В этом месяце, первом месяце весны, я представлю вам две очень хорошие книги, в которых рассказано о замечательных, талантливых, знаменитых, женщинах.


И первая книга  посвящена великой Фаине  Раневской.


Шляхов А.Л. Фаина Раневская. Одинокая насмешница. – М.:Издательство АСТ:Астрель, 2016. – 352 с.

Фаина Георгиевна Раневская это легенда, это целая эпоха!

«Писать о себе плохо – не хочется, Хорошо – неприлично. Значит надо молчать…Воспоминания – это богатства старости» - говорила Раневская.

Фаине Раневской не раз предлагали написать воспоминания и даже выплачивали аванс. Она начинала, бросала и возвращала деньги, а уж когда ей предложили написать об Ахматовой, ответила, что «есть еще и посмертная казнь, это воспоминания о ней ее „лучших“ друзей».  Раневская часто, чуть ли не ежедневно вспоминала Ахматову.  Без нее было пусто и грустно. Очень сильно до бешенства,  раздражали Фаину Георгиевну те, кто дерзил написать воспоминания об Анне Андреевне. «Лучше бы читали ее! – восклицала Раневская.  – А ведь не знают, не читают».

Она утверждала, что  этим «вспоминательницам» просто охота рассказать о себе.

О Фаине  Георгиевне Раневской, тем не менее, написано довольно много воспоминаний и даже, исследований, одни лучше, другие послабей, но читать о Раневской всегда интересно.

Судьба исполнила главное желание юной Фаины Фельдман. Она дала ей то, чего  девушка жаждала больше всего – сцену. И Фаина стала не просто актрисой, а  блестящей, знаменитой, великой актрисой. Но, как говорила сама Раневская, «спутник славы – одиночество».

Долгая жизнь – нелегкое испытание. Тяжело смотреть на то, как постепенно тебя покидают друзья. Они уходят, оставляя после себя воспоминания. 

Те немногие, кого она одарила своей дружбой, боготворили ее. Как пишет автор книги Шляхов А.Л. готовность прийти на помощь  ближнему,  отдать последнее, окружить заботой – таков был «дружеский стиль» Фаины  Георгиевны, ее метод».

К ней тянулись, с ней было интересно. Порой  Фаина Георгиевна была колючей, язвительной, могла огорчить, но обидеть – никогда!

 Мы, зрители, знаем Раневскую по фильмам, в которых она блистательно играла, еще по спектаклям, которые, слава Богу, отсняли на телевидении «Странная миссис   Сэвидж», «Дальше – тишина».

Она очень любила  роль мачехи в фильме «Золушка».  В книге рассказано как снимался фильм, как утверждали актеров, как Фаина  Раневская  вступилась за Меркурьева, которого не хотели утверждать на роль лесничего. Фаина Георгиевна осталась очень довольна ролью мачехи в этом замечательном фильме и сама признавалась, что это случается не очень часто. Она говорила: «Какое счастье, что я поддалась соблазну и уступила предложению Шварца и Кошеваровой сняться в этом фильме».

 Когда  закончились съемки «Золушки», Раневская как она сама вспоминала, получила большую сумму денег. «Это было так не привычно, так стыдно иметь большую пачку денег». И очень быстро она их все раздала.

В кино Фаина Георгиевна снималась нечасто, но даже если фильм был откровенно слабым,  небольшие роли актрисы запоминались всегда!

В театре последний раз вышла на сцену в октябре 1982 года в спектакле «Дальше - тишина».

Восемьдесят восемь лет жизни Фаины Георгиевны дошли до нас в ее рукописях, в воспоминаниях друзей, в ее фильмах и спектаклях.

В книге Шляхова А.Л.  представлена не только полная биография актрисы, но и ее знаменитые, остроумные, порой колкие афоризмы.

В аннотации к книге написано: про Фаину Раневскую можно читать бесконечно – вам будет то очень грустно, то невероятно смешно, но никогда не скучно!  И это правда!

 

Толкунова В. Я не могу иначе: жизнь, рассказанная ею самой. – М.: Издательство «Э», 2016. – 192 с.: ил. – (Уникальная автобиография женщины-эпохи).

 

Валентина Толкунова - легендарная народная певица. Ее золотой голос можно услышать при прослушивании советских песен, во многих советских фильмах и даже мультфильмах. Талантливая артистка с большой буквы оставила глубокий след в истории эстрадного творчества России.

 

Книга начинается с воспоминаний людей, которые хорошо знали певицу, дружили с ней, вместе  выступали в концертах. Это и  Иосиф Кобзон, и Игорь Крутой, и Лев Лещенко, и Леонид Серебренников.

Иосиф Кобзон так пишет о В. Толкуновой:  «Валя Толкунова относилась к тем молодым, красивым людям, что стремились на сцену, в музыку, в сферу культуры. Выдающимися вокальными данными она не обладала, да и не претендовала на это, но была поистине музыкальна, с приятным, душевным тембром голоса».

А Игорь Крутой, который одно время работал в коллективе Толкуновой, говорит о ней: «Валентина Васильевна – суперпрофессиональная певица. Что бы у нее внутри ни происходило, она относилась к гастролям и к публике с необычайным уважением, а публика это чувствовала и отдавала ей свою любовь».

Люди, приходившие послушать Толкунову, бесконечно обожали ее, от первого до последнего зрителя. Ей писали записки «Вы вернули меня к жизни», «Я думал, что жизнь закончилась, и только Ваш голос помог», «Вы подарили мне новое понимание счастья». Такая переписка с любимой певицей шла на протяжении всей ее творческой жизни; люди писали ей, находясь в состоянии нервного срыва и прося о помощи – или выражая глубокую признательность за свет, который она излучала. Для своей публики Толкунова была богиней, посланницей свыше. Поклонники ее обожествляли, исцелялись ею и даже говорили, что ее песни облегчают физическую боль.

"Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая конечно же очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой — она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность — она была настоящей", - говорил о певице Лев Лещенко. Он очень тяжело перенес уход певицы из жизни Лев  Лещенко, с которым Валентину Толкунову связывала долгая дружба. На похоронах Лещенко сказал  И. Крутому: «Сегодня я весь день буду сердцем и мыслями с Валей, и завтра тоже, и послезавтра. После поминок буду сидеть один, поминать и разговаривать с ней». Через неделю я снова встретил Леву. Он, все в том же состоянии потрясения, сказал: «Никак не могу отойти, никак не могу поверить».

Вторая часть книги состоит из автобиографии Валентины Толкуновой. В конце пути, уже зная, что она безнадежно больна, великая певица делится личным пониманием мира и своей жизни в искусстве, по-настоящему раскрываясь и переосмысливая все самое сокровенное.

Ее запомнили не только современники, но и последующие поколения. Ведь она вкладывала в свои песни душу, и потому они вечны.