«ВСЁ  ЖИВОЕ СТРАДАЕТ»

(Леонид Андреев  «Кусака»)

Вступление.

Я просила вас прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака». Поделитесь вашими впечатлениями о  прочитанном. Как бы назвали урок: «Собачье счастье?» «Собачья жизнь?» А может, «Дачники»? Обоснуйте ваш выбор (Происходит обмен мнениями.)

Беседа по тексту.

Глава первая    

Библиотекарь читает:  «Она никогда никому не принадлежала»-,  

до  слов на… «..На одну зиму….»                        

Кусака несчастна.  Отчего?

Ученики: «Она голодна, ее мучает холод. Ее никто не любит. Она никому не нужна. У нее нет имени»

Библиотекарь: «Что из этого с вашей точки зрения самое страшное?»

Ученики: «Когда нет имени, нет жизни. Когда никому не нужен, и сам себе тогда не нужен. Жизнь теряет смысл»

Библиотекарь: Чем опасно постоянное осознание себя несчастным?»

Ученики: «Копятся страх и злоба, а злобное существо причиняет зло окружающим. Даже война может начаться из-за злобы»

Библиотекарь: « С какой целью автор вводит в сюжет рассказ о мужике?»

Ученики: «Чтобы показать, как обижали собаку. В жизни Кусаки произошло самое страшное событие: ее сначала приручили, а потом ударили, обманули ее доверие. Мужик, наверное, накопил злобу от непонимания.

Библиотекарь: «Случайно ли мужик - пропойца?»

Ученики: «Мужик, как и Кусака, тоже никому не нужен. Не найдя, понимания у людей, он свою беду утопил в вине. Но это не выход: злоба все равно в нем копилась,  от этого страдала его семья. Кусака не могла такой выход найти.

Библиотекарь: «Кусака инстинктивно осознавала свое предназначение в жизни : охраняла человеческое жилье, а значит, служила человеку . Какое слово является ключевым в этом эпизоде?

Ученики: «Служила бескорыстно, потому что хотела быть полезной кому-то»

Глава вторая

Библиотекарь: «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми!»-, пишет Андреев. Далее о дачниках, а мы еще раньше догадались, что это счастливые люди. Как?

Ученики: Они были веселы. Когда человек счастлив, он готов обнять и осчастливить весь мир, и героиня обнимала себя и целовала воздух.

Библиотекарь: И далее писатель пытается убедить нас в этом. Прочитайте, отчего люди становились добрее. Какой финал мы вправе ожидать?

Ученики: От добрых и счастливых людей всем должно идти добро, а значит,  у нашей Кусаки жизнь должна измениться в лучшую сторону.

Библиотекарь: Лично меня что-то насторожило в поведении взрослых и детей. Видимо, и автора тоже. А может и вас? Что?

Ученики: Шутили по поводу дикости собаки и её  страха. Разве можно шутить над тем, кому страшно? Люди не задумались о причинах страха собаки. Они думали только о себе.

Библиотекарь: Прочитайте отрывок: «Когда прибежали дети…» Что нового открыли мы в Кусаке?

Ученики: Кусака умеет любить преданно. Теперь, даже, если её предадут, она не укусит, не сможет.

Глава третья

Библиотекарь:  Кусака  теперь делала даже то, что приносило ей невыразимые страдания – она играла. Почему она это делала?  От любви к людям, в угоду им, от преданности.

Ученики: От любви к людям, в угоду им….

Библиотекарь: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака…» Как вы понимаете это выражение?

Ученики: Не так важно, что она была сыта и её не мучил голод, важнее  то, что она была нужна и её любили. От  этого и исчезли страх и злоба.

Библиотекарь: В момент игры автор произносит фразу, которая как током ударила меня. Я поняла: Кусаку предадут. Отыщите в тексте эту фразу.

Ученики: «Никто не видел в её глазах странной мольбы…»

Глава четвертая

Библиотекарь:

1. Пространство в рассказе сужено, это в основном дачи. А каковы его временные рамки? Перечитайте описание весны, лета, осени. Какую роль играет пейзаж в этом произведении?

2.В осенний пейзаж «вплетен» эпизод с Илюшей. Попробуйте выбросить эту, казалось бы, ненужную сцену из рассказа. Что изменится?

3. Собака выла: выла не отчаянно громко, а ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. О чем выла? Почему так выла?

Итог

1.Можно ли сказать, что этот рассказ только о собачьей любви и преданности?

2.Как эпиграф соотносится с содержанием нашего урока?  «Всё живое имеет одну и туже душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями»

 

 

Литература:

  • Волкова О.С. Рассказ Андреева Л.А. «Кусака»/О.С. Волкова//Литература в школе.-2004.-№11.- С.38
  • Широкова Л.Н. «Кусака» Л. Андреева рассказ о… /Л.Н. Широкова//Литература в школе.-2005.-№11.-С.37