День волонтера

История волонтерства

 

Нажмите для просмотра

История волонтерства (добровольчества)

В Византии, в неделю Ваий (праздник Входа Господня в Иерусалим) и в другие крупные церковные праздники император выходил на улицы и сам раздавал милостыню нищим. Разумеется, его примеру следовало большинство состоятельных граждан империи. В Византии же появились первые богадельни, дававшие приют беспомощным старикам. Волонтерство в Европе средних веков подразумевало помимо всего прочего и неблагодарную профессию божедома во время эпидемий чумы и холеры. Странствующие врачи пытались лечить инфицированных прижиганием бубонов, прочими нехитрыми, почти шарлатанскими средствами того времени и в итоге заражались сами.

Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. Волонтерами в XVII- XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, думается, ничуть не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему, является одной из центральных. История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример - подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность.

Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.

Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством – с дихотомией «интеллигенция – народ». Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ - одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России, что нашло отражение и в нашей классической литературе, к примеру, в романе «Новь» И. Тургенева.

Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX веке возникли первые «некоммерческие общественные организации» - земства. Деятельность земств - весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры.

Земствам и врачам-энтузиастам история волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства. Вспомним хотя бы «Записки юного врача» М. Булгакова.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).

Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками. Такое волонтерство получило глубокое осмысление в русской классике: достаточно вспомнить Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании», Алешу Карамазова, создавшего целую «волонтерскую команду» в «Братьях Карамазовых» у Ф. Достоевского, или Нехлюдова из «Воскресения» Л. Толстого.

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны, не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами. Вспомним, например, пронзительную повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».

В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем, которые, в общем-то, не известны волонтерству за границей. Одна из наиболее острых - разобщенность и безынициативность современного российского общества, особенно молодежи, отторгнутой от традиционных культурно-исторических ценностей: пустота, которую стремятся заполнить преходящие фетиши западного индивидуализма. Это дискредитация основ коллективизма и взаимовыручки, которые слишком уж насильственно и рьяно насаждались у нас в годы советской власти. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем эгоцентрическом бездуховном обществе многих настораживают. Сегодня добровольцем быть не престижно, однако волонтерство в Москве, волонтерство в Санкт-Петербурге и многих других городах России медленно, но все-таки возрождается и продолжает развиваться.

К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, конечно, молодежь. Согласно недавно проведенному социологическому исследованию, 8,4 % пенсионеров хотели бы заниматься волонтерством в Москве. Между тем, если говорить, например, о волонтерстве за рубежом, например в США, картина окажется совершенно иной.

Наиболее активными и многочисленными представителями волонтерства в США являются именно пенсионеры: 24,6% их так или иначе участвует в добровольческом движении, что составляет больше половины от общей численности всех волонтеров в США. Безусловно, эта страна имеет богатейший опыт добровольческой деятельности, к которой привлекаются даже дети, начиная с 4 лет. Малыши занимаются сбором пожертвований, во время благотворительных спортивных состязаний подают воду атлетам. Волонтерство в США представлено многочисленными некоммерческими организациями, как религиозными, так и светскими, которые содержат бесплатные больницы для людей, лишенных возможности оплачивать дорогостоящую медицинскую страховку, школы, городские центры для бездомных, получающих там бесплатное жилье и еду, разнообразные телефонные службы. 11% американских волонтеров трудится в хосписах. Безусловно, все это, не идет ни в какое сравнение, скажем, с современным состоянием волонтерства в Санкт-Петербурге, Твери или Екатеринбурге.

Не менее успешно обстоит дело и с волонтерством в Европе. Там этот вид деятельности давно расценивается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. Если, к примеру, говорить о волонтерстве в Германии, там добровольцем, безвозмездно работающим в сфере тех или иных социальных услуг, является каждый третий или четвертый человек. Некоммерческие объединения, представляющие волонтерство в Германии, имеют давние традиции. Многие из них возникли сразу после Первой мировой войны.

Волонтерство весьма широко распространено во Франции, Нидерландах, Канаде, Японии и в большинстве других стран.

Отдельно следует сказать о волонтерстве международном и о той огромной роли, которую оно играло в отношениях между различными государствами Европы в течение всего прошлого столетия и продолжает играть сегодня. Годом придания волонтерству международного статуса считают1920-й. Тогда, тотчас по окончании Первой мировой войны, одной из самых разрушительных за всю историю Европы, группы волонтеров из Англии, Германии, Австрии, Швеции, Франции, вчерашние солдаты и вчерашние враги, собрались вместе, чтобы восстановить деревню близ Вердена. Деревня была полностью уничтожена в сражении, которое унесло более миллиона жизней.

Это беспрецедентное событие повлекло за собой создание старейшей международной волонтерской организации – SCI или Service Civil International (Международная Гражданская Помощь – франц.). Также, одной из старейших организаций подобного рода является Международный Красный Крест. Вслед за Красным Крестом и SCI очень скоро возникли такие международные добровольческие объединения как British Volunteer Programme (Британская волонтерская программа), US Peace Corps (Корпус Мира), Deutsche Entwiklungsdienst.

На сегодняшний день волонтерских организаций, имеющих международный статус, можно насчитать сотни. В частности, некоторые из них работают под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Их волонтеров встретишь повсюду, в местностях, пострадавших от военных конфликтов, экологических, гуманитарных катастроф. Они ведут строительные работы, оказывают гуманитарную, медицинскую и психологическую помощь, работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми и инвалидами, участвуют в образовательных программах. Ведь большинство из них - профессионалы, прошедшие строгий отбор и получившие серьезную подготовку.

В зарубежном волонтерстве существует также широкая практика международного обмена. К примеру, любой желающий сегодня имеет возможность отправиться приводить в порядок кладбище в Польше, или помогать в реставрации средневекового замка в Германии, или возделывать рисовые поля во Вьетнаме. Разумеется, такая работа не сулит никакой прибыли, зато гарантирует моральное удовлетворение и массу новых впечатлений.

