читает):

Да, каюсь – я гусар,

Давно, всегда гусар.

И с проседью усов –

Все раб младой привычки.

Люблю я шумный пир,

Умов, речей пожар,

И громогласного

Шампанского оттычки!

За прекрасных дам!

/Звучит «Мазурка»/

Проходит 6-й блок дегустации. Вино «Цимлянское». История создания. Рассказ заканчивается стихотворением А.С. Пушкина.

/Фон – Vangelis/

/Звучит Вальс Г. Свиридова к к/ф «Метель»/

Ведущая:

1829 год. Пушкин в Новочеркасске. Прогуливаясь по городу, Александр Сергеевич побывал в одном из погребков, где его угощали прекрасными донскими винами. Не эти ли стихи пришли на ум поэту в тот момент?

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан наливайте!

На звонкое дно, в густое вино

Заветные кольца бросайте!

Поднимем бокалы, содвинем их разом!

Да здравствуют Музы, да здравствует Разум!

/Громко звучит музыка. Все участники спектакля выходят с бокалами на поклон/.

Авторы сценария: Л.Э.Волкова, Н.А. Солонина, Центр культурных программ


Threesome