Сценарий

литературно-музыкального вечера

к 80-летнему юбилею Андрея Вознесенского

В Большом зале на импровизированной сцене стоит рояль, столик для ведущих вечера. На рояле – портрет Андрея Вознесенского и сборники его стихотворений. Посередине зала – экран, книжная выставка «Есть тайная ботаника души…», посвященная поэту.

Стулья для зрителей расставлены полукругом. Фоном звучат песни на стихи А. Вознесенского. Гости вечера и участники литературно-музыкальной гостиной рассаживаются. На сцену выходят ведущие.

Ведущая 1:

В человеческом организме

девяносто процентов воды,

как, наверное, в Паганини,

девяносто процентов любви.

Даже если - как исключение -

вас растаптывает толпа,

в человеческом

назначении -

девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,

даже если она беда,

так во мне,

несмотря на мусор,

девяносто процентов тебя.

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших поэтов 20 столетия - Андрее Вознесенском, узнаем удивительные факты его биографии, прикоснемся к тайнам его творчества.

Ведущая 2:

Не одно десятилетие любители поэзии спорят о Вознесенском. У него много поклонников и антагонистов. У нас любят говорить: «Вознесенский ворвался, как метеор, растолкал не успевших опомниться старших…». Конечно, наивно думать, что можно растолкать локтями Пастернака, Ахматову, Твардовского. Да еще в годы уважения и любви к ним всего общества.

Да, относиться к творчеству Вознесенского можно по-разному. Он дерзок, самоуверен, не без бравады, но в нем нет мания величия. Он обладал неистощимой энергией, познал и испытал все: удачу, быстрый взлет и признание, громкую славу и забвение, не просто забвение, а трагедию одиночества, отверженности, изгнания.

Ведущая 1:

Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Его отец Андрей Николаевич Вознесенский был инженером-гидротехником, директором Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Мама Андрея - Антонина Сергеевна Вознесенская была родом из Владимирской области. Там же, в Киржаче, Андрей провел часть детства.

Сочинять стихи Андрей Вознесенский начал достаточно рано, но о своих детских стихах Андрей Вознесенский позже никогда не рассказывал, хотя любовь к рисованию и сочинительству в раннем возрасте у него была огромной. Большое влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, дружба с которым продолжалась до последних дней Пастернака. Когда-то он написал юному четырнадцатилетнему поэту, приславшему ему на рецензию свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я страшно рад, что до него дожил».

Но, несмотря на такое благословление, Андрей Вознесенский в 1952 году поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1957 году, получив специальность архитектора.


Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
сортиры в рококо!..

Ведущая 2:

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась экстравагантностью сравнений и метафор, сложностью ритмической системы и звуковыми эффектами.
Начиная с поэмы «Мастера», написанной в 1959 году, поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. Это был прорыв нового поколения писателей, поэтов и читателей. Наступила эпоха «шестидесятников» - эпоха свободы мысли и творчества. В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В Политехнический!

В Политехнический!

По снегу фары шипят яичницей.

Милиционеры свистят панически.

Кому там хнычется?!

В Политехнический!

Ведущая 1:

В 1960 году вышли первые сборники стихов поэта – «Парабола» и «Мозаика». Первый сборник Вознесенского «Мозаика» был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Второй сборник «Парабола» вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений Вознесенского этого периода под названием «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.


Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я - Горе.
Я - голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я - Голод.
Я - горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой...
Я - Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад -
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды -
Как гвозди.
Я - Гойя.

Ведущая 2:

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у части советской литературной общественности.

На улице Горького в «Окнах сатиры» в 1960-х годах был изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг творчество поэта разгромной критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!».

Поэт, действительно, много ездил с выступлениями в Польшу, США, Италию, Францию, Канаду, Великобританию, Австрию и Болгарию. Во время своих выступлений Андрей Вознесенский стал одним из популярнейших русских поэтов в США.

Уже тогда наиболее прозорливые знатоки говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные замечания советских ортодоксов и просто завистников.


На окно ко мне садится
в лунных вензелях
алюминиевая птица —
вместо тела
фюзеляж
и над ее шеей гайковой
как пламени язык
над гигантской зажигалкой
полыхает
женский
лик!

Ведущая 1:

После снятия Хрущева у Вознесенского с властью сложились двойственные отношения. Его выпускали за границу, но только изредка, реагируя далеко не на все приглашения, которые он получал. Его произведения печатали реже, чем запрещали печатать. Каждый его сборник моментально исчезал из магазинов, а часть тиража просто забирала себе номенклатура. За тридцать лет критика писала о нем считанные разы. Но, несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от «шестидесятников» до современной молодежи. И пусть поэту пришлось распрощаться с Политехническим и Лужниками пронзительными строками стихотворения «Осень в Сигулде» из сборника «Антимиры» - строки этого стихотворения сейчас воспринимаются намного драматичнее, чем в 1961 году:

Свисаю с вагонной площадки,
Прощайте!
...уходим мы,
так уж положено...
друзья и враги, бывайте,
good bye...

Ведущая 2:

Цикл стихов Вознесенского «Антимиры», написанный в 1964 году, был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите Ваши лица», снятый сразу же после премьеры, где Высоцкий первый раз в жизни спел «Охоту на волков».