В заключение, возвращаясь к положению добровольчества в России, хочется выразить надежду, что богатейшие традиции, которые имело когда-то волонтерство в нашей стране, не умерли и не умрут, а будут и дальше развиваться и процветать на благо всего человечества, во имя мира на земле и счастья каждого.

Милосердие спасет мир.Список рекомендуемой литературы о работе волонтеров

 

Нажмите для просмотра

Милосердие спасет мир

Список рекомендуемой литературы о работе волонтеров

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ ред. от 05.05.2014. – Режим доступа: КонсультантПлюс;

О проведении в российской федерации года добровольца (волонтера) [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 6 декабря 2017 №583. - Режим доступа: КонсультантПлюс;


О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями [Электронный ресурс] : письмо Минэкономразвития России от 29.11.2016 № 36550-ОФ/Д01и. - Режим доступа: КонсультантПлюс;

Зудина Л. Личная книжка волонтера [Электронный ресурс]:  / Л. Зудина //
Кадровик. Кадровое делопроизводство. -  2013. - № 4. - Режим доступа: КонсультантПлюс;

Малеина М.Н. Формирование законодательства о волонтерской деятельности [Электронный ресурс] : / М.Н. Малеина //  Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. - №5. - Режим доступа: КонсультантПлюс;

Енгалычева, Е. Закулисье Олимпийских игр [Текст] : записки олимпийского волонтера : увлекательное путешествие девушки из России : ...Афины 2004, Турин 2006, Пекин 2008, Ванкувер 2010, Лондон 2012, Евро 2012 : 16+ / Е. Енгалычева. - М. : Эксмо, 2014. – 220 с.: цв.ил. - (Записки волонтера);

(АБ, ЮН);

Астахов, П. А. Волонтер [Текст] : [16+] / П. А. Астахов. - М. : Эксмо, 2015. - 349. - (Астахов. Адвокатские романы).  (ЮН,ф.3);

Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448с. (ЧЗ);Размещено

Вперед! Нас волонтерство зовет! [Текст]. – Наша молодежь. – 2017. - №23-24. – С.9-10;

Жарикова Т.В. Культура добровольчества в России [О волонтерах в России] [Текст] : / Т.В. Жарикова // Наша молодежь. – 2017. - №23-24. – С.10-11;

Жарикова Т. Молодежная политика в древней Руси [Текст] : / Т. Жарикова // Наша молодежь. – 2017. - №21-22. – С.32-33;

Козлова, В. И. Опыт волонтерства в профилактической деятельности среди несовершеннолетних [Текст] / В. И. Козлова // Воспитательная работа в школе. - 2016. - №9. - С.71-73;

Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы [Текст] / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. - 2015. - №10. - С.10-14;

Загладина, Х.  Волонтерство в современной школе и учет индивидуальных достижений поступающих в ВУЗы [Текст] / Х. Загладина, Т. Арсеньева // Воспитательная работа в школе. - 2015. - №6. - С.41-46;

Лещинская В. Волонтерство – как форма активного и полезного отдыха [Виды добровольческой активности] [Текст] : / В. Лещинская // Наша молодежь. – 2012. - №2. – С.12-13;

Трофимова, Н. М. Воспитание подростков в волонтерской организации [Текст] : методический материал / Н. М. Трофимова, Ю. В. Паршина // Воспитание школьников. - 2011-№5. - С.46-49;

Басанец, Л. П. На работу – за новыми впечатлениями: [Волонтеры и дикая природа] [Текст] / Л. П. Басанец // Экология и жизнь.  -2010.  -№ 3. – С. 52 – 57;

Дунаева Е., Компьютер для бабушек и дедушек: [Об обучении стариков информационным технологиям в новочеркасской библиотеке имени М.А. Шолохова] [Текст] / Е. Дунаева  // Молот. - 2010. - 16 февр. - С. 1,6;

Копылова, Т. В. Наследники Великой Победы: взаимодействие школы и детского дома: [о волонтерстве, как одной из форм взаимодействия школы с детским домом] [Текст] / Т. В. Копылова, Н. В. Макаренко // Народное образование .- 2010 .- № 4 .- С. 140-142;

Капранов, Г. А. Волонтерство в США  [Текст] / Г. А. Капранов  // Воспитание школьников. - 2010. - №2. - С. 66-71; 

Ларионова, Т. П. Социальные характеристики благотворительной деятельности в Татарстане [Текст] / Т. П. Ларионова // Социологические исследования. - 2009. - № 10. - С. 40-47.

Сас, И. Не только для Сочи: [В. Путин за то, чтобы центры подготовки волонтеров в России стали постоянно действующими] [Текст] / И. Сас // Российская газета.  -2010.  - 8 декабря. – С. 3.

Руденко, Б. Волонтеры: [История волонтерского дела, человек и общество] [Текст] / Б. Руденко  //  Наука и жизнь. – 2009. – № 5. – С. 74 – 76.

Сикорская, Л. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы [Текст] / Л. Е. Сикорская // Социс. – 2007.  - № 9.  – С. 52 – 58.

Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика: [Текст] / Л. А. Кудринская // Социологические исследования. - 2006. - N 5. - С. 15-22.

Клюев, В. К. Спонсоры, дарители, благодатели... или благотворители? Практический фандрeйзинг в библиотеке [Текст] / В. К. Клюев // Библиотечное дело. - 2005. - № 4. -  С. 2-5.

Шекова, Е. Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России: [Текст]  / Е. Л. Шекова  // Социологические исследования. - 2002. - N 3. - С. 97-99.   

               

Городецкая, И. Добровольческое движение в США: [добровольческое движение (общественные организации) в США. История и современное состояние]  [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №1. - С. 78-86.                            

Интернет – ресурсы по теме «Волонтерского движение»

Международное волонтерское движение:

Виртуальный ресурсный центр для волонтеров: [Текст и перевод Всеобщей Декларации Добровольчества, теория и практика волонтерства, юридическая, психологическая и ресурсная поддержка, тренинги, конкурсы, новости, социально-экономический календарь и пр. Основные понятия волонтерства http://besplatno1.narod.ru/FAQ.htm — из пособия «Добровольцы — ценный источник», М. Олчман, П. Джордан, Университет Джона Хопкинса, 1997 г.] [Электронный ресурс] // Сайт народного эковолонтера. - Режим доступа: http://www.besplatno1.narod.ru/

Волонтерское движение в странах СНГ: [Проект Федерального закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве»] [Электронный ресурс] // Союз благотворительных организаций России. – Режим доступа: http://www.sbornet.ru/9/9_2/gd.htm

Всеобщая декларация волонтеров Париж: [14 сентября 1990 года, Декларация была принята на  11-м Конгрессе Международной Ассоциации Волонтеров] [Электронный ресурс] // «Дикое Поле» некоммерческий и негосударственный сектор Саратовской области. – Режим доступа: http://www.wildfield.ru/club/c04b102.htm

Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании: [Можно ознакомиться с текстами очень полезных и интересных книг: Кристиане Бидерман «Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании»; Юнайтед Уэй Интернэшнл «Добровольцы: Как их найти. Как их удержать»] [Электронный ресурс] // Портал: Наши друзья.  – Режим доступа: http://friends.pomorsu.ru/

О Международном волонтерском движении,    список       международных       волонтерских объединений [Электронный ресурс] // Российская   волонтерская   ассоциация   World4U. –  Режим доступа: http://www.world4u.ru/volonter.html        
 

Волонтёры и библиотека: грани сотрудничества (Сборник методико-библиографических материалов в помощь работе библиотек с волонтерами)

 

Нажмите для просмотра

Волонтёры и библиотека: грани сотрудничества

(Сборник методико-библиографических материалов в помощь работе библиотек с волонтерами)

Составитель: Гончарова А.А.

Новочеркасск 2018

 

Волонтёры и библиотека: грани сотрудничества: Сборник методико-библиографических материалов в помощь работе библиотек / МБУК НЦБС, ОМО; сост. А.А.Гончарова. - Новочеркасск, 2018.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Опыт работы библиотек РФ по взаимодействию с волонтерами.
  3. Волонтерские организации г. Новочеркасска
  4. Список использованной литературы.

  1. Введение.

2018 год объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом Президент РФ Владимир Владимирович Путин (Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)») торжественно сообщил на церемонии вручения Всероссийской премии «Доброволец России» 6 декабря 2017 года.

В ноябре Указом Президента РФ был утвержден новый праздник – День добровольца (волонтёра), который будет отмечаться ежегодно 5 декабря, как и Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития, введенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.

В сентябре 1990 на XI Всемирной конференции добровольцев была принята «Всеобщая Декларация Добровольчества».

В ней сформулированы основные принципы волонтерства:

  • признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;
  • уважение достоинства и культуры всех людей;
  • взаимопомощь и оказание безвозмездных услуг;
  • поощрение, стимулирование инициативы и творчества людей;
  • стимулирование чувства ответственности, поощрения семейной, коллективной и международной солидарности.

Законодательные акты, регулирующие волонтерскую деятельность:

Всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения в России произошёл в период зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она стала катализатором развития добровольческого движения в России. На данный момент насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры министерства образования.

По данным федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь» число молодых россиян, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, возросло на 27%. Согласно данным ведомства, в начале 2016 года в стране насчитывалось 4,2 млн. добровольцев, а к 2017 году их число достигло 5,3 млн. человек.

По данным «Росмолодёжи», самыми многочисленными общественными организациями являются «Волонтёры Победы» и «Волонтёры-медики», добровольцы которых не только участвуют в различных массовых мероприятиях, но и помогают ветеранам ВОВ, медицинскому персоналу в больницах.

В июле 2017 состоялось заседание Общественной палаты РФ по итогам слушаний на тему: «О проекте Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в РФ до 2025 года и реализации Плана мероприятий по развитию волонтёрского движения».

  1. Опыт работы библиотек РФ по взаимодействию с волонтерами.

Библиотека может использовать помощь волонтёров (в информационно-библиографической работе, в проведении массовых мероприятий, в хозяйственной деятельности), а может  стать площадкой для волонтерской деятельности, не связанной с деятельностью библиотеки. Сотрудники библиотек должны уметь привлечь волонтеров и распланировать совместную деятельность. Волонтёрство – это хорошая возможность для библиотек увеличить количество оказываемых услуг, привлечь в свое пространство большего количества читателей, найти новые формы работы.

Сотрудничество с волонтёрами помогает библиотеке:

  1. Расширить библиотечное пространство, стать библиотеке более заметной для местного сообщества. Это позволяет увеличить круг партнеров, связей с различными организациями. Взгляд на библиотеку может измениться: она в глазах окружающих станет более полезной, ее деятельность значимой.
  2. Библиотечным специалистам посмотреть на свою работу со стороны, узнать, что необходимо привнести в работу для лучшего обслуживания посетителей, для повышения востребованности библиотек в современном мире.
  3. Стимулировать творческую активность сотрудников библиотек по использованию новых технологий в пропаганде книги и чтения.
  4. Увеличить число читателей, посетителей библиотеки.
  5. Увеличить целевую аудиторию, число проводимых мероприятий.
  6. Увеличить и улучшить спектр своих услуг, увеличить продолжительность рабочего дня.
  7. Сохранить библиотеку, спасти ее от ликвидации, а порой и создать новую библиотеку.
  8. Решить часть финансовых проблем за счет привлечения добровольцев и за счет привлечения ими денежных средств.
  9. Привлечь молодых людей к библиотечной профессии.
  10. Обратить внимание общественности на проблемы библиотеки, на проблемы чтения или социально негативных явлений.
  11. Лучше узнать об интересах и потребностях молодежи, наладить контакты с молодыми людьми.
  12. Сформировать положительный социальный опыт молодых людей, помочь преодолеть изолированность и одиночество пожилых людей.