Другим известным произведением, поставленным на театральных подмостках, стала рок-опера Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», музыку к которой написал Алексей Рыбников. Эта постановка вот уже много лет пользуется огромной популярностью в московском театре «Ленком» и в других театрах России, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Настоящими соратниками, близкими по духу Андрею Вознесенскому, стали для поэта художественные руководители театра на Таганке и «Ленкома» - Юрий Любимов и Марк Захаров.

Люди потянулись к поэзии Вознесенского. В театр стали приходить письма, просили показать спектакль еще и еще... и он прошел на сцене 500 раз! Когда на Таганке шли спектакли по стихам Вознесенского, к театру приезжала конная милиция, потому что она предчувствовала, что там будет ажиотаж. В то время не существовало такого жанра – спектакль по стихам поэта. Это было очень ново и непривычно.

Ведущая 1:

Перу Андрея Вознесенского принадлежали два десятка сборников прозы и стихов, и в числе тех его произведений, что невозможно оставить без внимания, - это поэма «Ров», вышедшая в 1986 году.

Страшный документ Андрея Вознесенского «Ров», именно так хочется назвать поэму, говорит о фашизме, о нашем доморощенном фашизме. Фашизм начинается с насилия, насилие — с неуважения к человеческой личности, с ее обесценивания. Мы дорого платим теперь за то, что слишком долго пренебрегали такими извечными категориями, как совесть, мораль долг, честь. А ведь понятия эти неделимы и не требуют никаких прилагательных! Это или есть в человеке, или нет.
           …И поэт кричит! Он выступает обнаженной совестью народа. Он потрясен и должен выкричать то, что болит.

.«Ров» Вознесенского имел огромный резонанс. О поэме говорили, обсуждали в учреждениях, школах, шахтах. Тысячи писем шли в журнал «Юность», первым напечатавший поэму.

  «Человек может стать лучше, если показать ему, каков он есть», — говорил Антон Павлович Чехов. И Вознесенский с его поэмой яростно сражается против духовной коррозии, ибо дело поэта и есть его слово, если идет оно из уязвленной его души!..

На экране – видео чтения А. Вознесенским поэмы «Ров» (фрагмент)

Ведущая 2:

Последние годы Андрей Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединял чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки видеом с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, Париже, Нью-Йорке и Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.

Андрей Вознесенский был автором эссе и статей по вопросам литературы и искусства, он много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. Андрей Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Ведущая 1:

С конца 1960-х годов и до последних дней Вознесенский жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля - в день рождения Пастернака, и 30 мая – в день смерти поэта, проводил поэтические чтения.

В 2006 году у Андрея Вознесенского случился первый инсульт.

От боли дохну,
Не могу спать,
Мне лезет в окна
75...

– написал, страдая от боли и от бессонницы, Андрей Вознесенский в новой поэме «Серп и топор» в 2007 году.

В день 75-летнего юбилея друзья, коллеги, почитатели таланта поэта поздравляли его с юбилеем в новом здании Театра Петра Фоменко. Когда Андрей Вознесенский появился в актовом зале в сопровождении своей вечной спутницы и берегини Зои Богуславской – Озы из его поэмы, и направился к креслу в первом ряду, зрители встали с мест и устроили овацию. В тот вечер звучало много стихов юбиляра.

- Слово имениннику – Андрею Вознесенскому! – произнес конферансье. Юбиляр не стал подниматься на сцену, просто встал с кресла и стал читать с «листа» новые стихи: «Архитектура» и «Глобализация потепления». Из-за болезни мог читать только шепотом...

Голос теряю. Теперь не про нас

Госстелерадио.

Врач мой испуган. Ликует Парнас –

голос теряю.

 

Люди не слышат заветнейших строк,

просят, садисты!

Голос, как вор на заслуженный строк

садится.

Для миллионов я стал тишиной

материальной.

Я свою душу – единственный мой

голос теряю.

Ведущая 2:

– Меня слышно? – спрашивал Вознесенский, прерывая чтение. И смотрел в зал, на зрителей. «Слышно!» – откликалась аудитория. В зале с тысячью зрителей установилась абсолютная тишина... Затаив дыхание, зал внимал поэту... Когда он дочитал пятый или шестой лист, тишину сменили бурные аплодисменты, овации и крики «Браво!». Зал поднялся и стоя аплодировал. Зрители завалили поэта «миллионами алых роз» и гвоздик, тюльпанов и лилий, ромашек и гербер...

В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого так и не оправился. Андрей Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Андрей Вознесенский был похоронен 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Ведущая 1:

…Люди торопятся жить, потому что время, отпущенное человеку судьбой, промелькнет в одно мгновение. Век, в котором мы живем, сложный, противоречивый… и трудно однозначно ответить на вопросы: удастся ли вернуть веру в потерянные идеалы, остановить нравственную деградацию общества?

Бесспорно одно. Роль литературы в этом процессе огромна: она формирует наши взгляды, оценки, идеалы, способствует нашему прозрению, побуждает к действию, и именно такой была поэзия Андрея Вознесенского.

Авторы сценария: Л.Э.Волкова, Н.А. Солонина,

Центр культурных программ