Так, например, в 2010 году Архангельская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара получила грант Президента Российской Федерации за проект «Открытые сердца», который направлен на актуализацию молодёжного волонтёрства для продвижения книги и чтения в детскую аудиторию и помог перейти от разовой акции к систематической работе. Добровольными помощниками библиотеки стали студенты Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Архангельского государственного технического университета и Северного государственного медицинского университета. Встречи с ребятами из детского дома № 2 и пациентами областной детской больницы были радостными, вдохновляющими не только для детей, но и для самих студентов. А в феврале 2011 года в АОДБ имени А. П. Гайдара была организована творческая мастерская «Прикоснись ко мне добротой». Её цель — распространение опыта работы библиотек с волонтёрами и привлечение внимания профессионального сообщества и общественности в целом к теме добровольных помощников библиотеки. Своим опытом поделились специалисты библиотек Архангельска, Северодвинска, Москвы, Карелии, Белгорода, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода.

А в 2014 году библиотека семейного чтения «Книжная гавань» (г. Северодвинск) реализовала проект «Школа волонтёров „Интернет-Start“». Его цель — социальная адаптация пожилых людей через создание условий для самообразования, преодоления социальной изолированности и одиночества, включения их в активную жизнь. Кроме того, проект помогал взаимодействовать разным поколениями. В результате было обучено 30 волонтёров (учащихся средних и старших классов СОШ № 23 г. Северодвинска) и 80 пенсионеров. В ходе занятий ученики приобрели навыки преподавания компьютерной грамотности. А пенсионеры, пройдя курс из 5 занятий, познакомились с сетью Интернет: научились создавать электронный почтовый ящик, отправлять письма и открытки, общаться в социальных сетях и программе Skype.

В Центральной городской молодежной библиотеке имени М.А. Светлова (Москва) с ноября 2011 г. действует «Библиодесант», основная задача которого – информационное и библиотечное обслуживание на дому молодых многодетных семей Москвы.

Библиотека подписала с каждой семьей договор на оказание библиотечных услуг, создала «Информационный паспорт семьи», в котором учитываются интересы и предпочтения каждого члена многодетной семьи. После заключения договора новые читатели могут сделать электронный заказ на сайте библиотеки, после чего волонтеры доставляют книги на дом. Благодаря волонтерам увеличилось количество заказов на книги и в библиотеку пришли новые читатели.

Программу громких чтений, ориентированную на воспитанников детских домов, социального приюта и школы-интерната для детей с ослабленным здоровьем, реализовала в 2011 г. Центральная городская детская библиотека-информационный центр г. Таганрога.  Целью проекта «Чеховские волонтеры — городу Чехова» было содействие популяризации чеховского наследия, активизации и развитию волонтерского движения для продвижения книги и чтения, единению местного сообщества через книгу.

Подобный проект был реализован ранее в Швеции, Германии и других зарубежных странах. Создатели проекта «Чеховские волонтеры — городу Чехова» адаптировали опыт своих зарубежных и отечественных коллег.

Основой проекта было комплектование сумок-наборов книг А.П. Чехова, не ограниченных школьной программой, для читателей разных возрастов (воспитанников) и выразительное чтение вслух этих произведений подростками-волонтерами. После громких чтений книги из сумки раздавались всем желающим на две недели. В акции принимали участие несколько библиотек города. Волонтерский отряд составил 25 человек.

Челябинская областная специальная библиотека для слепых на протяжении вот уже нескольких лет активно привлекает волонтеров для создания тактильных книг для маленьких незрячих посетителей.

Тесно связана с исследовательской деятельностью волонтеров издательская работа.

Так, волонтеры отряда «Мы — рядом!» составляют из собранных материалов специализированные электронные базы и записывают их на диски. Помимо этого, добровольцы Уразовской модельной детской библиотеки выпускают библиотечную газету «Паруса доброты», в которой можно прочитать о проведенных библиотекой мероприятиях и акциях, литературных новинках, поздравления ветеранам и стихи самих волонтеров.

ЦГДБ им. Пушкина города Санкт-Петербурга создали авторскую программу приобщения детей к чтению. Главная цель проекта – привлечение волонтёров для приобщения детей и подростков к чтению в детские библиотеки.  Например, главной целью одного из конкурсов под названием «Книгошок» было создание видеопродукта волонтёров в виде буктрейлера или записанного на камеру сторителлинга. Победителем стал волонтёр детской б-ки №6 Василеостровского района – ученик 11 класса. Он создал мультфильм под названием «В нашей семье делают так, или Летние зарисовки о моей семье». С подробностями можно ознакомиться на сайте библиотеки и журнале Библиотечное дело №15/2016 год.

Общероссийский Либмоб под названием «Как пройти в библиотеку?» впервые прошел 26 мая 2011 г., в День библиотек. Многие библиотеки, как, например, псковские, для проведения блиц-опроса привлекали волонтеров. Знающим дорогу в библиотеку волонтеры вручали флажки с лозунгами «Я люблю читать!» и «Сегодня я был в библиотеке!». Тем, кто затруднялся с ответом, раздавались буклеты с координатами библиотек.

В 2010 г. при Центральной городской детской библиотеке имени А.С. Пушкина (Саров, Нижегородская область) было создано (и действует до сих пор!) молодежное творческое объединение «НОКАУТ» (Неординарные, Оригинальные, Креативные, Активные, Уникальные Тинейджеры). Волонтеры помогают в организации и проведении массовых досуговых мероприятий для детей и родителей в стенах библиотеки, снимают клипы, буктрейлеры, в качестве ведущих и членов жюри выступают на библиотечных мероприятиях.

В работе Нижегородской государственной областной детской библиотеки на протяжении вот уже нескольких лет участвуют иностранные волонтеры.  Молодые люди из Канады, Венгрии, Австрии, Франции, Италии, Португалии, Германии, Королевства Нидерландов уже побывали помощниками библиотекарей. Волонтеры организовывали выставки, рассказывавшие об истории и культуре их стран, принимали участие в разнообразных мероприятиях библиотеки.

            На базе библиотек реализуются различные социальные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, поддержку сиротства, защиту окружающей среды и т.  д. В этом волонтеры также становятся активными помощниками библиотекарей.

            Например, в Северодвинске юные добровольцы помогают библиотекарям развивать такие актуальные направления, как профилактика наркомании и табакокурения в молодежной среде. В школе волонтеров «Наркостоп», которая была организована в рамках проекта «Библиотека против наркотиков», при помощи тренингов, ролевых игр добровольцев информировали о проблемах наркомании и старались сформировать у них активную жизненную позицию. (Организаторы считают, что секрет результативности таких акций в том, что слово ровесника порой более убедительно и действенно, нежели нравоучения старших.)

            Многолетний опыт проведения благотворительной акции под названием «Теплым словом — добрым делом» имеет Белгородская государственная детская библиотека имени А.А. Лиханова. Цель данной акции — сбор средств и подарков для социальных сирот. Помощниками в этом выступают студенты Белгородского государственного университета и других учебных заведений города. Сотрудниками библиотеки были подготовлены обучающие семинары для волонтеров по выработке необходимых навыков социальной работы. Библиотекари считают, что подобные акции имеют две цели: реальная помощь детям и распространение идеи безвозмездной помощи нуждающимся детям.

            В июле 2013 г. при Воронежской областной юношеской библиотеке имени В.М. Кубанева начала работать «Мобильная школа юного волонтера «ЭКО: Экология. Культура. Образование». Программу школы составили интерактивные обучающие занятия, акции, мероприятия, направленные на приобретение школьниками разнообразных экологических знаний и повышение уровня экологической культуры. Для школьников были организованы выездные занятия в Воронежском зоопарке, Зоологическом музее имени И.И. Барабаш-Никифорова, Ботаническом саду имени

Б.М. Козо-Полянского и т. д.

            Юные волонтеры изготавливали кормушки и скворечники, после чего приняли участие в экологических акциях, раздавая на улицах памятки «Эти птицы могут жить в Вашем скворечнике». В ходе акции «Посади дерево» школьники высадили в библиотечном сквере и на школьном участке саженцы катальп, которые они вырастили сами из семян.

            В 2013 г. детская экологическая библиотека «Радуга» г. Пскова открыла пункт приема помощи для бездомных животных. Помощники библиотеки вели активную работу по привлечению людей через библиотечную группу «ВКонтакте», расклеивали объявления о проведении акции, помогали организовать выставку детских рисунков «От детского сердца мохнатой лапе».

            Библиотечные добровольцы принимают активное участие в антинаркотических акциях. Так, в Локне (Псковская область) активисты расклеивали листовки и раздавали памятки «Здоров — значит счастлив!».

            В Астраханской юношеской библиотеке имени Б. Шаховского было организовано волонтерское движение под названием «Территория добрых дел». На этой «территории» собрались молодые люди (возраст участников от 14 до 30 — это и школьники, и студенты), объединенные одним желанием помогать пожилым людям и инвалидам. Волонтеры помогают в домах престарелых (в том числе осуществляя там библиотечное обслуживание), участвуют в сборах помощи и других краткосрочных проектах библиотеки.

С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». С помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.

У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года. В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом. Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

В 2011 г. центральная городская детская библиотека им. Ленина г. Ростова-на-Дону выступила инициатором проекта «Я — волонтёр», ставившего своей целью формирование у детей и молодых людей культуры социального служения через активное решение актуальных общественных проблем. Проект предусматривал ряд комплексных мер, главными из которых являлись информирование населения по вопросам волонтёрства, формирование банка данных предприятий, предоставляющих работу волонтёрам, организация волонтёрской деятельности в помощь библиотечному обслуживанию читателей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию волонтёрского движения.

В течение последних трех лет совместно с городским Советом молодежи ЦГДБ им. Ленина провела ряд ярких мероприятий, которые, безусловно, оставили заметный след в социокультурной жизни местного сообщества. Одним из таких библиотечных событий явилось празднование в центральной детской библиотеке Международного дня добровольца. Составной частью программы праздника стали тренинг по формированию и развитию добровольческих навыков, торжественное вручение волонтёрских книжек начинающим добровольцам, а также ряд информационных встреч, в которых приняли участие представители таких авторитетных организаций города, как благотворительный фонд помощи детям «Доброе дело», Областная станция переливания крови, Областная детская больница.

С 2011 г. члены Региональной молодежной организации «Я — волонтёр» оказывают большую помощь многим ростовским библиотекам в обучении пожилых людей компьютерной грамотности. Так, в публичном центре правовой информации им. Плеханова волонтёры по индивидуальным программам обучили основам компьютерной грамотности, поиску информации и работе в социальных сетях несколько десятков пенсионеров. Волонтёры принимают участие и в обучении основам компьютерной грамотности детей: на базе ЦГДБ им. Ленина работает клуб «КОМПот». За последний год здесь обучено 50 человек.

            Библиотечный молодёжный совет — формат взаимодействия с волонтёрами, чрезвычайно развитый в некоторых странах, прежде всего, в США. Вот как предлагает использовать возможности такого совета при реализации библиотечных программ бывший директор по развитию Американской молодёжной ассоциации (YALSA), автор книги «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодежи, подростков, детей» Дж. Лиллиан: «Зачем делать все в одиночку? Если у вашей библиотеки есть молодежный совет, узнайте, какие маркетинговые стратегии они использовали бы, чтобы заинтересовать своих друзей. На очередной встрече молодежного совета попросите его участников помочь вам сделать флаеры и рекламные листовки. Пусть они распространят флаеры в своей школе (разумеется, с разрешения администрации школы, для этого вам стоит заручиться поддержкой медиаспециалистов школьных библиотек)… Возможно, члены молодежного совета знают, какие магазины и кафе вашего города чаще всего посещают их сверстники. Узнайте у руководства этих магазинов и кафе, можно ли в них раздавать библиотечные флаеры. Предложите им предоставлять купоны на скидку или подарки тем, кто посещает библиотечные мероприятия для молодежи…». И т.д.

Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

Опыт работы библиотек Ростовской области с волонтерами был обобщен в 2014 году в сборнике, подготовленном ДГПБ - «Библиотека как площадка развития волонтерского движения» (Сегодня в библиотеках области. Вып. 29).

Представлен в сборнике и опыт библиотеки им. М.Шолохова г. Новочеркасска – «Библиотека как площадка волонтёрского движения» (Автор - Колесникова В.И., заведующая библиотекой имени М.А.Шолохова).

            Библиотека сотрудничает с ребятами-добровольцами с 1 октября 2009 года в рамках международной гуманитарной программы «Место встречи – диалог». Суть проекта «Место встречи поколений» состоит в том, что люди разных поколений вовлечены в совместную деятельность. Молодёжь преподаёт старшему поколению уроки компьютерной грамотности, старшие постигают увлечения молодёжи, вместе обсуждают проблемы на совместных дискуссиях. Группа волонтёров с творческим огоньком и духом познания провели также большую работу над созданием видеофильма «Дети войны». Эта работа велась на летних каникулах, так как требовалось достаточно много времени. Им удалось записать на видеокамеру порядка 10 интервью с бывшими узниками фашистских лагерей, детьми войны. На основе воспоминаний пожилых участников создан получасовой фильм о детях войны. Состоялся открытый показ этого фильма в библиотеке, школах, колледжах города, по местному каналу телевидения.

            Подробнее со статьей можно познакомиться по ссылке: http://donlib-online.dspl.ru/Data/Деятельность/Документационное%20обеспечение/2014/Сборник%20Волонтеры.pdf

Как правило, к формам поощрения волонтёров относятся бесплатный формуляр читателя библиотеки; свободный доступ к информационным источникам и материалам; первоочередное чтение новой литературы; вручение значка (бейджа), футболки, бейсболки с логотипом библиотеки и надписью «Волонтёр»; приглашение на благотворительные мероприятия; популяризация их деятельности в школах, микрорайоне; постоянная реклама в библиотеке; статьи об их деятельности в СМИ.

  1. Волонтерские организации Новочеркасска

  1. Список использованных источников.
  • Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)» [Электронный ресурс] // Президент России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/42573
  • Указ Президента Российской Федерации «О Дне добровольца (волонтёра)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711270066

  • 2018 – Год добровольца и волонтёра в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libkids51.ru/virtual/method51/proekt/16-01-2018.shtml
  • Библиотечные волонтёры [Электронный ресурс] // Библиотечное Дело. – Санкт-Петербург : Агентство Информ-Планета. – 2011 г. – № 3. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd23.pdf
  • Волонтёрское движение и библиотеки [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Амур. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод, отд. ; сост. : Г. А. Базарная. – Благовещенск, 2017. – 28 с. – Режим доступа: http://www.libamur.ru/sites/libamur/files/volonterskoe_dvizhenie_0.pdf
  • Волонтёрское движение: истоки и современность [Электронный ресурс] / Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Вологодская областная детская библиотека»; сост. : Е. Б. Резванцева ; отв. за вып. : Т. В. Кузнецова. – Вологда, 2016 г. – 8 с. – Режим доступа: http://www.vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/File/2017/volonter.pdf
  • Волонтёрство в библиотечном деле [Электронный ресурс] : вебинар // Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки www.pskovlib.ru. – Режим доступа: http://metodistam.blogspot.ru/2016/12/blog-post_70.html
  • Волонтёры и библиотека : грани сотрудничества : Сборник статей [Текст] / Сост. Е. О. Шадская. – Очёр : МАУК МЦБ, 2017. – 108 с.
  • Волошина Т. Право на бесплатный труд [Текст] / Т. Волошина // Справочник руководителя учреждения культуры .- 2015 .- №9.- С. 102-105.
  • Ворочева И. Волонтеры спешат на помощь [Текст] / И.Ворочева // Библиотека .- 2008 .-№ 7 .- С. 68-69.
  • Ганзикова Г. Пятнадцатилетний волонтер [Текст] / Г.Ганзикова // Библиополе – 2007 .- № 11.-С. 63-67.
  • Далецкая М.Э. О добровольцах в контексте истории [Текст] / М. Э. Далецкая // Библиотека в школе. Издат. дом «Первое сентября». - 2012. - № 3. - С. 20 -21.
  • Додор Т., Савинцева Е. Добровольцы идут на помощь [Текст] / Т. Додор, Е. Савинцева // Библиотека .- 2010 .- № 6.- С. 63-64.
  • Каменских Г.В. Волонтеры из «Книжного братства» [Текст] / Г.В.Каменских // Молодые в библиотечном деле .- 2005 .- №9-10. С. 112-114.
  • Капранов Г.А. Волонтерство в США [Текст] / Г.А.Капранов // Воспитание школьников. - 2010. - № 2. -С.66 - 71.
  • Кастильо Мехиа А. Возвращение тимуровцев: на помощь спешат библионеры [Текст] / А. Кастильо Мехиа // Библиотека – 2017. - № 6. С.58-60.
  • Кивелевич Э. «Школа волонтера» : как на практике готовить добровольцев [Текст] / Э. Кивелевич // Справочник руководителя учреждения культуры .- 2016 .- № 9.- С. 99-105.
  • Кравченко М. Библиотека и волонтёры : На пути социокультурного созидания [Текст] / М. Кравченко // Библиотечное дело. – 2016. - № 11. – С. 40-43.
  • Кравченко, М. В. Библиотека и волонтёры – совместный труд объединяет [Текст] / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2014. – № 9. – С. 7477.
  • Лучшие методики и практики детского волонтёрства: метод, рекомендации [Текст] / Мос. обл. гос. дет б - ка, метод, отд. ; сост. Ильина О.А., Картоножкина Т.Ю. - Пушкино, 2018. - 29 с.
  • Макурина А.Н. Сказка в детской больнице [Текст] / А. Н. Макурина // Библиотека в школе. Издат. дом «Первое сентября». - 2012. - № 3. - С. 10 – 13.
  • Микийчук М. Команда супергероев: Школа творческого общения [Текст] / М.Микийчук // Библиотечное дело .- 2011 .- № 10.- С. 38-40.
  • Михнова И. Волонтёры: «свободный труд свободно собравшихся людей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazetargub.ru/?p=5474
  • Нестерова А.Г. Организация работы с волонтерами в рамках службы со-провождения семьи и ребенка [Текст] / А. Г. Нестерова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 4. -С. 36 - 40.
  • Панова, А. Ю. Волонтёры в библиотеках [Текст] / А. Ю. Панова, Т. В. Пашкевич ; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2015. – 93 с. : схемы. – (Библиотека библиотекаря).
  • Пантюшева Т. Помощь сироте: ликбез для волонтера [Текст] / Т. Пантюшева // Защити ребенка!. - 2012. - № 1. - С. 36 – 37.
  • Сегодня в библиотеках области: «Библиотека как площадка развития волонтерского движения»: Вып. 29 / Донская гос. публ. б-ка. – Ростов-на-Дону, 2014. – 54 с.
  • Создаем волонтёрский клуб в детской библиотеке: метод, рекомендации [Текст] / Мос. обл. гос. дет б - ка, метод, отд. ; сост. Ильина О.А. - Пушкино, 2018. - 11 с.
  • Третьякова, С. Ю. Проект «Открытые сердца»: от идеи до реализации [Текст] / С. Ю. Третьякова // Библиотека в школе. – Издат. дом «Первое сентября». – 2012. – № 3. – С. 89.

 День волонтера. Сценарий.

 

Нажмите для просмотра

День волонтёра

Сценарий проведения мероприятия для школьников

 

«Но каждый знает эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь ты людям

Тем радостней живёшь ты для себя»

                                                        Л. Татьяничева

 

Ведущая: Есть у известного педагога Сухомлинского рассказ «Пахарь и крот». «Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот: 

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает:

- Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот:

- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя! Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

– Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

Какой принцип жизни у Пахаря? Какой у крота? Почему вспомнился этот рассказ? Потому что вчера был День добровольца.

Генеральная Ассамблея ООН в 1985году предложила правительствам государств – членов ООН ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. А также призвала их содействовать повышению осведомлённости о вкладе службы добровольцев и тем самым побуждать ещё больше людей во всех сферах деятельности предлагать свои услуги в качестве добровольцев, как на родине, так и за рубежом. Но многие люди искренне убеждены, что в России нет волонтёрства, да и вообще в наше время нет места ничему доброму, и никто ничего не будет делать бесплатно. Хотя функционирует огромное количество благотворительных фондов, некоммерческих организаций, пунктов сдачи крови для доноров, постоянно проводятся мероприятия, где задействованы добровольцы Согласно Всемирной декларации добровольчества, добровольчество – это фундамент гражданского общества. 

Ребята, кто такой волонтёр?

 

(ребята дают свои формулировки значения слова «волонтёр»)

 

Ведущий: Одним словом невозможно охарактеризовать современного волонтёра. Для каждого человека это слово имеет более глубокий смысл. Стать волонтёром – это почти то же, что стать волшебником. Ты делаешь мир ярче, светлее и теплее от порыва сердца любить. Быть волонтёром – это  крайне сложно в социуме и достаточно сложно в нынешнем мире социальных неравенств и денежных отношений, но однозначно нужно и крайне важно. Важно в первую очередь для себя.  Когда начинаешь эту работу, то не думаешь, как тебя назовут. Просто хочется сделать что-то доброй. Это может быть твоей отдушиной, смыслом жизни, хобби, призванием, тайным пристрастием или необходимостью.

 

Волонтёр – это тот, кто видит свою нужность даже в самых заурядных местах. 

Волонтёр – это человек, умеющий понимать жизнь и сострадать.

Волонтёр – это тот человек, который шагает по миру с открытым сердцем.

Быть волонтёром  - значит стремиться помочь.

 

Вопросы для мини-дискуссии:

 1. Как и почему люди помогают друг другу?  Почему не обойтись без помощи? Нужна ли только практическая помощь? Какую роль играет моральная помощь?

 

2.Одинаково ли развита у людей способность помогать, думать о других?   Почему одни с детства до глубокой старости находятся в состоянии униженных, просящих, берущих, завидующих, а другие вне зависимости от материального уровня благосостояния, жизненных обстоятельств, физической и психологической нагрузки наоборот – всегда готовы отдать, помочь, поддержать. И это их нормальное состояние, они не чувствуют себя обделёнными из-за того, что поделились последним, истратили собственные силы и время, помогая другим. Знаете ли  вы таких людей, которые своими делами служили человечеству? (Все люди – разные, поэтому они отличаются   развитием  этого качества.  Есть мать Тереза, доктор Гааз,  Андрей Сахаров, а есть люди, которые оправдывают свой отказ фразами: «Некогда», «Это не моё дело», «Это бесполезно». А, может быть, люди просто не хотят признаваться, что не хотят помогать?)

     

3. Помогать трудно, часто не хочется. Давайте подумаем, что самое трудное? Выполнить тяжелую работу для близких людей  или принять участие в общем деле, за которое не будет никакой выгоды?

 

4.Почему люди порой осуждают тех, кто помогает? (наверное, так люди оправдывают своё бездействие)

 

Помогать другим трудно, особенно, когда это надо делать в одиночку, и люди прикрывают своё нежелание отговорками о бесполезности усилий или нехватке времени. Однако, взаимопомощь необходима, обойтись без неё невозможно, и есть множество примеров душевной щедрости и благородства.

 

А теперь проведём Игру «Найдите друг друга», цель которой дать почувствовать, что в общественной сфере мы действуем, исходя из наших обычных знаний и навыков, здравого смысла, нормальных человеческих потребностей. Игру разработал Московский Молодёжный Центр по правам человека.

 

Современного добровольца охарактеризовать невозможно. Для  каждого человека это слово имеет более глубокий смысл, а сама деятельность связана с непрерывным развитием и ростом. Чему должен учиться волонтёр?

Приведу пример. Вы хотите заняться поисковой работой, отыскивать людей, потерявшихся в лесу или вообще. Здесь, как нигде необходима слаженность действий, работа в команде. Поисковая работа – это аналитика, алгоритмы работы, умение общаться.  У нас есть желание, стремление, человеческий ресурс, целевая аудитория и необходимый реквизит. Однако, наша структура рухнет, если мы этот фундамент не укрепим знаниями и отточенной командной работой. Поэтому нужно учиться. Для этого есть волонтёрские центры, школы актива. В конце концов, вы окажетесь с людьми, которые связаны одной цепью и объединены одной целью.  Найдёте верных друзей, коллег и единомышленников, всегда готовых помочь.

У меня будет ко всем вопрос. А что даёт волонтёрская деятельность?

 

(ребята стараются ответить на этот вопрос, помощник ведущего записывает ответы на доске, ведущий дополняет)

 

Мы только что говорили о том, что волонтёрская деятельность  связана с непрерывным развитием и ростом. Из простых волонтёров можно вырасти в опытных организаторов и настоящих лидеров. Опыт, полученный в процессе выполнения работы добровольцем бесценен. Из личного опыта вы приобретёте:

  • Новые знакомства;
  • Опыт работы в команде;
  • Умение креативно подходить к решению нестандартных задач;
  • Нереальный уровень стрессоустойчивости и позитива;
  • Осознание того, что ты делаешь дело, которое приносит людям радость и помогает справиться с проблемами. Что приносит радость и тебе;
  • Умение учиться не боятся нового;
  • Улыбки и радость на лицах людей;
  • Возможность побывать в разных концах страны и мира;
  • Посетить мероприятия, великолепная возможность посмотреть, как организуются подобные мероприятия;
  • Меняется взгляд на вещи и мировоззрение;
  • Добрые поступки можно фиксировать документально с помощью личной книжки волонтёра;
  • Работа волонтёра будет засчитываться в стаж работы;
  • При трудоустройстве работу и в росте карьеры;

 

Несколько слов о волонтёрской деятельности за рубежом. Австрийцы активно работают с беженцами при поддержке ООН, в Израиле очень развита система помощи детям.  В вопросе социальной поддержки они знают, как помогать, защищать и что реализовывать. При этом государство разрешает волонтёру заниматься своей деятельностью не более 4 часов в неделю, дабы волонтёру не перегореть. Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтёрских акциях. Каждый третий немец является волонтёром. 26% японцев имеют опыт волонтёрства в прошлом. Быть добровольцем модно и популярно не только в европейских странах, но и в России. Неважно, где ты находишься, какого цвета твоя кожа, где твой дом, на каком языке говоришь. Ты протягиваешь руку и достаёшь любой кусок Земли во благо мира и счастья каждого.

 

Список литературы о добровольческом движении:

 

Алексеев А. Молодёжное добровольчество / А.Алексеев // Юность 2012. - №10 – С.12 -13

Бегинина Е. Волонтёр – кто он? / Е.Бегинина // Юность 2012 - - №10 – С.14 - 15

Бегигина Е. Простого рецепта нет / Е.Бегинина // Юность.- 2012 - № 12 –С.63

Бегигина Е. Международное волонтёрство – новые возможности / Е.Бегинина // Юность  -2013- №8 – С.78

Бегигина Е. Волонтёр культуры / Е.Бегинина // Юность  -2013- №8 – С.78-79

Горячева Е. Надежда на спасение/ Е.Горячева // Юность  -2013- №8 – С.80

Гусева Е. Потеряшки / Е.Гусева // Юность – 2012 -№ 11 – С.88 - 89

Гулявина А. Волшебная страна / А.Гулявина // Юность – 2012 - №11 –С.86 - 87

Квурт А. [Быть социально полезным] / Анна Квурт // Юность. - 2012. - № 10. - С. 11.

Квурт А. Добровольцы – Москве / Анна Квурт // Юность. - 2012 - №10 – С. 15

Квурт А. Спортивное волонтёрство / Анна Квурт // Юность. - 2012 - №10 – С.16

Малкова Е. Наука, образование и солидарность / Е.Малкова // Юность.- 2012 - № 12 – С.64 -65

Макарова Г.В. Программа развития волонтёрского движения «Творим добро» (11классы) / Г.В.Макарова // Классный руководитель. - 2013. - №2 – С.105 – 112

Рыцари для слабого пола // АИФ на Дону - №48 – С.2

 

Подготовила: Колесникова В. И. зав.библиотекой им.М.А.Шолохова МБУК НЦБС